: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Н.Г. Санникова

Формы и методы социально-педагогической поддержки лиц,
освобождённых из исправительных учреждений

Освобождающихся из исправительных учреждений (ИТУ) условно можно разделить на 3 категории: 1) исправившиеся, осознавшие необходимость возвращения в число законопослушных граждан и стремящиеся к нормальной жизни люди; 2) лица с дефектами воспитания, позволяющие себе антисоциальный образ жизни; 3) лица, не исправившиеся в процессе отбытия наказания, не желающие отказываться от криминала.

Процесс адаптации к условиям нормального существования в нор­мальной социальной среде после длительного срока лишения свобо­ды – явление сложное, требующее активных волевых усилий, хорошо развитого правосознания. Человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается с трудностями, к преодолению которых он не всегда бывает готов. Успех его адаптации зависит от трёх групп факторов. К первой группе относится личность самого освобождённого: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравствен­ность, этика, специальность, трудовые навыки и т. д. Ко второй – условия внешней среды, окружающей личность освобождённого: на­личие жилья, прописки, и взаимоотношения с семьёй, работа, удовлетворённость ею, тактика работников милиции, осуществляющих надзор и т.д. К третьей группе относятся условия, в которых осуждённый ИТУ находился и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы.

Под социальной адаптацией лиц, освобождённых из мест лишения свободы, понимается приспособление личности к социальной среде, усвоение ею правил, норм, социальных позиций, характерных для среды, приобретение навыков, позволяющих нормально жить в обществе свободных людей. Это процесс восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, освоения его новых «социальных ролей».

Вернувшись из мест заключения, человек как бы проходит повторную социализацию, так как вступает в культуру и окружение, которые стали для него чужими из-за изменения жизненных обстоятельств. К тому же отношение со стороны окружающих к вернувшимся из мест заключения зачастую связано преимущественно с отрицательными эмоциями. Общество часто относится к ним как к прокажённым, от которых желательно держаться подальше, что в значительной мере осложняет их социальную адаптацию, обычно освобождённым из ИТУ с большим нежеланием предоставляют работу, а чаще просто отказывают в трудоустройстве.

Сами освобождённые в силу этих и других причин чувствуют себя неуверенно в новом окружении. Большинство из них по возвращении пытаются восстановить прежние связи, которые зачастую имеют криминальный характер. Это чаще всего происходит с теми, кто не имеет профессии, не может устроиться на работу или остаётся без крыши над головой. Хорошо, если у человека есть близкие, которые могут и хотят помочь, поддержать морально и материально. А если их нет?

Таким образом, в обществе создаётся сложная проблема социально-психолого-педагогической поддержки освобождённых в освоении ими социальных ролей, необходимых для существования в условиях свободы.

К изучению этой проблемы российские учёные впервые обратились в конце XIX – начале XX вв. Материалы, связанные с социальной поддержкой лиц этой категории, в той или иной степени отражаются в работах Ю. М. Антоняна, Д. А. Андреева, И. Н. Бобылева, А. П. Базунова, С. В. Познышева, М.С. Рыбака и др. Более предметно они рассмотрены в диссертационных исследованиях по вопросам социальной адаптации бывших осуждённых С. Д. Артёмова, И. И. Евтушенко, Н. А. Крайновой, И. А. Овчаренко, О. В. Павленко, Н. Н. Смирнова, В. М. Трубникова и др.

К настоящему времени в России и за рубежом накоплен довольно богатый опыт по социальной поддержке освобождённых из ИТУ. В конце XIX – начале XX вв. в России на практике эта поддержка осуществлялась в формах такого рода «заботы и попечения», которые оказывало не государство, а общества патронатства или попечительства об освобождённых арестантах. В дореволюционное время здесь действовали и благотворительные тюремные комитеты, оказывая помощь семьям заключённых, устраивая их детей, организуя приюты для лиц, освободившихся из мест заключения. Последняя форма, в отличие от общества патроната, выходила за рамки простого попечительства и свидетельствовала о первых попытках создания системы социальной адаптации отбывших наказания лиц, но уже в первые годы советской власти они прекратили своё существование.

Сегодня в России действует множество социальных служб, центров социальной помощи и реабилитации для освобождённых из ИТУ. Так, в Свердловской области в настоящее время работают 62 территориальных учреждения социальной защиты населения (УСЗН) и 76 учреждений социального обслуживания населения, в которых имеются 28 отделений временного проживания на 705 мест, оказывающих услуги по предоставлению временного приюта и освобождённым из мест лишения свободы.

В Министерстве социальной защиты населения Свердловской области имеется план мероприятий, предусматривающий организацию социального обслуживания лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В соответствии с ним этим лицам управлениями социальной защиты населения и центрами социального обслуживания населения предоставляется:

·    государственная социальная помощь;

·    материальная помощь в денежном и в натуральном виде (бесплатное горячее питание до 30 дней; продуктовые наборы для одиноко проживающих граждан и семьи; талоны на санитарно-гигиеническую обработку одежды и обуви; талоны на помывку в бане, стрижку волос, наборы средств санитарии и гигиены; наборы предметов первой необходимости (в том числе нательного белья); одежды и обуви;

·    направление в учреждения здравоохранения для оформления посыльного листа и прохождения медицинского освидетельствования, медико-социальной экспертизы, для оформления инвалидности, устройства в стационарные учреждения социального обслуживания населения нетрудоспособных лиц и для проверки отсутствия противопоказаний к приёму в отделения временного проживания;

·    содействие в восстановлении документов, удостоверяющих личность в органах федеральной миграционной службы и предоставлении временной регистрации по месту пребывания;

·    помощь в восстановлении социально-полезных и родственных связей и в трудоустройстве;

·    содействие в проезде – выдача справок ревизорскому составу электропоездов на проезд к месту жительства в пределах Свердловской области.

Все эти меры, конечно, значимы. Но они лишь частично решают проблемы социальной поддержки освобождённых. Так, по данным ГУФСИН России по Свердловской области ежегодно освобождаются около 10-12 тыс. человек, а в органы социальной защиты населения обращаются лишь 5-6 тыс. (2004 г. – 7279, 2005 г. – 5579, 2006 г. – 3633, 2007 г. – 5421), то есть в среднем около 50% освобождённых. А около 40% из общего числа освободившихся снова оказываются за решёткой. Это очень большая цифра, за которой стоит огромное количество преимущественно трудоспособного населения. А если представить это количество в целом по России?

Считается, что процесс адаптации освобождённых из ИТУ завершается обычно к трём годам, а самое трудное время для адаптации – период от 3 до 6 месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по всесторонней поддержке освобождённых, контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения.

Мировая практика показывает, что процесс социально-педагогической и психологической поддержки должен начинаться с исправительных учреждений. Работа по подготовке осуждённых к жизни в новых условиях должна быть здесь главной, и она должна заключаться в ак­тивизации психики осуждённых, настрое их чувств, привычек, в формировании установки вести себя подобающим образом в условиях свободы. С помощью целенаправленных психических и педагогических воздействий у осуждённого должна формироваться готовность жить в новых условиях, обеспечивающая быстрое включение его в новую социаль­ную среду.

Примеров, заслуживающих внимания в этом плане, можно привести немало. Так, в тюрьмах Германии в этом процессе участвуют пенитенциарные психологи, капелланы (священнослужители) и представители общественных организаций. Их взаимоотношения с тюрьмами регулируются законом Земли (территориального субъекта Германии). Согласно таким законам, представители общественных и религиозных организаций после их соответствующей проверки администрацией могут свободно посещать пенитенциарные учреждения. В результате так называемые контактные группы налаживают отношения, проводят беседы нравственного характера, поддерживают возникшие связи и после их освобождения. Параллельно действуют реабилитационные центры, которые помогают избавиться освободившимся лицам от вредных привычек и научиться практически жить в условиях свободы.

Одной из особенностей подготовки к социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы Израиля, является то, что после отбытия одной четверти назначенного срока наказания, но не менее двух месяцев, один раз в один-два месяца осуждённые могут выезжать к своим близким родственникам на срок от 6 часов до четырёх суток.

Нетрадиционные приёмы применяются здесь и в практике административного освобождения заключённых. Это установленное судом их освобождение до наступления назначенного срока на основании правил содержания в тюрьме. Цель административного освобождения – снизить наполнение тюрем и одновременно сохранить полезные социальные связи.

Основной особенностью социально-педагогической работы в Швейцарии является совместная деятельность персонала исправительных учреждений и «внешних» организаций. Она направлена на конкретную цель – чтобы осуждённый, отбывающий уголовное наказание, больше никогда не вернулся в стены тюрьмы. В Уголовный кодекс Швейцарии включена статья, регламентирующая порядок организации надзора и социальной помощи лицам, освобождающимся из тюрем. Тем самым законодательно закреплено положение об оказании содействия лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, в поисках жилья и работы. В случае отсутствия родственников у осуждённых социальный работник помогает им наладить связь с коммуной, общиной и другими коллективными организациями. В обязанность социального работника входит и поиск квартиры, работы, оказание помощи семье, оказавшейся без средств к существованию.

Большой интерес представляет процесс подготовки к социальной адаптации и в учреждениях уголовно-исполнительной системы Франции. Прежде всего, это компетенция пенитенциарного судьи, который может возложить на освобождаемых лиц дополнительные обязательства: не совершать преступления, положительно характеризоваться, продолжать учёбу и т.д. Освобождённый несовершеннолетний может включаться в систему (официального надзора) пробации – службы, получившей во Франции распространение в последние годы.

В Японии при Министерстве юстиции действует Совет по делам исправления и реабилитации, являющийся консультативным органом, созданным в соответствии с Законом об отправлении правосудия. Совет состоит из представителей науки и должностных лиц пенитенциарной системы.

Социальная адаптация освобождённых из исправительных учреждений рассматривается в разных странах не только как функция одних лишь правоохранительных органов, но и как совместная деятельность других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций. Такой точки зрения придерживаются и россияне. Так, известный русский учёный-пенитенциарист профессор С.В. Познышев, подчёркивая очевидную необходимость нравственной и материальной поддержки лиц, отбывших тюремное заключение, писал: «Рационально организованная тюрьма стремится возможно поднять нравственный уровень заключённого, сообщить ему ряд полезных навыков и знаний, приучить его к честной трудовой жизни и удержать от повторной преступной деятельности. Эта цель в большинстве случаев не могла бы быть достигнута, если бы по выходу из тюрьмы преступники предоставлялись исключительно своим силам и не находили бы себе никакой нравственной и материальной поддержки» [2, с. 600-601].

Многое сегодня меняется и в нашей системе социально-педагогической поддержки бывших заключённых. Однако она  ещё далеко не совершенна. По мнению исследователей данной проблемы, эта система не вполне соответствует требованиям европейских стандартов и правил, что говорит о необходимости изменения нашего законодательства в плане совершенствования деятельности учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России, так как в  её функции входит и решение задач по оказанию помощи в социальной адаптации лицам, освобождаемым из мест лишения свободы [1, с. 3].

Констатируя, что исправительное воздействие на лиц, осуждённых к лишению свободы, не всегда достигает своей цели, и у них в ходе подготовки к освобождению не вырабатываются и не закрепляются необходимые навыки законопослушного образа жизни в условиях свободы, мы должны подумать, как в этих условиях можно восполнить то, чего не удаётся достичь в ИТУ.

Давно назрела необходимость всестороннего научного анализа и обобщения практики пенитенциарной и постпенитенциарной деятельности государственных и общественных организаций в названной сфере. Особого внимания при этом требует система образования, возможности которой в настоящее время совершенно не учитываются в организации психолого-педагогической поддержки освобождаемых и освобождённых из мест лишения свободы. На наш взгляд, сегодня в нашей системе образования должны функционировать специальные образовательные учреждения по социальной адаптации и психолого-педагогическому сопровождению бывших осуждённых. Только в специализированных педагогических учреждениях с высококвалифицированными специалистами можно добиваться хороших результатов в социальной адаптации. Только в специально созданных условиях возможна полноценная социальная реабилитация – восстановление социального статуса и социально-ролевого поведения учащегося, гражданина, семьянина, работника. Вместе с тем в таких учреждениях возможна работа по физической, медицинской, психологической, педагогической, бытовой и культурной реабилитации. Это восстановление двигательной активности и физической подготовленности в соответствии с возрастом, восстановление психических функций и процессов, необходимых для учебной деятельности, восстановление социально значимого «Я», необходимого уровня образованности и воспитанности для получения начального профессионального образования, социально-педагогический и бытовой патронаж, восстановление культурологических и духовных основ жизнедеятельности в соответствии с нацинально-религиозной принадлежностью. Разумеется, создание таких специализированных учреждений – дело сложное, но оно того стоит, если целью является восстановление человеческой личности.

 

 

Библиографический список

1. Овчаренко И. А. Проблемы социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобождённых из мест лишения свободы [Текст]: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук / И. А. Овчаренко; М., 2006. 28 с.

2. Познышев С. В. Основные начала науки уголовного права [Текст]: общая часть уголовного права / С. В. Познышев; М., 1912. 650 с.

 

Статья публикуется при финансовой поддержке гранта РГНФ № 10-06-83622 а/у «Социально-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодёжи, освободившейся из исправительно-трудовых колоний и спецучреждений.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению