: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Д. А. Манды

Из опыта работы А. С. Макаренко
с несовершеннолетними правонарушителями

Антон Семёнович – педагог-новатор, описывая свой опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями в колонии им. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, показал в историческом аспекте сложный процесс внедрения в жизнь и творческого развития системы коммунистического воспитания.

Проблема воспитания в учреждениях для несовершеннолетних стоит и сегодня достаточно остро, поэтому изучение опыта работы А. С. Макаренко представляет большой интерес для современных педагогов и учёных.

Теоретические положения А. С. Макаренко вытекают исключительно из его личного опыта. И здесь для нас важны моменты, которые должны быть взяты на вооружение современными социальными педагогами:

1. Никаких прирождённых преступников, никаких прирождённых трудных характеров не существует; мальчики и девочки становятся правонарушителями или «ненормальными» благодаря «правонарушительской» или «ненормальной» педагогике.

2. Активная и целеустремленная педагогика очень быстро обращает уязвимый детский коллектив в коллектив совершенно нормальный.

3. Главным воспитательным результатом в работе с несовершеннолетними правонарушителями должна быть сознательная дисциплина, потому что от человека, не признающего никаких правил и законов общежития, обществу больше вреда, чем пользы.

Многими современниками Антона Семёновича дисциплина трактуется как средство воспитания. Но он считал, что она является продуктом всей суммы воспитательных воздействий, включая и образовательный процесс, и процесс политического воспитания, и процесс организации характера, и процесс столкновений и конфликтов в коллективе и т. д. Рассчитывать, что дисциплину можно создать одной только проповедью, одними разъяснениями – значит рассчитывать на результат чрезвычайно слабый. В воспитательных учреждениях А. С. Макаренко вся жизнедеятельность детей организуется таким образом, что создаются условия жизни, несовместимые с недисциплинированностью. На это работают коллективные традиции, правила и законы, весь уклад детской жизни: режим, система требований к воспитанникам, принципы воспитательного взаимодействия с ними.

А. С. Макаренко всей своей многолетней практикой доказал, что не может быть создан коллектив и дисциплина в коллективе, если не будет требований к личности. Не может быть воспитания без требования. Антон Семёнович являлся сторонником последовательного, определённого требования без поправок и без смягчения, которое должно быть доведённым до возможного предела. Нельзя предъявлять грубые требования, нелогичные, смешные, не связанные с требованиями коллектива.

Требование – необходимый элемент дисциплинирования коллектива, но не единственный. Кроме требования есть привлечение, понуждение и угроза. Одно дело привлечение подарком, наградой, премией, какими-то благами для отдельной личности, и другое дело – привлечение эстетикой поступка, его красивой внутренней сущностью. То же самое понуждение, но высказанное в форме доказательства или убеждения, а также намёком, улыбкой, юмором. Если в начале развития коллектива можно угрожать наказаниями, неприятностями и т.д., то в развитом коллективе такие меры уже излишни. На высшей стадии развития детский коллектив сам предъявляет требования к воспитанникам и сам при необходимости наказывает их.

На наказания со стороны педагога у Макаренко такая точка зрения: там, где нужно наказывать, педагог не имеет права не наказывать. Наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо; если совесть педагога, его техническая квалификация, его убеждения говорят, что он должен наказать, он не имеет права отказаться от наказания. Но каждое наказание должно быть чрезвычайно индивидуальным, чрезвычайно приспособленным к отдельной личности. Наказание должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт, а не создавать новых конфликтов. Сущность наказания, по Макаренко, заключается в переживании ошибки, отрешения от коллектива, хотя бы минимального.

Антон Семёнович своим опытом убеждает нас в том, что в детском коллективе можно с успехом осуществлять упорядоченное движение с торможением, с уважением к соседу, к общему имуществу и т.д. А главное, чему мы должны научиться на его опыте – это создание всеми воспитательными средствами таких условий в детском коллективе, в которых всякие правонарушения были бы просто невозможны.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению