|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. А. Б. Николаев Ценности
поколений в образовательном процессе: проблемы связи и отношений Современная
школа – это, прежде всего, пространство сотрудничества образовательных
субъектов: учителя, школьника и их родителей (рис.1). Рис.1 Школа – пространство сотрудничества образовательных
субъектов Как
осуществляется эта взаимосвязь? Какова
её эффективность? Какими должны быть преобладающие ценности образова-ния? Эти вопросы
неоднозначны и не так просты, как может показаться на первый взгляд. Существуют проблемы взаимоотношений в системах: учитель – ученик,
учитель – родитель, родитель – ученик. Родители адресовали вопросы воспитания
учителям, учителя основное внимание уделяют обучению. В свою очередь ученики
не могут определиться: зачем им нужны школьные предметы? Зачем родители хотят,
чтобы они окончили школу, вуз? Причины
такого непонимания кроются в экономических и социальных общественных потрясениях,
в кардинальном отказе от сложившейся системы образования на рубеже XIX – XX веков. В последнее десятилетие государство серьёзно и масштабно
подходит к решению проблем в системе образования: изменяются Стандарты,
направленные на овладение учащимися различными компетентностями; регулируются
правовые отношения между субъектами и объектами в сфере образования;
улучшается инфраструктура школы; создаются комфортные условия работы для
учителей; поощряется открытие новых технологий обучения и воспитания; стало
возможным использование в обучении современных технических и информационных
средств. Но
вместе с тем допускается та же ошибка, что и 90 лет
тому назад. Улучшая работоспособность школы, государство лишает её основного элемента подготовки человека к
жизни после школы – трудового воспитания, как фундамента развития будущего
профессионала в производстве. В
российской практике когда-то был прекрасный опыт по созданию школ-хозяйств, в
которых содержались дети-беспризорники в годы после первой Мировой и
Гражданской войн. В них проводилось обучение и профессиональная подготовка
мастеров и рабочих для любых видов промышленности. Ярчайшим
представителем основоположников этого движения был в своё время Антон Семёнович
Макаренко – руководитель колонии им. М. Горького (1920-1928) и коммуны им.
Ф.Э. Дзержинского (1927-1935). Свой опыт он описал в «Педагогической поэме»,
в книгах «Флаги на башнях» и «Марш 30 года». А.С.
Макаренко и его сподвижники добивались прекрасных результатов в работе со
своими воспитанниками, в их подготовке к полноценной трудовой деятельности
через коллектив, сельскохозяйственный и производственный труд. Этот опыт
широко признан и давно используется за рубежом. В России же с самого начала
он сталкивался с сопротивлением и неприятием. Макаренко писал об этом так: «…
чем более блестящи будут успехи колонии и коммуны, тем ярче будет вражда и
ненависть ко мне и моему делу. Во всяком случае, я понял, что моя ставка на
аргументацию опытом была бита: опыт объявлялся не только несуществующим, но и
невозможным в реальной действительности» [1, с. 649]. Педагогическая
система А. С. Макаренко прекрасно справлялась с подготовкой воспитанников к жизни,
вооружая их всем необходимым для саморазвития, самосовершенствования и
самообразования, превращая детей в субъект своего развития. Этот
процесс можно представить в виде блок-схемы (рис. 2), отражающей переход
ученика с позиции объекта влияния учителя и родителей к позиции субъекта
собственной жизни в образовательной среде (дом, школа, вуз) через творческое
сотрудничество, содружество поколений. Рис. 2. Процесс становления ученика как
субъекта жизни Почему
же в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского удавалось
добиться воспитания человека активного, самостоятельного, отстаивающего
интересы общества и изменяющего мир к лучшему? Причём большинство
воспитанников Макаренко были из беспризорников и из преступной среды. На
рис. 3 нами представлена пирамида успеха педагогики А.С. Макаренко, её базис, который заключался в любви к
Родине, природе и культуре своей страны; в организации образовательной среды
как школы-хозяйства в сочетании школы и «настоящего» производства; в высоких
моральных ценностях – уважении себя и товарищей; самореализации в обществе, самосовершенствовании. Рис.3 Пирамида успеха педагогики А.С. Макаренко Какие
нравственные ценности были у его воспитанников, и как проявлялась их
взаимосвязь у колонистов и коммунаров? Попытаемся проанализировать, выделив
некоторые из них: v Работа-забота. Жизнь в колонии
им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского всегда была связана c трудом воспитанников. Сначала он был направлен на
самообслуживание. В дальнейшем – на развитие производства для обеспечения
финансовой самостоятельности коммуны и возможности перехода на хозрасчёт. Это
диктовалось заботой о благоустройстве жизни коллектива и создании с этой
целью своего завода. Было очень трудно, «но все знали, что нужно за год
заработать триста тысяч “чистеньких”… Все были согласны подтянуть животы, и
ни у кого это не вызывало возражений» [2, с.178-179]; v Образование. «Подавляющее большинство колонистов любило учиться и отдавалось этому
делу с огромной серьёзностью – каждый понимал, что только школа откроет для
него настоящую дорогу» [2, с. 241]. v Здоровье. Здоровый образ
жизни был одним из главных законов, по которому у Макаренко жили воспитатели
и воспитанники как в колонии, так и в коммуне. v Творческая
деятельность. Участие в различных творческих кружках, поиск лучших
способов организации производства. v Саморазвитие
личности. Вступление в комсомол; выдвижение высоких требований к
себе и окружающим, основанных на моральном кодексе человека; работа над собой
как частью коллективного содружества. v Культура народа. Сохранение
культурного богатства страны и его приумножение. Знакомство с традициями
народа и создание своих собственных правил, норм, традиций. Освоение культуры
других народов. v Сотрудничество со взрослыми и младшими товарищами, дружба, ответственность
за других, уважение человека, терпимость к взглядам других, благополучие
окружающих. Воспитанники сотрудничали с мастерами производства,
солдатами, учителями и местным окружением. У каждого малыша был старший друг.
«Колония имени Горького никогда не была замкнутой организацией. Уже с
двадцатого года наши связи с так называемым “окружающим населением” были
очень разнообразны и широки» [1, с. 208]; Каковы отношения субъектов современного образовательного
процесса к выше названным ценностям? Для ответа на этот вопрос мы провели
небольшое исследование среди студентов факультета технологии и предпринимательства
РГПУ им. А.И. Герцена с I по VI курсы (131 студент), а также среди учащихся и
учителей школы № 10 Санкт–Петербурга (93 ученика и 30 учителей). Оно показало, что большинство студентов и учащихся поставили на первые
места работу и образование. Почему же тогда нашей промышленности не хватает
профессиональных рабочих? Ответ: ожидания учащихся и студентов в работе
сводятся к желаниям быть управляющими, руководителями, а не творить своими руками.
Такое состояние естественно для общества, где отсутствует включение учащихся
в экономику через производственный процесс, производительный труд, в котором
они могут создавать продукты, значимые для общества и государства, проявляя
тем самым заботу о нём. Результаты
исследования высветили также проблему культуры, культурного развития
учащихся. Как свидетельствуют ответы, она является ненужной и незначительной
для многих учащихся и педагогов. Задача Новой школы: приобщение учащихся к
народной культуре, создание условий для освоения культурного богатства своей
страны, старших поколений. Как этого достичь? Лишь в сотрудничестве и
целенаправленной деятельности учителей, учащихся и их родителей внутри школы
и за её пределами. И прежде всего сама
организация образовательного процесса должна строиться на прочной культурной
основе, как это было в учреждениях А. С. Макаренко. Все межпоколенные
связи и все отношения в сегодняшнем мире в школе и вне её должны быть связаны с хорошими
культурными традициями нашего общества. Библиографический список 1.
Макаренко А.С. Педагогическая
поэма [Текст] / А.С. Макаренко; сост., вступ. ст., примеч., коммент. С. Невской. М.: ИТК. 2003. 736с. 2.
Макаренко А.С. Педагогические
сочинения [Текст]: в 8 т. / сост. М.Д. Виноградов, А.А. Фролов. М.:
Педагогика, Т.6 1985. 384с. |
|
||
|
|
|
|
|