: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Г.Н. Козлова

Макаренковский принцип «параллельного действия»
в сфере физической культуры и спорта

Уже около полувека назад специалисты в сфере физической культуры и спорта индуктивным путем решили вопрос о педагогически целесообразном взаимодействии стабильности и вариативности, стандартизации и индивидуализации двигательных действий, генерализованности и специфичности психофизических качеств. Противоположные явления и процессы рассматриваются как «парно выступающие», очень близкие по результату, но принципиально отличающиеся по механизму.

 Стабилизация характеризуется такой степенью овладения движением, когда обучающийся способен достигать цели в большем количестве своих попыток. Под стандартизацией понимают выполнение обязательных для всех исполнителей основных параметров данного движения. Вариативность характеризуется неизбежным изменением основных параметров движений. Индивидуализация движений характеризуется изменением их параметров, обусловливается физическими особенностями исполнителя.

Генерализованность выражается в том, что какое-либо двигательное или волевое качество, развитое в результате занятий каким-либо одним физическим упражнением, даёт возможность добиться большего успеха в занятиях другими физическими упражнениями или в выполнении трудовых и бытовых действий. Специфичность двигательных или волевых качеств выражается в том, что качества, развитые в ходе занятий одним физическим упражнением, главным образом проявляются в тех же самых движениях.

Очевидно, что такое соотношение противоположных и в то же время равнозначных, взаимообусловленных и взаимосвязанных педагогических явлений в сфере физической культуры и спорта соответствует современной трактовке методологического принципа «параллельного действия», данной макаренковедом А. А.Фроловым. Для специалистов по физической культуре и спорту сама постановка вопроса об отказе от одной из противоречивых «парных оппозиций» по альтернативному принципу «или-или» выглядит абсурдно.

Но когда-то этот, очевидно несостоятельный метод мышления был определяющим и в сфере физической культуры и спорта. На двух этапах развития научно-методических основ обучения двигательным действиям (1917-1930 гг.; 1931-1945 гг.) как взаимоисключающие рассматривались: повторение, способствующее автоматизации движения и осознание движения, создание представлений о его структуре. Повторение отождествлялось с «дрессурой», рассматривалось как признак нарушения принципа сознательности. Интегрируясь в основы педагогики, стремясь стать «неотъемлемой и органической частью педагогического процесса», физическая культура и спорт неизбежно «заразились  её болезнями». Несмотря на то, что тенденция к внедрению общепедагогических принципов и подходов в сферу физической культуры и спорта была официальной (ее представляли В. В. Белинович, И. В. Вржесневский, К. Х. Грантынь, И. А. Меркулис, А. Д. Новиков, Н. И. Пономарев), в сфере физической культуры и спорта подспудно развивалась другая тенденция. В  её рамках индуктивно осмысливались факты и явления физкультурно-спортивной деятельности. В результате были получёны достижения в спортивно-педагогической сфере, на несколько десятилетий опережающие состояние общей педагогики. Например, понятие «физическая социализация» за рубежом было вне конкуренции спортивно-педагогических понятий  ещё в 60-е гг. ХХ в. В России понятие «социализация» было введено в общую педагогику в начале 90-х гг. ХХ в., то есть на три десятилетия позднее.

На принцип «параллельного действия» специалисты по физической культуре и спорту вышли индуктивным путем, самостоятельно и как бы «параллельно» методологии мышления и действия А. С. Макаренко. Его авторитет использовался главным образом для того, чтобы «освятить» именем классика мировой педагогики значимость физической культуры и спорта. При этом эвристический и прогностический потенциал наследия А. С. Макаренко не учитывался и продолжает недооцениваться.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению