: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

М. В. Гринёва

Наследие А. С. Макаренко
и педагогические приоритеты современности: 1991 - 2008 гг.

Педагогическое учение А. С. Макаренко базируется на вечных общечеловеческих основах, потому оно способно развиваться в зависимости от изменений условий жизни, расширяться и дополняться.

Необходимость восстановления исторической справедливости, осмысления педагогического наследия педагога-гуманиста с мировым признанием побудили коллектив Государственной научно-педагогической библиотеки Украины им. В. А. Сухомлинского подготовить библиографический указатель «Наследие А. С. Макаренко и педагогические приоритеты современности: 1991-2008 гг.», посвященный 120-летию со дня его рождения. В указатель вошли описания трудов А. С. Макаренко, изданных с 80-х гг. ХХ в. до 2008 г.

В издании даны сведения об исследованиях учёных, посвященных жизни и деятельности А. С. Макаренко как педагога-практика, его воспитательным методам, технологиям работы с детским коллективом, печатавшимся на протяжении 1991-2008 гг. Указатель состоит из семи разделов.

Советский учёный И. Ф. Козлов основал в 1941 г. макаренковедение как отрасль педагогики. Сначала теоретические и практические принципы воспитания А. С. Макаренко воспринимались неоднозначно. В 1980-е гг.

учёные стали отходить от конфронтации с западным макаренковедением; начались масштабные исследования биографии и наследия А. С. Макаренко в России и за рубежом (Л. И. Гриценко, Н. Д. Ярмаченко, И. А. Зязюн, С. С. Невская, Н. Н. Окса, А. А. Фролов, Г. Хиллиг).

С 50-х гг. в Германии существует зарубежное макаренковедение с собственным центром-лабораторией «Макаренко-реферат» при философском факультете Марбургского университета.

Разработка гуманитарных, философско-социологических и этико-психологических основ макаренковского наследия осуществлена в работах З. Вайтца, В. Зюнкеля (Германия), Ф. Патаки, А. Петрикаша, Е. Фаркаша (Венгрия). В 2007 г. западные макаренковеды создали союз имени Либора Пехи – одного из создателей Международной макаренковской ассоциации, в которую вошли учёные Э. Гюнтер, Г. Хиллиг, Э. Манншатц и др.

При кафедре педагогического мастерства Полтавского государственного педагогического университета имени В. Г. Короленко создана Всеукраинская ассоциация А. С. Макаренко, основателями которой являются И. А. Зязюн, В. А. Пащенко, Л. В. Крамущенко. На данное время  её президентом является В. А. Пащенко, а секретарем – Л. В. Крамущенко.

В Москве активно работает Международная ассоциация А. С. Макаренко, которую возглавляет Т. Ф. Кораблева (Россия), а секретарь – А. В. Ткаченко (Украина). Во Франции, США, Китае, Вьетнаме активно изучается и исследуется творчество А. С. Макаренко его последователями.

Фундаментальный вклад А. С. Макаренко в педагогику заключается, прежде всего, в преодолении исторически сформированного стереотипа педагогического мышления, основанного на метафизической трактовке воспитания, с одной стороны, как социального явления, не подвластного педагогике, и с другой, как целенаправленной педагогической деятельности.

Согласно идеям А. С. Макаренко, воспитание молодёжи это педагогически организованный процесс социализации. Главной реальностью в нём является труд с его целью, деятельностью, взаимоотношениями. Именно в процессе труда включаются естественные задатки детей и осуществляется развитие их сил, приобретение знаний, умений, навыков, то есть происходит формирование личности.

Макаренко разработал концепцию «проектирования личности», сущность которой заключается в лаконичной формуле: «Человек не воспитывается по частям». Человек становится личностью в семье, в коллективе, в единстве со своим народом.

Раздел 1 указателя включает содержание полного собрания сочинений А. С. Макаренко. В 1983 г. в издательстве «Педагогика» началось издание его педагогических произведений в 8-ми томах. В них представлены документальные материалы, отражающие живую практику педагога.

Избранные произведения в трёх томах (К.: Рад. школа, 1983-1984) содержат литературные наработки педагога и отражают его взгляды на проблемы педагогики. Тематические сборники (1985-1994) обобщают отдельные направления педагогических взглядов А. С. Макаренко. В течение 1980-1988 гг. каждый год в России или в Украине издаются художественные произведения «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».

В Разделе 2 библиографического указателя перечислены переводы трудов А. С. Макаренко на иностранные языки в зарубежных странах: Великобритании, Дании, Испании, Германии, Португалии, Венгрии, Франции.

Раздел 3 «Литература о жизни и деятельности А. С. Макаренко» отображает публикации трудов макаренковедов о жизненном и творческом пути педагога-новатора, выходивших на протяжении 1991-2008 гг. Они сгруппированы в три подраздела:

·        биография А. С. Макаренко в исследованиях учёных Украины и мира;

·        научно-практические конференции, симпозиумы, семинары, педагогические чтения, конкурсы, посвященные творческому использованию педагогического наследия А. С. Макаренко;

·        научная школа макаренковедения:

а)   диссертации и авторефераты диссертаций на получение научной степени кандидата наук;

б)    диссертации и авторефераты диссертаций на получение научной степени
доктора наук.

В представленных произведениях А. С. Макаренко показан как педагог-практик, учёный и писатель, художник слова. Его произведения – это результат масштабного системного мышления в педагогике, научного метода и базовых категорий педагогической науки.

Макаренко одним из первых поставил вопрос о мастерстве в педагогике. Эта идея нашла своё развитие в создании учебных курсов и целых кафедр. Символично, что первая кафедра педагогического мастерства была создана академиком И. А. Зязюном в Полтавском педагогическом институте им. В. Г. Короленко, который закончил А. С. Макаренко, а через 21 год его выпускником стал выдающийся педагог-гуманист В. А. Сухомлинский.

Учение А. С. Макаренко успешно применяется и изучается в условиях современности, о чем свидетельствуют диссертационные исследования на получение научной степени доктора наук – Л. И. Гриценко, Н. П. Дичек, С. С. Невская, А. А. Фролов (Россия), С. Г. Карпенчук (Украина), кандидата наук – В. Бучковская (Украина), С. А. Дьяченко, Т. Ф. Кораблева О. Мельникова, А. Л. Носаль, Н. М. Носовец, С. С. Огирок, Н. Н. Окса, А. В. Повшедный, Д. В. Сочнев (Россия).

Раздел 4 «Педагогическая система А. С. Макаренко и актуальные вопросы воспитания молодёжи» библиографического указателя включает публикации исследователей педагогической системы А. С. Макаренко.

С 50-х гг. по 1983-1986 гг. изданы три собрания сочинений Макаренко. В архивах можно найти библиографические справочники, которые содержат сведения о сотнях авторов, посвятивших свои исследования творческому наследию педагога. При Полтавском педагогическом институте им. В. Г. Короленко в течение 1986-1998 гг. функционировала научно-исследовательская лаборатория, которая изучала наследие А. С. Макаренко по нескольким направлениям – архивно-текстологическому, историко-педагогическому и практико-ориентированному.

Разработанная Макаренко концепция трудового воспитания обеспечивала успех профессионального обучения и трудовой деятельности. Для овладения основами производства и коммерции были приглашены высококвалифицированные инженеры и мастера, под руководством которых воспитанники выпускали конкурентоспособную продукцию, полностью обеспечивали экономическую жизнедеятельность колонии и свой заработок.

Экономически целесообразная деятельность требовала стройной организации, приобретения знаний хозяина, менеджера. Возникла необходимость создания органов самоуправления. По концепции А. С. Макаренко, каждый воспитанник должен был пройти школу руководства, то есть приобрести деловые качества хозяина и организатора. В органы самоуправления воспитанники назначались на короткий срок, чтобы каждый получил возможность за период учебы в коммуне пройти стажировку на руководящих должностях.

Концепция воспитания А. С. Макаренко предполагает включение воспитанников в социально-экономическую, хозяйственную и управленческую деятельность, которая давала им профессиональную подготовку с ориентацией личности на учёбу в высшем учебном заведении.

По А. С. Макаренко, воспитание базируется на вере в будущее: воспитать человека – значит «воспитать у него перспективные пути, на которых базируется  её завтрашняя радость». В этом смысл гуманистической педагогики А. С. Макаренко.

На основе приобретенного педагогического опыта А. С. Макаренко смог осуществить переход к высшему этапу научного знания – этапу технологическому, что сопровождалось введением в педагогику принципиально новых терминов, каковыми являются «педагогическая техника», «проектирование», «программа личности», «воспитательный коллектив», «ближняя, средняя и дальняя перспектива», «педагогическое мастерство».

Стержнем педагогики А. С. Макаренко является его социально-педагогическое учение о коллективе. Он считал, что его структура должна быть многовариантной и динамичной. При этом важным структурным звеном общего коллектива является первичный коллектив – та социальная микросреда, которая создаётся между отдельной личностью и коллективом.

А. С. Макаренко исследовал проблему взаимодействия коллектива и личности и раскрыл сущность метода параллельного педагогического действия, разработал систему перспективных линий и многие вопросы семейного воспитания.

Его наследие остаётся востребованным по следующим причинам:

o       Вера в результативность его педагогического эксперимента, которая подтверждается судьбами и высокими моральными качествами воспитанников и их успешным жизненным путем. Это был социально-педагогический эксперимент, поставленный самой жизнью, который доказал свою эффективность.

o       В основе макаренковской педагогики лежит школа-хозяйство, способная к самостоятельному экономическому развитию. Макаренковское производство – это передовой менеджмент и высокие технологии, актуальные и в наше время.

o       В разновозрастных коллективах Макаренко каждый чувствовал себя защищённым, здесь не было «дедовщины».

o       Коллективы Макаренко способствовали высокому уровню гражданского воспитания, так как в них повседневно сочетались личные, групповые и общественные интересы.

По мнению А. С. Макаренко, школа должна выдвигать ученику твёрдые нерушимые требования общества относительно норм и правил поведения, единые требования по организации учебного дня, поведения школьников на уроке и в перерывах. Основная формула дисциплины – как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему. Механизмом установления дисциплины является поощрение и принуждение, которые достигают цели только тогда, когда справедливые объективные требования поддерживаются общественным мнением коллектива.

Раздел 5 «Увековечение памяти А. С. Макаренко в Украине и мире» имеет несколько подразделов, где представлены документы, опубликованные на протяжении 1991-2008 гг. В первом подразделе размещены материалы, раскрывающие деятельность и вклад в макаренковедение учреждений и заведений Украины, носящих имя А. С. Макаренко. В этом подразделе документы размещены по алфавиту учреждений, которым присвоено имя выдающегося педагога, а в пределах учреждения – по хронологии. Второй подраздел включает библиографические записи о наградах и премиях, посвященных А. С. Макаренко. В третьем подразделе отображена литература о воспитанниках А. С. Макаренко, их воспоминания и материалы о них. Библиография документов последних двух подразделов сгруппирована в хронологическом порядке, а в пределах года – по алфавиту.

В Разделе 6 «Публикации о творчестве А. С. Макаренко за рубежом» размещены по алфавиту названий стран труды о творчестве А. С. Макаренко на разных языках мира, печатавшиеся на протяжении 1991-2008 гг.

Раздел 7 «Творческое наследие А. С. Макаренко в электронных ресурсах» вмещает информацию об А. С. Макаренко в сети Интернет.

При подготовке указателя были использованы фонды Государственной научно-педагогической библиотеки им. В. А. Сухомлинского, Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, Национальной парламентской библиотеки Украины, библиотеки Полтавского государственного педагогического университета им. В. Г. Короленко, библиотеки Киевского профессионально-педагогического колледжа им. Антона Макаренко, библиотеки Киевской гимназии восточных языков № 1, библиотеки Института педагогического образования и образования взрослых АПН Украины, Интернет-ресурсы. Библиографический указатель рекомендован научно-педагогическим и педагогическим кадрам, аспирантам, студентам, библиотечным работникам, всем, кого интересует жизнь и педагогические взгляды А. С. Макаренко.

Наследие А. С. Макаренко – уникальный в истории педагогики результат органического сочетания 25-летней практической педагогической работы, научной и литературной деятельности.

Производительные макаренковские идеи по свидетельству материалов библиографического указателя используются в практике деятельности образовательных учреждений и составляют мощный методологический и технологический ресурс отечественного и зарубежного образования.

Библиографический указатель раскрывает гуманизм педагогики А. С. Макаренко, направленный на социализацию личности ребёнка, усвоение ею социального опыта, ценностей, норм, установок, свойственных обществу.

Для педагога, научного работника значение данного указателя бесценно, потому что его содержание способствует вхождению в систему социальных связей и приобретению научно-социального опыта.

На основе материалов указателя студенческая молодёжь может почерпнуть идеи развития коллектива, формирования основ самоуправления, его социальную значимость.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению