|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Д. В. Потепалов Педагогика А. С. Макаренко: какой она видится в начале XXI века? Творческое
наследие А. С. Макаренко никогда не воспринималось однозначно. При жизни он
подвергался критике справа и слева. Ему ставили в вину увлечение
дореволюционной педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма,
дисциплины. Педагоги-гуманисты (П. П. Блонский, В.
Н. Сорока-Росинский и др.) не принимали его революционной активности,
увлечённости коллективистскими формами работы. В 1928 г. Макаренко вступил в
конфликт с НИИ педагогики Наркомпроса Украины, наиболее последовательно
поддерживающим позицию Н. В. Шульгина о классовом подходе к анализу
педагогических влияний. О практике Макаренко негативно высказывались Н. К.
Крупская, А. В. Луначарский. В
1940-1980-е гг. в исследованиях В. М. Белоус, Т. А. Блюмина, Г. М. Ерицян, В. Н. Колбановского, А.
Ф. Кочкиной, М. И. Смирнова и др. проявлялось «канонизирование» его идей и опыта практической
деятельности. В историографии педагогики утвердилось признание вклада А. С.
Макаренко в разработку системы воспитания, вобравшей в себя гуманистические
идеи отечественной науки, выдвинутые Н. А. Добролюбовым, Н. И. Пироговым, К.
Д. Ушинским, Н. Г. Чернышевским и др. В
современных исследованиях наблюдается противоречивая оценка его вклада в
теорию и практику воспитания беспризорных детей. Сегодня в адрес А. С.
Макаренко высказываются обвинения и упрёки в пропаганде казарменной
дисциплины, авторитарности самого педагога и созданного им коллектива, в
пренебрежении к личности, соучастии в формировании культа партии и Сталина.
Так, например, в учебном пособии по истории педагогики отмечается: «В
практической деятельности в колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского…
использовались очевидная муштра и формы организации жизни воспитанников,
которые нельзя было распространять на массовую школу» [4, с. 290]. Полярную позицию занимают К. Х. Ахияров, В. В. Кумарин. Так, К. Х. Ахияров
отмечает: «Ныне считается общепризнанным: А. С. Макаренко – классик советской
педагогики. На Макаренко ссылаются во всех учебниках по педагогике, книгах и
статьях по вопросам воспитания. В последние годы обострился интерес к
педагогическому наследию Антона Семёновича за рубежом» [1, с. 9]. Попытаемся
разобраться в феномене А. С. Макаренко, проанализировать его педагогический
вклад в ликвидацию беспризорности, рассмотреть его педагогическую систему.
Макаренко осуществлял воспитание детей-правонарушителей в трудовой колонии
им. М. Горького (1920-1928 гг. под Полтавой, с 1926 г. – в Куряже близ
Харькова) и детской коммуне им. Ф. Э. Дзержинского (1927-1935 гг.) в
пригороде Харькова. Работу
пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону
Семёновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным
прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду. В колонии было
организовано самоуправление. Сначала был создан совет командиров
(правительство колонии), без консультации с которым, Макаренко не принимал ни
одного решения. Отбор кандидатов в командиры осуществлял сам совет. Должность
командира можно было занимать не больше 6 месяцев. При этом совет командиров
и сами командиры не имели никаких привилегий. Существовали сводные
производственные отряды. Это были временные трудовые объединения, которые под
руководством агронома колонии выполняли всевозможные задания, связанные с
сельскохозяйственными работами. Они существовали до окончания выполнения
работ. Руководителем сводного отряда мог быть назначен любой мало-мальски
способный руководить. А под руководством у него мог оказаться командир их
совета отряда. В основу жизни колоний была положена трудовая деятельность. Однако труд, как и другие элементы содержания воспитания, отнюдь
не играл в системе воспитательного коллектива самодовлеющей роли; «труд как
воспитательное средство, – говорил Антон Семёнович, – возможен только как
часть общей системы» и «без идущего рядом образования, без идущего рядом
политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы»
[1, с. 48; 7, с. 127]. Особенно
показательным был этот опыт в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского. Здесь все
было идеальным: роскошный корпус, просторные светлые спальни, новая мебель,
цветники, условия для жизни и учебы. У Макаренко были замечательные педагоги,
первоклассный агроном Фере и экономист Коган. Коган изучил слабые места
плановой советской экономики и нашёл в ней «дыры» для частного
предпринимательства. 7 января 1932 г. была выпущена первая партия
электродрелей (по австрийской лицензии), 28 декабря – партия первых
фотоаппаратов «ФЭД» (по германской лицензии). Коммуна обзавелась собственным
хозяйством. Труд воспитанников приносил государству 5 млн. руб. чистой
прибыли, а самой коммуне обеспечивал полную самоокупаемость и независимость
от бюджета [6, с. 22-24]. Созданная Макаренко система воспитания раскрыла на
практике большое значение труда как фактора воспитания, провозглашенного ещё К. Д. Ушинским. Много
внимания уделял А. С. Макаренко и разработке принципов воспитания. Созданные
им принципы «параллельного действия», «перспективных линий», «уважения и
требования к личности» оказали большое влияние на практику работы советской
школы. Принцип
параллельного действия заключался в воздействии на отдельную личность через
коллектив, членом которого является эта личность. Так, С. В. Кульневич считает, что принцип «параллельного действия»
предполагал воспитательное воздействие на актив и коллектив, которые
принимали внешне заданную идею как свою собственную и распространяли её на отдельных членов коллектива,
добиваясь «как бы автоматического перевода внешнего управления в необходимую
функцию сознания» [5, с. 123]. Воспитатель отстранялся от прямого
руководства, предоставляя учащимся, разделявшим его взгляды, полную
педагогическую свободу: воспитательное воздействие становилось скрытым для
большинства учащихся, но не отменялось. Макаренко
впервые в педагогике выдвинул и разработал такой важный принцип, как «система
перспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет
впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является
завтрашняя радость… Самое важное, что мы привыкли
ценить в человеке, – это сила и красота. И то и другое определяется в
человеке исключительно по типу его отношения к перспективе…
Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по
которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику
этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в
использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных», – писал
Макаренко в «Педагогической поэме» [3, с. 397]. Принцип
«как можно больше уважения к человеку, как можно больше требований к нему»
при равноправии детей и взрослых через единство детского и педагогического
самоуправления позволял каждому члену коллектива, педагогу и воспитаннику
занимать активную творческую позицию; при этом проявлялось внимание к
личности каждого субъекта воспитания, предупреждалось отчуждение
воспитательной деятельности от субъектов. Важную
роль в учреждениях А. С. Макаренко играли методы взаимодействия педагогов и
воспитанников. Среди них преобладала организация самостоятельных поступков,
трудовая деятельность и борьба со своими недостатками. Второе место занимали
поощрительно-стимулирующие методы: доверие, поощрение, сопереживание, метод
«взрыва», «педагогическая игра». На последнем месте были
методы словесного воздействия (убеждение, разъяснение, внушение,
доказательство), а также негативно-сдерживающие (наказание, просьба, выговор,
критика) [2, с. 107]. Со
второй половины 1930-х гг. Макаренко фактически был отстранен от
педагогической деятельности и в последние годы занимался научным и
писательским трудом. Из-под его пера вышли педагогические сочинения, ставшие
сегодня классическими, – «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга
для родителей», «Марш 30-го года», и др. Итак,
опыт Макаренко уникален, как уникален и сам педагог. Мало кто в истории
педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию в практику и добиться
впечатляющих результатов. Созданная
им на практике система воспитания и разработанная им теория воспитания – это
та вершина в педагогике, какой никому больше, пожалуй, достичь не удалось. А
самое главное в оценке педагога заключается в том, что, обращаясь к А. С.
Макаренко в XXI веке, мы не ощущаем расстояния между нами во времени. Он
воспринимается как наш современник, как личность, живущая и действующая
сегодня. Теория и практика великого педагога много дала современной школе.
Однако надо признать, что в XXI в. его вершин мы ещё не достигли. Библиографический список 1. Ахияров К. Ш. А. С. Макаренко и современность [Текст] / К. Ш. Ахияров. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2003. 55 с. 2. Внукова
И. П. А. С. Макаренко о воспитателе [Текст] / И. П. Внукова // Сов. педагогика. 1984. № 3. С.
105-110. 3. История педагогики [Текст]: учеб. для студентов пед. институтов /
под ред. Н.А. Константинова, Е. Н. Медынского, М. Ф. Шабаевой.
М.: Изд-во Просвещение, 1982. 447 с. 4. История педагогики. С XVII века до
середины XX века [Текст]: учеб. пособие
для пед. университетов / под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1998. Ч.
2. 304 с. 5. Кульневич С. В. Теоретические основы содержания самоорганизованной
воспитательной деятельности [Текст]: дис. д-ра пед. наук / С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону, 1997. 414 с. 6. Кумарин
В. Макаренко, какого мы никогда не знали. К 115-летию со дня рождения
великого педагога XX века [Текст] /В. Кумарин // Социальная педагогика. 2003.
№ 6. С. 13-26. |
|
||
|
|
|
|
|