: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Е. Ю. Илалтдинова

Роль первоначального периода
в истории разработки наследия А. С. Макаренко

Основы интерпретации идей и опыта А. С. Макаренко в отечественной теории и практике воспитания заложены в первоначальный период истории освоения и разработки его наследия: 1939-1953 гг. Важным событием этого периода стала институализация макаренковедения, создание лаборатории АПН РСФСР по изучению наследства А. С. Макаренко. Для этого периода характерен коренной поворот «официальной педагогики» от полного игнорирования А. С. Макаренко до объявления его «выдающимся советским педагогом». Он был поставлен в один ряд с Н. К. Крупской, А. В. Луначарским, С. Т. Шацким. В учебники и учебные пособия по педагогике были включены статьи о его жизни и творчестве, его идеи стали влиять на развитие официальной педагогической теории и практики.

Это стало результатом взаимодействия «официальной педагогики» и общественно-педагогической инициативы, которое в данный период имело острый конфликтный характер, проявившийся в педагогических дискуссиях 1940 г. и 1950-1951 гг. Обе дискуссии были инициированы общественностью и нацелены на развитие «официальной педагогики», повышения  её результативности. Наследие А. С. Макаренко вышло из сферы инициативного освоения и стало фактором развития теории и практики воспитания.

Восприятие макаренковского наследия определённым образом преломилось в «официальной педагогике», приобрело несвойственные ему специфические характеристики педагогики того времени. Воспринимались и пропагандировались те идеи А. С. Макаренко, которые не противоречили фундаментальным основам «дидактической педагогики» и «школы учебы», способствовали решению узких задач «повышения успеваемости» и «укрепления дисциплины».

Лишенное трудовой основы, широкой социально-педагогической направленности, понимания воспитательного коллектива как объединения педагогов и воспитанников со сложной структурой взаимодействий, макаренковское наследие разрабатывалось на уровне отдельных приёмов и методов. Воспитание было сведено к «воспитанию коллектива», «воспитательной работе», «мероприятийной педагогике».

Упрощенное понимание макаренковского наследия в ракурсе «дидактической педагогики» направило интерпретацию этого наследия в последующий период в узкие рамки воспитания в коллективе класса. Официальная педагогика рассматриваемого периода пошла по пути сведéния макаренковской педагогики к нескольким положениям: воспитание дисциплинированности, требовательность и строгость в воспитании; коллектив как дополнительное средство воздействия на ребёнка; воспитание в труде, прежде всего учебном; культура школьного поведения, – то, что вполне могло вписываться в действующую систему дидактической педагогики и «школы учебы».

Такой подход способствовал тому, что в дальнейшем изменения в образовании, родственные по духу макаренковским идеям, например, организованная трудовая деятельность школьников в военное время, возникновение и развитие движения учебно-производственных бригад, Закон о связи школы с жизнью 1958 г. осмысливались вне контекста идей и опыта А. С. Макаренко, были отделены от его наследия.

В то же время «официальная педагогика» к середине 1950-х гг. претерпела определённые изменения под влиянием общественно-педагогической инициативы вообще и процесса освоения наследия А. С. Макаренко в частности. Произошел некоторых отход от переоценки словесных методов воспитания, началась основательная разработка проблемы коллектива как ведущего фактора воспитания, настойчиво развивалась мысль о возвращении производительного труда в жизнь школ, систему воспитания.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению