: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

О. В. Патрина

Проблема формирования культуры межличностного общения
в работах А. С. Макаренко

Культуре человеческого общения посвящено много работ отечественных и зарубежных учёных. Такое внимание к этой проблематике вполне оправданно, так как культура общения является неотъемлемой частью общей культуры человека. Однако актуальность проблем, связанных с вопросами формирования и повышения уровня культуры общения людей продолжает возрастать. Особенно ярко эта тенденция проявляется в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений.

В настоящее время все стороны государственной и общественной жизни претерпевают изменения. В результате происходят изменения и в требованиях, предъявляемых к человеку со стороны общества. Это не может не отразиться на образовательном и воспитательном процессе высших учебных заведений. В первую очередь любой вуз ставит своей задачей подготовку специалистов с высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональной культуры. Таким образом, овладение студентом культурой общения становится важной составляющей его профессионально-личностного формирования. Вопросам целенаправленного формирования культуры межличностного общения уделялось достаточно много внимания и со стороны педагогов-классиков, в том числе А. С. Макаренко. В своей теории он рассматривал процесс формирования культуры межличностного общения как один из важнейших аспектов воспитательной работы. В их число входит и высокий уровень общей культуры человека, которая включает в себя культуру межличностного общения.

Говоря о культуре общения, мы подразумеваем овладение человеком культурой речи, эмоциональной культурой, умением преодолевать коммуникативные барьеры, овладение приёмами невербального общения. Кроме того, культура межличностного общения предполагает соблюдение человеком этических, моральных и нравственных норм поведения. Казалось бы, что все вышеперечисленные составляющие культуры общения отражают современные представления о культуре межличностного общения. Но интересно, что между современными критериями культуры общения и теми, которые выдвигал А. С. Макаренко, прослеживается явная аналогия.

Проводя воспитательную работу с молодёжью, а особенно со студентами высших учебных заведений, большое внимание необходимо уделять культуре речи. Она включает в себя знание норм современного литературного языка, умение выстраивать диалог и монолог, умение высказываться аргументировано, правильно подбирать языковые средства. Особые усилия педагогов должны быть направлены на борьбу с употреблением ненормативной лексики. А. С. Макаренко же боролся с этим «наследием рюриковичей» как с большим злом. Он говорил: «Не все понимают такую простую, абсолютно очевидную вещь, что матерное слово есть неприкрашенная мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте» [2, с. 263].

С целью формирования культуры речи А. С. Макаренко активно приобщал своих воспитанников к чтению художественной литературы и к искусству. Обязательным для всех воспитанников было присутствие на общих собраниях, где А. С. Макаренко приучал их грамотно говорить, аргументировано высказывать свою точку зрения. Да и сам Макаренко постоянно совершенствовался и не переставал работать над собой. Умению говорить он уделял очень большое внимание. В своей книге «О коммунистическом воспитании» он написал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить “иди сюда” с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса» [2, с. 462].

Большое значение А. С. Макаренко уделял тональности, в которой произносится речь. «Очень важно, каким тоном говорится. Простая фраза: “можешь идти”, но эту простую фразу, эти два слова можно сказать 50 способами» [2, с. 407]. Кроме того, говоря о педагогическом умении, он отмечал, что «Педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п.» [2, с. 232].

Говоря о таком аспекте культуры общения, как умение слушать своего собеседника, мы подразумеваем прежде всего соблюдение партнёрами по общению определённого такта. Большую роль при этом играет вежливость, как основа такта. Относительно вежливости А. С. Макаренко писал: «Вежливость к каждому гостю, к каждому товарищу должна быть доведена, конечно, до совершенства» [2, 365].

Большое значение сегодня мы придаем эмоциональной культуре, которая включает в себя умения контролировать свои эмоции, распознавать эмоциональный настрой собеседника, подкреплять свою речь выразительностью. А. С. Макаренко формировал у своих воспитанниках и эмоциональную культуру, особенно умение контролировать свои эмоции. Это умение Макаренко называл торможением. Говоря об этом важном качестве, он отмечал: «Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку. Это торможение выражается в каждом физическом и психическом движении, в особенности оно проявляется в спорах и ссорах» [2, с. 367]. Макаренко учил подростков умению ориентироваться в процессе общения. Он говорил: «По отношению к каждому человеку должна быть ориентировка» [2, с. 366]. Такая ориентировка предполагает, что воспитанник должен уметь чувствовать настрой собеседника, соблюдать определённую дистанцию и уметь анализировать ситуацию в целом.

Культура межличностного общения предполагает и овладение человеком приёмами невербального общения, умением интерпретировать жесты и мимику партнёра по общению. Но и этот аспект был учтен А. С. Макаренко. В своих работах о говорил о том, что очень важна мимика, умение вставать, умение сесть. Говоря о педагогах, Макаренко указывал, что «не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать своё настроение» [2, с. 237].

В последнее время все чаще применительно к общению стал употребляться термин «ассертивность», который обозначает умение ясно и уверенно излагать свои чувства, желания, потребности и мысли. Во времена А. С. Макаренко этот термин не употреблялся, но при изучении его трудов можно провести явную аналогию между его термином «точность» и «ассертивностью». Макаренко требовал точности во всем: в данном слове, в выражениях, в изложении мыслей и чувств.

Невозможно говорить о наличии у человека высокого уровня культуры межличностного общения, если он не соблюдает этические, моральные и нравственные нормы поведения. Соблюдения этих норм требовал от своих воспитанников, также от педагогов и воспитателей и А. С. Макаренко. Особое внимание он уделял внешнему виду человека, его аккуратности и опрятности. Макаренко писал: «Трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками» [2, с. 113]. А вот  ещё одно яркое высказывание Макаренко: «Воспитатель, который вытаскивает из кармана черный скомканный платок, – это уже не воспитатель» [2, с. 463].

Таким образом, мы видим, что А. С. Макаренко придавал большое значение культуре межличностного общения, как одной из составляющих общечеловеческой культуры в целом. Его опыт и в настоящее время должен активно использоваться при осуществлении воспитательной работы с молодёжью и студенчеством.

 

Библиографический список

1. Макаренко А. С. О коммунистическом воспитании [Текст]: избранные педагогические произведения / А. С. Макаренко. Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1953. 536 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению