: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Д. В. Морозова

Реформаторские аспекты педагогики А. С. Макаренко

Наследие выдающегося советского педагога Антона Семёновича Макаренко отражает знаменитый этап в формировании основ социалистической педагогики. Он не только создал новую систему воспитания, основанную на дисциплине, режиме, наказании и поощрении, но и разработал  её технологию, которая не потеряла своей актуальности и в наше время.

Воспитание, в понимании А. С. Макаренко, должно направляться одной системой законов, подобных естественным законам. Его главной задачей является создание нормальных отношений между личностью и обществом. По концепции Макаренко, правильное воспитание невозможно себе представить без трудовой деятельности. Таким образом, макаренковская концепция педагогики основана на общинно-трудовой морали.

Коллектив (община) является частью общества, органически связанной с другими коллективами. На нём лежит первоначальная ответственность за личность перед обществом, так как именно через коллектив каждый человек входит в общество. Отсюда следует, что главным в воспитании является формирование гармонии личных и общих интересов. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудача на фоне общего дела, или как удача в общем деле.

Воспитание в коллективе Антон Семёнович соединял с правильно поставленным трудовым воспитанием, которое должно быть связано с участием воспитанников в производительном труде. Правильно организованное участие детей в трудовой деятельности он считал ведущим фактором всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения. Сегодня мы с полным основанием можем говорить о том, что А. С. Макаренко впервые в советской педагогике разработаны все важные аспекты трудового воспитания:

1) единства трудового и нравственного воспитания, означающего, что важной сферой в процессе труда должны быть жизненные цели, убеждения, идеалы личности;

2) деятельностно-творческого подхода к организации детского труда, связанного с формированием нравственных привычек, умений, творческих способов деятельности: привычки доводить начатое дело до конца, делать его хорошо, добросовестно, проявлять инициативу, творческий подход к решению любой трудовой задачи;

3) ценностного подхода, связанного с формированием ценностного отношения к труду как к способу всестороннего развития творческих способностей, личностного самоутверждения, выражающегося в стремлении иметь любимое дело, призвание, быть нужным и полезным обществу и в силу этого уважаемым людьми, коллективом;

4) грамотной поведенческой ориентации, предполагающей воспитание желания и умения трудиться в коллективе совместно с другими людьми, строить свои отношения с учётом интересов трудового коллектива, регулировать своё поведение в процессе коллективной деятельности.

Материалы педагогического наследия А. С. Макаренко показывают, что он внес весомый вклад в решение проблемы связи школы с семьёй. Успех воспитания он видел в расширении воспитательных функций школы за счёт взаимодействия с семьёй, в росте  её авторитета для родителей.

В разработке проблем дисциплины впервые именно Макаренко доказал, что дисциплина в коллективе ставит каждую отдельную личность в более защищённое положение, что является в конечном итоге решающим фактором  её свободного развития. Им разработаны основные принципы формирования сознательной дисциплины, которые основываются на уважении и требовании, искренности и открытости, принципиальности, заботе и внимании, нравственных упражнениях и закалке.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению