: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Э. Меттини

Коллективное воспитание в педагогическом наследии А.С. Макаренко

В последнее время представления о коллективе несколько мифологизи­ровались, в частности коллектив рассматривается как артефакт советских времён, причём как явление неоднозначное с преобладанием в образе отрица­тельных черт. Такие оценки нам представляются заблуждениями, особенно в контексте педагогического опыта колонии им. М. Горького и коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. Макаренковский коллектив – не просто советский коллек­тив, а прежде всего воспитательная среда, в которой происходило перевоспи­тание и на педагогическом, и на социальном уровне. В отличие от педологии и психологической рефлексологии этого времени (1920-е гг.) А. С. Макаренко не считал эти отрасли знаний объектом лаборатор­ных психологических исследований. Педологи попытались «изучать психику объективно (непосредственно)» [4, с. 17], но, изучая исключительно поведение, они выпустили из поля зрения психическое. По их мнению, пе­дология должна была служить наукой изучения поведения ребёнка, и  её пе­дагогические нормативные знания выводились по схеме: «Если существуют такие-то условия, если возрастные особенности таковы, воздействия должны быть такими-то» (из доклада Н. К. Крупской «Очередной план Главполитпросвета»). А. С. Макаренко считал, что педология в плане методологии воспитания была небезупречна. Прежде всего, в тех случаях, когда отклонения в поведении обусловлены результа­том влияния внешних условий, их исправление возможно путём целесообразного изменения условий жизни в сторону рационального упорядочения, чтобы они оказывали на человека необходимое воздействие. Поэтому фор­мирование личности ребёнка, с позиции рефлексологов, означало организо­вать среду таким образом, чтобы она обусловливала необходимое поведение в виде определённых, предсказуемых, социально-ценных реакций.

Педагогическая наука, по мнению Антона Семёновича, не должна огра­ничиваться использованием психологических средств. С одной стороны, он считал, что следствием такого подхода была угроза детям муштрой [4, с. 46], и с другой стороны, он боялся, что рефлексологи считали детей «неис­правительными» тогда, когда они не отвечали удовлетворительно предъ­явленным стимулам [3, с. 137]. Во «Флагах на башнях» и в других произведениях А. С. Макаренко уделял особенное внимание этому явлению. Он отметил, что рефлексологи, обратив внимание только на прошлую жизнь ребёнка и заметив отсутствие ответа «стимулам» во время определения показателя интеллектуальности, пришли к выводу, что детей, проживавших в «больной среде», нельзя вернуть в нормальное общество, рассматривая их как людей, имеющих психические отклонения. Положение Антона Семёновича по этому поводу сильно отличалось от мнений его совре­менников. Он изменил само понятие «дефективность».

Антон Семёнович был уверен в том, что перевоспитание означает «пере­стройку» личности в улучшенной среде и в улучшенныx условиях жизни, следуя, та­ким образом, за идеями С. Т. Щацкого. Макаренко указал на отрицательную роль таких выражений, как «дефективный», «беспризорник» или «преступник» и требовал, чтобы в его деловых письмах не использовали выражения подобного типа. А. С. Макаренко «сжигал» биографии своих воспитанников, то есть счи­тал их людьми без прошлого. На основе своей перевоспитательно-реабили­тационной практики он отказался от дифференцированной педагогики и установил принцип, что не дети были «дефективными», а условия, в которых они жили. Таким образом, ведущий педагог и воспитатель критиковал  ещё сильнее психологическую рефлексологию и указал на две  её главнейшие ошибки: дедуктивное предсказание и уединенное средство [5, с. 26-30], которые влекли за собой механицизм, универсализм, эклектизм, недопустимые явления в области воспитания. На самом деле «для учёных рефлексологов было характерно уподобление личности коллективу. Отсюда законы коллек­тива, по сути, те же, что и законы проявления деятельности отдельной лично­сти» [1, с. 17] (курсив – М. Э.).

А. С. Макаренко, напротив, очень высоко оценил личность как социальное явление в широком смысле понятия, и, соответственно, сделал каждую личность «краеугольным камнем» коллектива. Итальянский исследователь Джованни Мариа Бертин подчеркнул важную роль, которую играла в коллек­тиве личность. Он написал, что у А. С. Макаренко «с точки зрения воспитания в деятельности перспективная линия более подходящая – открытый горизонт общей жизни личности и полное развитие  её противоречий. У А. С. Макаренко есть требование воспитывать через стимул конкретныx задач, постоянно расширяющихся в отношении интересов личности. Подобное требование похоже на требование воспитания в деятельности и через дея­тельность» [цит. по 1, с. 17]. То, что написал Бертин, особенно интересно, потому что показывает, как итальянский исследователь смог понять суть педаго­гики А. С. Макаренко. Ведущий педагог и воспитатель создавал коллектив как средство перевоспитания и ресоциализации по схеме не «сверху – вниз», а «снизу – вверх». Иначе говоря, в макаренковском коллективе воспитатель не насильно воспитывал и перевоспитывал детей, а создавал «ситуации», в которых во взаимодействии все личности сами могли воспитывать и перевоспитывать друг друга, обогащая друг друга при этом. Поэтому коллектив вообще, и первичный коллектив в частности, были тем местом, где происходил весь процесс перевоспитания. Надо заметить, что коллектив был маленькой группой (от 7 до 15 человек), работающий по следующим принципам:

1)сходство характеров детей;

2)чувство защиты и безопасности;

3)разнообразие интересов, страстей, знаний, желаний воспитан­ников.

Важно отметить, что дети в коллективе не были ровесниками. Именно разновозрастность отражает суть третьего принципа коллективного воспитания. Проще говоря, каждая личность на основании своего опыта могла начинать свой путь в воспитании, обмениваясь своим опытом с другими. И это первое сходство с Т-группой Курта Левина: объединить людей в целях их взаимо­действия и взаимопонимания, чтобы позволить развитие личности в «соци­альной» среде, хотя и искусственной. Но это уже второстепенное в данном контексте. Как заметил венгерский исследователь Ференц Патаки, «больше всего интересовали А. С. Макаренко суверенитет социального индивидуума, его индивидуальность, его зрелость, его богатство, свобода его личности и желательное развитие его поведения». Антон Семёнович попробовал понять настоящую диалектику cоотношения «общество – личность» и ввёл в педагогику такие понятия, как «самостоятельность» и «самосознание личности» в про­цессе  её перевоспитания и пересоциализации. Из вышеуказанного следует, что А. С. Макаренко создавал «воспитывающие ситуации», которые, не были развлечением, как считали итальянские католические критики великого педа­гога, а предусматривали проектирование воспитанниками коллективной жиз­недеятельности. Воспитанникам предоставлялись возможности практически решать актуальные задачи жизнедеятельности своего коллектива. Антон Семёнович постоянно усложнял эти задачи, чтобы повышать реша­ющие способности у детей. И в данном направлении его главным вос­питательным изобретением были перспективные линии, потому что они определяли срок и содержание соответствующих воспитательных задач. В данном контексте перспективные линии служат воспитательной стратегией для проверки способности детей решать свои проблемы и их способности взаимодей­ствовать друг с другом. Это значит, что любое изменение и повышение сложности перспективных линий (суще­ствуют три степени перспективы) должно способствовать развитию способно­стей детей, причём, как правило, без давления на личность.

На наш взгляд, макаренковский коллектив получился как «новая ре­флексология», потому что для воспитателя создание нормальных отношений между личностью и обществом (коллективом) – это новая система мотиваций для повышения активности субъ­ектов воспитания. Важно отметить, что известные психологи того времени занимались вопросами теории деятельности. С. Л. Рубинштейн счи­тал действие подлинной единицей (личности) – «ячейкой», «клеточкой» че­ловеческой деятельности, в которой наиболее явно и ярко проявляются все основные психологические характеристики не только деятельности, но и личности в целом, а А. Н. Леонтьев предположил, что действие (уровень дей­ствия) также является центральным во всей структуре деятельности. Такой подход можно назвать «анализом структур но – морфологическим», и через него можно лучше понять взгляды А. С. Макаренко на коллективное воспита­ние.

Хотя мы говорим, что воспитательный процесс происходил сам по себе, без прямого воздействия, это не значит, что вос­питатель не занимался развитием коллектива. Антон Семёнович изу­чал и записывал все изменения, происходящие внутри коллектива, а затем принимал необходимые меры, чтобы не попасть в «воспитательные тупики». И это второе сходство с Т-группой. А. С. Макаренко писал, что хороший воспи­татель обязательно должен вести дневник, где надо записывать все то, что происходит в коллективе, чтобы анализировать характер каждого воспитан­ника. Макаренко вел дневник не просто так, он следовал за теорией А. Ф. Ла­зурского, автора пособий «Личность и воспитание» и «Классификация лично­стей», и вел записи о воспитанниках не для «коллекции фактов». Он считал, что «каждое узнавание чего-либо нового о воспитаннике у воспитателя немедленно должно претворяться в практическое действие, практический совет, стремление помочь воспитаннику» [2, с. 222], чтобы стимулировать процесс его развития. В этом мы видим третье сходство с Т-группой: coттuпity self-survey, ко­торое обозначается как «самоизучащая община». В этих же целях А. С. Макаренко создал и другую высокоэффективную модель – параллельного воздействия на личность. Таким образом, он концептуально преодолел как свободное воспитание, так и «парную педагогику», согласно которой воспитанник находится в тесной связи с воспитателем и зависит только от него, без всякой возможности возражения. В своём коллективе А. С. Макаренко считал необходимым воспитывать лич­ность через коллектив, а не жертвовать личностью ради коллектива.

А. С. Макаренко писал в одной из своих работ: «Советская педагогика нуждается в вообще новой логике: от коллектива к личности. Объектом советской педагогики может быть только целый коллектив. Только когда мы воспитываем коллектив, мы мо­жем считать, что мы нашли организацию, в которой личность настолько максимально дисциплинированная, насколько максимально свободная. Эта мысль очень важна потому, что позволяет по Макаренко перейти от воспитательного уровня к рассмотрению социального уровня коллектива и даёт возможность говорить о «ресоциализации» несовершеннолетних правонару­шителей. По всей вероятности, Макаренко указы­вал на то, что коллективное воспитание полностью осуществляется тогда, когда не существуют трения между личностью и коллективом, когда есть амальгама личностных и коллективных задач.

Предметом советской педагогики может быть только коллектив. Исходя из этого, на социальном уровне А. С. Макаренко создал воспитательную организацию, в котором дети не играли во «взрослую жизнь», а со­здали со взрослыми свой мир, за который они были ответственными. Колония им. Горького была эффективной системой социальных отношений, основанной на приказании и подчинении без ущерба для достоинства личности, для предотвращения явления «пожизнен­ных командиров» (4, с. 20). Чередование должностей позволяло воспитание воли сделать воспитанием социальной ответственности. В макаренковском коллективе личность выступала не в качестве «добавленной стоимости», а представляла собой общую волю, как среднее разумных тен­денций членов коллектива. Существовала изономия между личностью и кол­лективом. Антиномическое противоположение слов Я и Чужой в моральном опыте капиталистического общества содержит дуализм, в силу которого эти слова создают полюсы напряжения, противоречия, разрешение которого в жизни должно способствовать процессу развития личности, снятию напряжения между личным и общим. А. С. Макаренко сумел соединить общее и личное в таком сочетании, при котором личное старание приобретает значение добровольного действия. Рациональная идентичность личного и общего долга содержит фактор динамизма, который влияет на психологию личности и помогает ей быть собой по отношению к другому. Таким образом, Антон Семёнович открыл путь реабилитационному типу воспитания.

Поэтому мы считаем, что А. С. Макаренко разработал основы теории социального воспитания и тем самым внес большой вклад в мировую теорию педаго­гики. Реабилитационная педагогика и педагогика ресоциализации по настоящее время не утратили сво­ей актуальности. Теория и опыт А. С. Макаренко для нас – это теория и практика Атланта от педагогики.

 

Библиографический список

1. Кораблёва Т.Ф. Фuлософско-этические аспекты теории А. С. Мака¬ренко [Текст]: автореферат диссертации на соискание степени канд. фил. Наук / Т.Ф. Кораблёва. Москва. 2000. 20 с.

2. Макаренко А. С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко; сост. и авт. вступ статьи В. С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 256 с.

3. Макаренко А. С. Педагогические сочинения [Текст]: в 8 т. / А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1984. Т. 1. 450 с.

4. Макаренко А. С. Педагогические сочинения [Текст]: в 8 т. / А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 340 с.

5. Макаренко А. С. Педагогические сочинения [Текст]: в 8 т. / А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1984. Т. 6. 430 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению