: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Н. Н. Коршунова,

Т. Ю. Юферова

Подготовка воспитанников школ-хозяйств к профессионально-трудовой деятельности
(по произведениям А. С. Макаренко)

Идея соединения обучения с производительным трудом, в рамках которой наиболее успешно может осуществляться подготовка воспитанника к жизни, профессиональной деятельности, не нова. Достаточно обратиться к взглядам и социально-педагогическим опытам известных мыслителей, таких? как С. Н. Булгаков, Л. Лепелетье, Н. П. Огарёв, Р. Оуэн, И. Г. Песталоцци, Ш. Фурье и др. Цель воспитания человека будущего они видели в полном развитии физических и умственных способностей и применении их к производительному труду [6, с. 336].

Вслед за С. Н. Булгаковым под хозяйством мы понимаем творческую «деятельность разумных существ, необходимо осуществляющих в ней свои индивидуальные начала» [1, с. 304]. Под понятием хозяйства, понимаемом достаточно широко, «стоит антропология – учение о человеке в природе» [1, с. 305].

Школа-хозяйство – это специфическая особенность образования, отличная от классической школы-учебы. Она ориентирована не на выпуск человека-потребителя, а на воспитание человека производящего. Территория России, традиционно развивающаяся как аграрная страна,  её природа, климат – это то, что мы должны постоянно учитывать при подготовке детей к труду. Для учительства эта задача является тем более актуальной, чем в большей степени «отечественный бизнес … не изобретает, не создаёт людям нужные вещи и технологии» (Д. Медведев). В связи с этим производительная мощность каждой школы-хозяйства в конечном счёте может определять вектор развития русской цивилизации, славянской культуры.

Наиболее высокого уровня развития в отечественной педагогике достигли школы-хозяйства, организованные в колонии и коммуне А. С. Макаренко, у которого был собственный взгляд на роль таких школ в общей системе средств воспитания нового человека. По его мнению, труд «без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы» [4, с. 116].

Педагогическая система А. С. Макаренко является не просто развитием идеи предшественников о воспитании ребёнка в условиях школ-хозяйств. Им претворены в жизнь и описаны уникальные открытия по со-зданию условий формирования нужного государству человека.

По произведениям А. С. Макаренко можно выделить алгоритм подготовки воспитанников школ-хозяйств к профессионально-трудовой деятельности. Он включает в себя: изучение задатков и способностей воспитанников; создание условий для их развития; подбор воспитательного и хозяйственного коллективов; работу по установлению взаимосвязи поколений; организацию производственно-хозяйственной деятельности; воплощение в жизнь закона развития личности и коллектива.

В самом начале организация школы-хозяйства осуществлялась, исходя из насущных нужд колонии, помещения которой требовали серьёзного ремонта. Колонистам не хватало продуктов питания, одежды, поэтому все усилия формирующегося коллектива были направлены на удовлетворение первичных потребностей.

Бывшие беспризорники с увлечением, как вспоминал А. С. Макаренко, обрабатывали сто гектаров монастырской земли, прекрасно вели сельское хозяйство, разводили свиней, коров, лошадей, «делали все: клубную мебель, кроватные углы, масленки, трусики, ковбойки, парты, стулья, ударники для огнетушителей, но делали все в несметном количестве, потому что в производстве Соломона Борисовича разделение труда доведено до апогея…» [3, с. 439].

Параллельно с трудовой деятельностью, ставшей своеобразной подготовкой к деятельности профессиональной, воспитанники обучались в школе. Непременным условием для Антона Семёновича было осуществление практической цели – сделать из мальчика или девочки настоящего культурного советского человека, работника, которого можно будет выпустить из учреждения как полезного гражданина, квалифицированного, грамотного, политически образованного и воспитанного, патриота, здорового физически и психически.

Таким образом, А. С. Макаренко как талантливый воспитатель пришел к пониманию того, что трудовое воспитание колонистов, совмещенное с обучением, при определённых педагогических и производственных условиях школ-хозяйств может стать оптимальным путем получения ими квалификации и, в конечном счёте, социализации.

«Работа на металлообрабатывающем заводе была настолько успешной, что мы начали строить завод фотоаппаратов… Я убеждён, что мы не могли бы прийти к нему, если бы не начали производства стульев с разделения труда. Я понимал, что суть не в том, с чего начинать, а в логике производства, основанного на последних данных. А таковыми являются разделение труда и план» [5, с. 68 – 69].

Вместе с тем А. С. Макаренко выдвинул и развил концепцию проектирования человеческой личности, созвучную современному акмеологическому подходу к процессу формирования личности, ориентированному на создание педагогических условий для максимального раскрытия и самореализации личности.

Новые взгляды на перспективу развития каждого воспитанника и коллектива в целом отражены на страницах произведений А. С. Макаренко, а также в его переписке с А. М. Горьким. Живая вера Алексея Максимовича в человека, в его личное достоинство импонировала великому педагогу. «Давно у нас уже вывелись разговоры между хлопцами об их уголовных подвигах, всякий новый колонист со стороны всех встречает только один интерес: какой ты товарищ, хозяин, работник? Пафос устремления к будущему покрыл все отражения ушедших бед» [2, с.176].

В хозяйстве, организованном А. С. Макаренко, работала молочная ферма, конюшня, пекарня, оранжерея, кузница. Для тех воспитанников, у кого интерес лежал в области ремесла, были предоставлены различные мастерские: столярная, сапожная, швейная, деревообделочная. Горьковцы занимались пчеловодством, свиноводством, производили мебель, ящики и другую продукцию, необходимую в хозяйстве.

«Свинарня приносила нам большой доход; мы никогда даже не рассчитывали, что так быстро придем к рентабельному хозяйству. Упорядоченное до конца полевое хозяйство Шере приносило нам огромные запасы кормов: бурака, тыквы, кукурузы, картофеля. Осенью мы насилу-насилу все это могли спрятать» [3, с. 222].

Имея прекрасную общую, трудовую и производственную подготовку, выпускники воспитательных учреждений А. С. Макаренко почти без труда устраивались на харьковских заводах. Школы-хозяйства давали возможность воспитанникам приобрести ряд квалификаций, накопить профессиональный опыт. Уникальность, изюминка организации жизнедеятельности воспитанников состоит в том, что Антон Семёнович сумел создать условия, в которых каждый из воспитанников мог приобрести опыт управления и опыт подчинения.

Организация жизни и деятельности школ-хозяйств была таковой, чтобы все воспитанники приобретали профессиональный опыт и честно зарабатывали деньги соответственно своему интересу и приложенным усилиям. Полученные средства с лихвой покрывали их материальные и духовные потребности, обеспечивали достойную жизнь и уверенность в завтрашнем дне.

Общественная значимость уникального опыта А. С. Макаренко просматривается в деятельности современных школ-хозяйств, количество которых из года в год увеличивается.

Опыт сотен школ-хозяйств России, а также организация деятельности современных воспитательных учреждений: таких, как семейная коммуна «Надежда» и «Новое поколение» (Санкт–Петербург) являются убедительным подтверждением жизненности и необходимости оптимистической теории и практики А. С. Макаренко и соответствуют потребностям каждого гражданина нашего общества в целом.

 

Библиографический список

1.     Булгаков С. Н. Философия хозяйства [Текст] /С. Н. Булгаков // Соч.: в 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 1. 275 с.

2.     Макаренко А. С. О воспитании: золотой фонд педагогики [Текст] / А. С. Макаренко; сост. Д. И. Латышина. М.: Школьная пресса, 2003. 192 с.

3.     Макаренко А. С. Педагогические сочинения [Текст]: в 8 т. / А. С. Макаренко; сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1984. Т. 3. 512 с.

4.     Макаренко А. С. Методы воспитания [Текст] / А. С. Макаренко // Пед. соч.: в 7 т. М.: Педагогика, 1957. Т. 5. 377 с.

5.     Макаренко А. С. Трудовое воспитание [Текст] / А. С. Макаренко; вступ.ст. Л. Ю. Гордина. Мн.: Нар. асвета, 1977. 256 с.

6.     Фурье Ш. Новый хозяйственный и социетарный мир, или открытие способа привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти [Текст]: избр. соч., / Ш. Фурье; пер. с франц. и коммент. Зильберфарба. М.: АН СССР, 1954. Т. 3. 474с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению