: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Раздел 2

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО А. С. МАКАРЕНКО

И СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

 

Р. М. Ситько

А. С. Макаренко как социальный педагог-реформатор

В современных условиях, когда опережающее развитие воспитания признаётся мощным рычагом преодоления социально-экономического и духовного кризиса общества, труды и опыт А. С. Макаренко выступают важным методологическим ориентиром в обеспечении приоритета воспитания над обучением в образовательных учреждениях всех типов и видов. Исследуя наследие педагога, А. А. Фролов характеризует педагогику в представлении А. С. Макаренко как практико-ориентированную науку, коренная проблема которой – логика педагогической целесообразности, взаимодействие педагогической теории и практики.

Заслуга А.С. Макаренко как педагога-реформатора состоит в том, что он «выводит практические вопросы воспитания на уровень их теоретико-методологического осмысления, а практические проблемы – на уровень их организационно-методических и практических разработок»,… целостность и эффективность его педагогики в том, что он «продуктивно работал на всех четырёх «этажах» педагогики: методологическом, теоретическом, организационно-методическом и технологическом» [1, с. 6].

Воспитательная педагогика А. С. Макаренко – это «школа жизни». В семье главным воспитателем он считал атмосферу семьи, её духовную и материальную культуру, в школе – её образ жизни, «уклад», «строй», «дух», по терминологии отечественной педагогики». Это способствует воспитанию человека, готового к выполнению своих ролевых функций: гражданина, труженика, семьянина, патриота, защитника Отечества.

Выполнение этих функций актуализировано в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ключевая особенность

школы будущего, по которой новые учителя – чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому. Следует, однако, заметить, что эта «новизна» всегда была традицией истинных отечественных педагогов, характерной чертой их подвижнического служения детям, профессии, Отечеству. А. С. Макаренко – один из этой когорты учительства как социокультурного феномена России.

Воспитанники А. С. Макаренко были не только трудными, но и опасными подростками с оптимистической позицией. В них он видел «концентрированное человеческое горе» и помогал им его перенести. Осуществляя свой социально-педагогический проект, активно изменяя условия жизни и жизнедеятельность воспитанников, он не «ломал» их характеры, а прививал им дух общности, гуманизма. Создавая новое детское сообщество, разрабатывая принципиально новую теорию реабилитации и воспитания подростков, он стремился не только понять их, но и высветить в их характерах человеческое, доброе.

Вспоминая о первой встрече с А. С. Макаренко, один из его воспитанников – Семён Калабалин напишет в своей книге «Бродячее детство»: «Я в сопровождении Антона Семёновича вышел на самую радостную часть дороги своей жизни. Я на всю жизнь распрощался с тюрьмой, и это только благодаря Антону Семёновичу, с первой минуты сумевшего разглядеть во мне под блатной шелухой юношескую гордость, чувство собственного достоинства… Макаренко сумел заметить во мне достоинства человеческие, которых я тогда не подозревал в себе. Это было его первое тёплое человеческое прикосновение ко мне».

В каждом воспитаннике педагог видел «диапазон возможностей» и проектировал личность на фоне детского коллектива. В современных условиях, когда значительное внимание концентрируется на создании условий для саморазвития личности, педагогической поддержки, проблемы проектирования личности часто находятся на периферии внимания педагогов. Макаренко определяет основы проектной деятельности в воспитании: «хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог обязан это делать». Он рекомендовал иметь развёрнутую «программу человеческой личности», анализ и синтез её внешних и внутренних проявлений во взаимосвязях с действительностью, включающей в себя развитие целостно-диалогической личности. Он намечал пути коммуникативно-диалоговых технологий в воспитании, помогающих накоплению опыта жить среди людей.

В современной школьной жизни использование коммуникативнодиалоговых технологий, проектирование коллективных творческих дел позволяют восстановить нормальные отношения между личностью и обществом. В педагогической реальности размыты представления о школьном братстве, о союзе школьных друзей, когда можно сказать: «Друзья мои! Прекрасен наш союз…». К сожалению, ни школьные, ни студенческие, ни воинские коллективы не отвечают тем признакам и качествам коллектива, который созидал педагог. Чаще всего это межличностные отношения, неформальные связи и отношения, тормозящие развитие коллектива.

Работая с детьми, лишёнными семьи, А. С. Макаренко не обошёл вниманием проблемы семейного воспитания. Одна из его монографий носит ёмкое название «Книга для родителей». В ней он рассматривает слагаемые родительского авторитета, придавая большое значение «гражданскому лицу» родителей. Он видел в семье настоящую «лабораторию человеческих судеб» (И. А. Ильин) и справедливо полагал, что родители воспитывают ребёнка в каждый момент своей жизни, что в этой работе нет мелочей. В 1937 г. А. С. Макаренко подготовил цикл лекций о воспитании детей по заказу редакции радиопередач всесоюзного радио «Педагогическая пропаганда для родителей». В содержании лекций красной нитью проходит мысль об ответственности родителей за воспитание своих детей. Эта проблема актуализируется сегодня в контексте современных реалий.

Как реформатор А. С. Макаренко многогранен и многопланов, что проявляется в огромном спектре проблем, которых он касался в своих работах. Уникальность педагогического феномена А. С. Макаренко в его разносторонности и в том, что в его трудах при внимательном прочтении мы делаем для себя новые открытия, находим возможности их использования в инновационных поисках. Так, к примеру, особую страницу в его наследии занимает проблема педагогического мастерства. На современном этапе развития мировой и отечественной педагогики актуальность приобретает проблема профессиональной компетентности учителя, что объясняется масштабным прогрессом всех сторон жизни общества и государства, требующим от граждан профессионализма. В связи с этим интерес вызывают концептуальные идеи А. С. Макаренко, в которых сконцентрировано его представление о настоящем учителе, педагоге. Содержание профессиональной компетентности освещено в ряде статей, выступлений, в книгах педагога: «О моем опыте», «Некоторые выводы из моего опыта», «Воспитание в семье и школе», «Педагогическая поэма» и др.

Стержнем профессиональной компетентности А. С. Макаренко считал педагогическое мастерство, теоретические и практические основы которого он разрабатывал в течение многих лет. Он был убежден, что мастерство может быть приобретено в процессе целенаправленной работы учителя над собой, так как оно не является каким-то особенным искусством, требующим таланта, ему надо учить, как надо учить врача, музыканта. Антон Семёнович подчёркивал многоплановость педагогического мастерства, выражающуюся в том, что мы сегодня называем педагогической техникой: это и голос, и мимика, и пантомимика и т.д.

В начале 1980-х гг. педагогическая общественность с большим удовлетворением встретила создание первой в Советском Союзе кафедры педагогического мастерства, открытой в Полтавском педагогическом институте, где в своё время учились и А. С. Макаренко, и В. А. Сухомлинский. В этом вузе осуществилась мечта педагога о том, что в педагогических вузах должны учить педагогической технике и педагогическому мастерству. В других педагогических вузах страны, в том числе и в Ростовском педагогическом институте, проблемы обучения мастерству взяли на себя факультеты общественных профессий. А Полтавский педагогический институт создал кафедру педагогического мастерства. Автору статьи посчастливилось познакомиться с опытом работы этой кафедры.  Её преподавателями был разработан курс, который включал следующие разделы: педагогическое мастерство и его значение для усовершенствования обучения и воспитания; педагогическая техника; роль учителя в структуре его деятельности; педагогическое общение, мастерство выдающихся педагогов; мастерство учителя на уроке, мастерство воспитателя; элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности. Программа включала элементы театральной педагогики, овладения средствами актерской выразительности: мимикой, жестами, движениями, постановкой голоса и др. Большое место во всех темах курса отводилось практическим занятиям. Первая часть любого практического занятия – это тренинг психофизического аппарата, т.е. выполнение упражнений на внимание, воображение, наблюдательность, управление психическим состоянием. Вторая – педагогический тренинг, моделирующий педагогические ситуации, приближенные к реальным условиям. Занятия по курсу основ педагогического мастерства показали, что формирование педагогических умений проходит более эффективно именно при использовании моделирования.

Занятия проводились в кабинете педагогического мастерства, где создавалась имитация классной комнаты: на всю стену слева от стола учителя были изображены дети за партами, имелись комплекты технических средств, зеркальные стены для работы над артикуляцией, мимикой, жестами (студент видит себя в зеркале и корректирует осанку, выражение лица, движения). Урок или воспитательное мероприятие записывались на видеомагнитофон, и студент мог впоследствии прослушать или просмотреть проведённое им занятие.

Знакомство с опытом коллег убеждает, что идеи А. С. Макаренко микропреподавания, микропреподавания – надёжный путеводитель в повышении качества подготовки будущих педагогов. Он был убеждён, что «в будущем в педагогических вузах будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом». Педагог не представлял без этого работу воспитателя, считая, что « постановка голоса имеет значение не только для того, чтобы красиво петь или разговаривать, а чтобы уметь наиболее точно, внушительно, повелительно выражать свои мысли и чувства» [2, с. 246]. Одним из первых в отечественной педагогике А. С. Макаренко обратил внимание на воспитательную нагрузку невербальных средств общения. Его педагогические труды и литературная деятельность дают нам множество примеров внимательного отношения к жестам, мимике, интонациям как эффективным средствам воздействия на воспитанников. Сам педагог блестяще владел воспитательной техникой. Простое «здравствуй» могло прозвучать в устах педагога по-разному: то «сухим, сдержанным», то «спокойным, добрым», то «суровым, холодным», то «сдержанным мягким тоном». И своих сотрудников он учил упражняться в подобного рода вещах.

Антон Семёнович настаивал на включении в программы педагогических институтов специальных курсов, формирующих риторические навыки и умения не только в плане владения речью, но и невербальными средствами: «как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть», горько сетуя, что его этому никто не учил, «а этому можно и нужно учить» [2, с. 244].

Важной в системе педагога была и внешняя эстетика: культура одежды, причёски, культура движений. Особое внимание он обращал на умения красиво ходить, стоять, сидеть, манеру держаться, манеру говорить. Вежливость, приветливость, корректность, аккуратность, подтянутость, сдержанность – основные качества внешней эстетики поведения педагога. Важной частью общей культуры человека он считал эстетику быта, приёма пищи, эстетику причёски, особо ставил вопрос об облике воспитателя, который отражает его как подлинного художника. В педагогической лексике А. С. Макаренко отсутствует понятие компетентность, но он, по сути, раскрыл программу формирования компетентного учителя, основой которой является педагогическое мастерство.

А. С. Макаренко был одним из тех необычайно одарённых, социально активных людей, в которых всегда нуждается общество. Кристально чистый, энергичный, деятельный, творческий, преданный детям, он был таким задолго до того, как о его реформах по перестройке человека узнал весь мир. Он не был учителем-предметником, он «преподавал» общее жизневедение, отрабатывал у детей навыки практического вхождения в общественную жизнь. Научные наработки А. С. Макаренко – это становление экспериментального раздела в педагогической науке. Как экспериментатор в педагогике, учитель-исследователь, он пытался воплотить в своей системе свои идеи. Как в любом новаторском деле: сначала – идеи, потом –проекты, потом – образцы, потом – пробные реализации в деле. В решении проблем преодоления детской беспризорности и преступности, падения нравов в обществе опыт А. С. Макаренко является надёжной технологией борьбы с этими негативами. Работая в стопроцентной асоциально-криминальной среде, Макаренко получил в своём микросообществе стопроцентное искоренение преступности.

Ему удалось найти альтернативную по отношению к репрессиям технологию ресоциализации подростков-правонарушителей. И хотя систему А. С. Макаренко критиковали и в период его деятельности, и впоследствии, эффективность её не вызывает сомнения. То, что удалось совершить педагогу, было столь впечатляюще, что посещение возглавляемой им коммуны имени Ф. Э. Дзержинского являлось одним из пунктов культурной программы многих иностранных делегаций, приезжающих в Советский Союз.

Однако в системе А. С. Макаренко имеется то универсальное, что выходит за рамки деятельности специальных учреждений. А. С. Макаренко нужен сегодня и школе, и дополнительному образованию, и семье, и общественным молодёжным организациям, и вузовской педагогике. Характерная черта жизненной линии и педагогической системы А. С. Макаренко – нерасторжимая связь научного поиска и практической деятельности. Для него всегда главными были три точки опоры: личность, коллектив, труд.

История наследия А. С. Макаренко, его универсальный характер, неисчерпаемый творческий потенциал идей и практических решений органично неотделимы от ценностей и потребностей развивающегося мира в области культуры, экономики, общественно-политической жизни, морально-психологического состояния общества, человека, растущих поколений. Именно в таком глубинном понимании видели и видят педагогику А. С. Макаренко педагоги, психологи, деятели науки и культуры в разных странах мира.

 

Библиографический список

1. Фролов А. А. Воспитательная педагогика А. С. Макаренко: основные черты [Текст] / А. А. Фролов // Школа жизни – школа воспитания. Коломна: Коломенский гос. пед. ин-т, 2005. С. 5 – 9.

2. Макаренко А. С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко; сост. и авт. вступ статьи В. С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 256 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению