|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Д. В. Морозова Реформаторские
аспекты педагогики А. С. Макаренко Наследие
выдающегося советского педагога Антона Семёновича Макаренко отражает
знаменитый этап в формировании основ социалистической педагогики. Он не
только создал новую систему воспитания, основанную на дисциплине, режиме,
наказании и поощрении, но и разработал
её технологию, которая не потеряла своей актуальности и в наше время. Воспитание,
в понимании А. С. Макаренко, должно направляться одной системой законов,
подобных естественным законам. Его главной задачей является создание
нормальных отношений между личностью и обществом. По концепции Макаренко,
правильное воспитание невозможно себе представить без трудовой деятельности.
Таким образом, макаренковская концепция педагогики основана на общинно-трудовой морали. Коллектив
(община) является частью общества, органически связанной с другими
коллективами. На нём лежит первоначальная ответственность за личность перед
обществом, так как именно через коллектив каждый человек входит в общество.
Отсюда следует, что главным в воспитании является формирование гармонии
личных и общих интересов. Каждое действие отдельного ученика, каждая его
удача или неудача должны расцениваться как неудача на фоне общего дела, или
как удача в общем деле. Воспитание
в коллективе Антон Семёнович соединял с правильно поставленным трудовым
воспитанием, которое должно быть связано с участием воспитанников в
производительном труде. Правильно организованное участие детей в трудовой
деятельности он считал ведущим фактором всестороннего развития и воспитания
подрастающего поколения. Сегодня мы с полным основанием можем говорить о том,
что А. С. Макаренко впервые в советской педагогике разработаны все важные
аспекты трудового воспитания: 1) единства трудового и нравственного воспитания,
означающего, что важной сферой в процессе труда должны быть жизненные цели,
убеждения, идеалы личности; 2) деятельностно-творческого подхода к организации детского
труда, связанного с формированием нравственных привычек, умений, творческих
способов деятельности: привычки доводить начатое дело до конца, делать его
хорошо, добросовестно, проявлять инициативу, творческий подход к решению
любой трудовой задачи; 3)
ценностного подхода, связанного с формированием ценностного отношения к труду
как к способу всестороннего развития творческих способностей, личностного
самоутверждения, выражающегося в стремлении иметь любимое дело, призвание,
быть нужным и полезным обществу и в силу этого уважаемым людьми, коллективом; 4)
грамотной поведенческой ориентации, предполагающей воспитание желания и
умения трудиться в коллективе совместно с другими людьми, строить свои
отношения с учётом интересов трудового коллектива, регулировать своё
поведение в процессе коллективной деятельности. Материалы
педагогического наследия А. С. Макаренко показывают, что он внес весомый
вклад в решение проблемы связи школы с семьёй. Успех воспитания он видел в
расширении воспитательных функций школы за счёт взаимодействия с семьёй, в
росте её авторитета для родителей. В
разработке проблем дисциплины впервые именно Макаренко доказал, что
дисциплина в коллективе ставит каждую отдельную личность в более защищённое
положение, что является в конечном итоге решающим фактором её свободного развития. Им разработаны
основные принципы формирования сознательной дисциплины, которые основываются
на уважении и требовании, искренности и открытости, принципиальности, заботе
и внимании, нравственных упражнениях и закалке. |
|
||
|
|
|
|
|