: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Д. В. Потепалов

Педагогика А. С. Макаренко: какой она видится в начале XXI века?

Творческое наследие А. С. Макаренко никогда не воспринималось однозначно. При жизни он подвергался критике справа и слева. Ему ставили в вину увлечение дореволюционной педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма, дисциплины. Педагоги-гуманисты (П. П. Блонский, В. Н. Сорока-Росинский и др.) не принимали его революционной активности, увлечённости коллективистскими формами работы. В 1928 г. Макаренко вступил в конфликт с НИИ педагогики Наркомпроса Украины, наиболее последовательно поддерживающим позицию Н. В. Шульгина о классовом подходе к анализу педагогических влияний. О практике Макаренко негативно высказывались Н. К. Крупская, А. В. Луначарский.

В 1940-1980-е гг. в исследованиях В. М. Белоус, Т. А. Блюмина, Г. М. Ерицян, В. Н. Колбановского, А. Ф. Кочкиной, М. И. Смирнова и др. проявлялось «канонизирование» его идей и опыта практической деятельности. В историографии педагогики утвердилось признание вклада А. С. Макаренко в разработку системы воспитания, вобравшей в себя гуманистические идеи отечественной науки, выдвинутые Н. А. Добролюбовым, Н. И. Пироговым, К. Д. Ушинским, Н. Г. Чернышевским и др.

В современных исследованиях наблюдается противоречивая оценка его вклада в теорию и практику воспитания беспризорных детей. Сегодня в адрес А. С. Макаренко высказываются обвинения и упрёки в пропаганде казарменной дисциплины, авторитарности самого педагога и созданного им коллектива, в пренебрежении к личности, соучастии в формировании культа партии и Сталина. Так, например, в учебном пособии по истории педагогики отмечается: «В практической деятельности в колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского… использовались очевидная муштра и формы организации жизни воспитанников, которые нельзя было распространять на массовую школу» [4, с. 290].

 Полярную позицию занимают К. Х. Ахияров, В. В. Кумарин. Так, К. Х. Ахияров отмечает: «Ныне считается общепризнанным: А. С. Макаренко – классик советской педагогики. На Макаренко ссылаются во всех учебниках по педагогике, книгах и статьях по вопросам воспитания. В последние годы обострился интерес к педагогическому наследию Антона Семёновича за рубежом» [1, с. 9].

Попытаемся разобраться в феномене А. С. Макаренко, проанализировать его педагогический вклад в ликвидацию беспризорности, рассмотреть его педагогическую систему. Макаренко осуществлял воспитание детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-1928 гг. под Полтавой, с 1926 г. – в Куряже близ Харькова) и детской коммуне им. Ф. Э. Дзержинского (1927-1935 гг.) в пригороде Харькова.

Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону Семёновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду. В колонии было организовано самоуправление. Сначала был создан совет командиров (правительство колонии), без консультации с которым, Макаренко не принимал ни одного решения. Отбор кандидатов в командиры осуществлял сам совет. Должность командира можно было занимать не больше 6 месяцев. При этом совет командиров и сами командиры не имели никаких привилегий. Существовали сводные производственные отряды. Это были временные трудовые объединения, которые под руководством агронома колонии выполняли всевозможные задания, связанные с сельскохозяйственными работами. Они существовали до окончания выполнения работ. Руководителем сводного отряда мог быть назначен любой мало-мальски способный руководить. А под руководством у него мог оказаться командир их совета отряда. В основу жизни колоний была положена трудовая деятельность. Однако труд, как и другие элементы содержания воспитания, отнюдь не играл в системе воспитательного коллектива самодовлеющей роли; «труд как воспитательное средство, – говорил Антон Семёнович, – возможен только как часть общей системы» и «без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы» [1, с. 48; 7, с. 127].

Особенно показательным был этот опыт в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского. Здесь все было идеальным: роскошный корпус, просторные светлые спальни, новая мебель, цветники, условия для жизни и учебы. У Макаренко были замечательные педагоги, первоклассный агроном Фере и экономист Коган. Коган изучил слабые места плановой советской экономики и нашёл в ней «дыры» для частного предпринимательства. 7 января 1932 г. была выпущена первая партия электродрелей (по австрийской лицензии), 28 декабря – партия первых фотоаппаратов «ФЭД» (по германской лицензии). Коммуна обзавелась собственным хозяйством. Труд воспитанников приносил государству 5 млн. руб. чистой прибыли, а самой коммуне обеспечивал полную самоокупаемость и независимость от бюджета [6, с. 22-24]. Созданная Макаренко система воспитания раскрыла на практике большое значение труда как фактора воспитания, провозглашенного  ещё К. Д. Ушинским.

Много внимания уделял А. С. Макаренко и разработке принципов воспитания. Созданные им принципы «параллельного действия», «перспективных линий», «уважения и требования к личности» оказали большое влияние на практику работы советской школы.

Принцип параллельного действия заключался в воздействии на отдельную личность через коллектив, членом которого является эта личность. Так, С. В. Кульневич считает, что принцип «параллельного действия» предполагал воспитательное воздействие на актив и коллектив, которые принимали внешне заданную идею как свою собственную и распространяли  её на отдельных членов коллектива, добиваясь «как бы автоматического перевода внешнего управления в необходимую функцию сознания» [5, с. 123]. Воспитатель отстранялся от прямого руководства, предоставляя учащимся, разделявшим его взгляды, полную педагогическую свободу: воспитательное воздействие становилось скрытым для большинства учащихся, но не отменялось.

Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал такой важный принцип, как «система перспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость… Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, – это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе… Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных», – писал Макаренко в «Педагогической поэме» [3, с. 397].

Принцип «как можно больше уважения к человеку, как можно больше требований к нему» при равноправии детей и взрослых через единство детского и педагогического самоуправления позволял каждому члену коллектива, педагогу и воспитаннику занимать активную творческую позицию; при этом проявлялось внимание к личности каждого субъекта воспитания, предупреждалось отчуждение воспитательной деятельности от субъектов.

Важную роль в учреждениях А. С. Макаренко играли методы взаимодействия педагогов и воспитанников. Среди них преобладала организация самостоятельных поступков, трудовая деятельность и борьба со своими недостатками. Второе место занимали поощрительно-стимулирующие методы: доверие, поощрение, сопереживание, метод «взрыва», «педагогическая игра». На последнем месте были методы словесного воздействия (убеждение, разъяснение, внушение, доказательство), а также негативно-сдерживающие (наказание, просьба, выговор, критика) [2, с. 107].

Со второй половины 1930-х гг. Макаренко фактически был отстранен от педагогической деятельности и в последние годы занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли педагогические сочинения, ставшие сегодня классическими, – «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Марш 30-го года», и др.

Итак, опыт Макаренко уникален, как уникален и сам педагог. Мало кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию в практику и добиться впечатляющих результатов.

Созданная им на практике система воспитания и разработанная им теория воспитания – это та вершина в педагогике, какой никому больше, пожалуй, достичь не удалось. А самое главное в оценке педагога заключается в том, что, обращаясь к А. С. Макаренко в XXI веке, мы не ощущаем расстояния между нами во времени. Он воспринимается как наш современник, как личность, живущая и действующая сегодня. Теория и практика великого педагога много дала современной школе. Однако надо признать, что в XXI в. его вершин мы  ещё не достигли.

 

Библиографический список

1. Ахияров К. Ш. А. С. Макаренко и современность [Текст] / К. Ш. Ахияров. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2003. 55 с.

2. Внукова И. П. А. С. Макаренко о воспитателе [Текст] / И. П. Внукова // Сов. педагогика. 1984. № 3. С. 105-110.

3. История педагогики [Текст]: учеб. для студентов пед. институтов / под ред. Н.А. Константинова, Е. Н. Медынского, М. Ф. Шабаевой. М.: Изд-во Просвещение, 1982. 447 с.

4. История педагогики. С XVII века до середины XX века [Текст]: учеб. пособие для пед. университетов / под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1998. Ч. 2. 304 с.

5. Кульневич С. В. Теоретические основы содержания самоорганизованной воспитательной деятельности [Текст]: дис. д-ра пед. наук / С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону, 1997. 414 с.

6. Кумарин В. Макаренко, какого мы никогда не знали. К 115-летию со дня рождения великого педагога XX века [Текст] /В. Кумарин // Социальная педагогика. 2003. № 6. С. 13-26.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению