|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Д. А. Манды Из опыта работы
А. С. Макаренко Антон
Семёнович – педагог-новатор, описывая свой опыт работы с несовершеннолетними
правонарушителями в колонии им. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского,
показал в историческом аспекте сложный процесс внедрения в жизнь и
творческого развития системы коммунистического воспитания. Проблема
воспитания в учреждениях для несовершеннолетних стоит и сегодня достаточно
остро, поэтому изучение опыта работы А. С. Макаренко представляет большой
интерес для современных педагогов и учёных. Теоретические
положения А. С. Макаренко вытекают исключительно из его личного опыта. И
здесь для нас важны моменты, которые должны быть взяты на вооружение
современными социальными педагогами: 1.
Никаких прирождённых преступников, никаких прирождённых трудных характеров не
существует; мальчики и девочки становятся правонарушителями или
«ненормальными» благодаря «правонарушительской» или
«ненормальной» педагогике. 2.
Активная и целеустремленная педагогика очень быстро обращает уязвимый детский
коллектив в коллектив совершенно нормальный. 3.
Главным воспитательным результатом в работе с несовершеннолетними
правонарушителями должна быть сознательная дисциплина, потому что от
человека, не признающего никаких правил и законов общежития, обществу больше
вреда, чем пользы. Многими
современниками Антона Семёновича дисциплина трактуется как средство
воспитания. Но он считал, что она является продуктом всей суммы
воспитательных воздействий, включая и образовательный процесс, и процесс
политического воспитания, и процесс организации характера, и процесс столкновений
и конфликтов в коллективе и т. д. Рассчитывать, что дисциплину можно создать
одной только проповедью, одними разъяснениями – значит рассчитывать на
результат чрезвычайно слабый. В воспитательных учреждениях А. С. Макаренко
вся жизнедеятельность детей организуется таким образом, что создаются условия
жизни, несовместимые с недисциплинированностью. На это работают коллективные
традиции, правила и законы, весь уклад детской жизни: режим, система
требований к воспитанникам, принципы воспитательного взаимодействия с ними. А. С.
Макаренко всей своей многолетней практикой доказал, что не может быть создан
коллектив и дисциплина в коллективе, если не будет требований к личности. Не
может быть воспитания без требования. Антон Семёнович являлся сторонником последовательного,
определённого требования без поправок и без смягчения, которое должно быть
доведённым до возможного предела. Нельзя предъявлять грубые требования,
нелогичные, смешные, не связанные с требованиями коллектива. Требование
– необходимый элемент дисциплинирования коллектива, но не единственный. Кроме
требования есть привлечение, понуждение и угроза. Одно дело привлечение
подарком, наградой, премией, какими-то благами для отдельной личности, и
другое дело – привлечение эстетикой поступка, его красивой внутренней
сущностью. То же самое понуждение, но высказанное в форме доказательства или
убеждения, а также намёком, улыбкой, юмором. Если в начале развития
коллектива можно угрожать наказаниями, неприятностями и т.д., то в развитом
коллективе такие меры уже излишни. На высшей стадии развития детский
коллектив сам предъявляет требования к воспитанникам и сам при необходимости
наказывает их. На
наказания со стороны педагога у Макаренко такая точка зрения: там, где нужно
наказывать, педагог не имеет права не наказывать. Наказание – это не только
право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо; если
совесть педагога, его техническая квалификация, его убеждения говорят, что он
должен наказать, он не имеет права отказаться от наказания. Но каждое
наказание должно быть чрезвычайно индивидуальным, чрезвычайно приспособленным
к отдельной личности. Наказание должно разрешить и уничтожить отдельный
конфликт, а не создавать новых конфликтов. Сущность наказания, по Макаренко,
заключается в переживании ошибки, отрешения от коллектива, хотя бы
минимального. Антон
Семёнович своим опытом убеждает нас в том, что в детском коллективе можно с
успехом осуществлять упорядоченное движение с торможением, с уважением к
соседу, к общему имуществу и т.д. А главное, чему мы должны научиться на его
опыте – это создание всеми воспитательными средствами таких условий в детском
коллективе, в которых всякие правонарушения были бы просто невозможны. |
|
||
|
|
|
|
|