|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Н.Г. Санникова Формы и методы
социально-педагогической поддержки лиц, Освобождающихся
из исправительных учреждений (ИТУ) условно можно разделить на 3 категории: 1)
исправившиеся, осознавшие необходимость возвращения в число законопослушных
граждан и стремящиеся к нормальной жизни люди; 2) лица с дефектами воспитания,
позволяющие себе антисоциальный образ жизни; 3) лица,
не исправившиеся в процессе отбытия наказания, не желающие отказываться от
криминала. Процесс адаптации к условиям нормального существования в
нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы – явление
сложное, требующее активных волевых усилий, хорошо развитого правосознания. Человек,
попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается с трудностями,
к преодолению которых он не всегда бывает готов. Успех его адаптации зависит
от трёх групп факторов. К первой группе относится личность
самого освобождённого: его мировоззрение, черты характера, темперамент,
интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, специальность,
трудовые навыки и т. д. Ко второй – условия внешней среды, окружающей
личность освобождённого: наличие жилья, прописки, и взаимоотношения с семьёй,
работа, удовлетворённость ею, тактика работников милиции, осуществляющих
надзор и т.д. К третьей группе относятся условия, в которых осуждённый
ИТУ находился и которые сказываются на его поведении в
первые месяцы свободы. Под социальной адаптацией лиц, освобождённых из мест
лишения свободы, понимается приспособление личности к социальной среде, усвоение
ею правил, норм, социальных позиций, характерных для среды, приобретение
навыков, позволяющих нормально жить в обществе свободных людей. Это процесс
восстановления индивида в качестве социализированного члена общества,
освоения его новых «социальных ролей». Вернувшись
из мест заключения, человек как бы проходит повторную социализацию, так как
вступает в культуру и окружение, которые стали для него чужими из-за
изменения жизненных обстоятельств. К тому же отношение со стороны окружающих
к вернувшимся из мест заключения зачастую связано
преимущественно с отрицательными эмоциями. Общество часто относится к ним как
к прокажённым, от которых желательно держаться подальше, что в значительной
мере осложняет их социальную адаптацию, обычно освобождённым из ИТУ с большим
нежеланием предоставляют работу, а чаще просто отказывают в трудоустройстве. Сами освобождённые
в силу этих и других причин чувствуют себя неуверенно в новом окружении.
Большинство из них по возвращении пытаются восстановить прежние связи,
которые зачастую имеют криминальный характер. Это чаще всего происходит с
теми, кто не имеет профессии, не может устроиться на работу или остаётся без
крыши над головой. Хорошо, если у человека есть близкие,
которые могут и хотят помочь, поддержать морально и материально. А если их
нет? Таким
образом, в обществе создаётся сложная проблема социально-психолого-педагогической
поддержки освобождённых в освоении ими социальных ролей, необходимых для
существования в условиях свободы. К изучению этой проблемы российские учёные впервые
обратились в конце XIX – начале XX вв. Материалы, связанные с социальной поддержкой
лиц этой категории, в той или иной степени отражаются в работах Ю. М. Антоняна, Д. А. Андреева, И. Н. Бобылева,
А. П. Базунова, С. В. Познышева,
М.С. Рыбака и др. Более предметно они рассмотрены в диссертационных
исследованиях по вопросам социальной адаптации бывших осуждённых С. Д.
Артёмова, И. И. Евтушенко, Н. А. Крайновой, И. А.
Овчаренко, О. В. Павленко, Н. Н. Смирнова, В. М. Трубникова
и др. К настоящему времени в России и за рубежом накоплен
довольно богатый опыт по социальной поддержке освобождённых
из ИТУ. В конце XIX – начале XX вв. в России на практике эта поддержка
осуществлялась в формах такого рода «заботы и попечения», которые оказывало
не государство, а общества патронатства или
попечительства об освобождённых арестантах. В дореволюционное время здесь действовали
и благотворительные тюремные комитеты, оказывая помощь
семьям заключённых, устраивая их детей, организуя приюты для лиц,
освободившихся из мест заключения. Последняя форма, в отличие от общества
патроната, выходила за рамки простого попечительства и свидетельствовала о
первых попытках создания системы социальной адаптации отбывших наказания лиц,
но уже в первые годы советской власти они прекратили
своё существование. Сегодня в России действует множество социальных служб,
центров социальной помощи и реабилитации для освобождённых
из ИТУ. Так, в Свердловской области в настоящее время работают 62
территориальных учреждения социальной защиты населения (УСЗН) и 76 учреждений
социального обслуживания населения, в которых имеются 28 отделений временного
проживания на 705 мест, оказывающих услуги по предоставлению временного приюта
и освобождённым из мест лишения свободы. В Министерстве социальной защиты населения Свердловской
области имеется план мероприятий, предусматривающий организацию социального
обслуживания лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В соответствии с ним
этим лицам управлениями социальной защиты населения и центрами социального
обслуживания населения предоставляется: ·
государственная социальная помощь; ·
материальная помощь в денежном и в натуральном виде
(бесплатное горячее питание до 30 дней; продуктовые наборы для одиноко проживающих
граждан и семьи; талоны на санитарно-гигиеническую обработку одежды и обуви;
талоны на помывку в бане, стрижку волос, наборы средств санитарии и гигиены;
наборы предметов первой необходимости (в том числе нательного белья); одежды
и обуви; ·
направление в учреждения здравоохранения
для оформления посыльного листа и прохождения медицинского
освидетельствования, медико-социальной экспертизы, для оформления
инвалидности, устройства в стационарные учреждения социального обслуживания
населения нетрудоспособных лиц и для проверки отсутствия противопоказаний к приёму
в отделения временного проживания; ·
содействие в восстановлении документов, удостоверяющих
личность в органах федеральной миграционной службы и предоставлении временной
регистрации по месту пребывания; ·
помощь в восстановлении социально-полезных и
родственных связей и в трудоустройстве; ·
содействие в проезде – выдача справок ревизорскому
составу электропоездов на проезд к месту
жительства в пределах Свердловской области. Все
эти меры, конечно, значимы. Но они лишь частично решают проблемы социальной
поддержки освобождённых. Так, по данным ГУФСИН
России по Свердловской области ежегодно освобождаются около 10-12 тыс.
человек, а в органы социальной защиты населения обращаются лишь 5-6 тыс. ( Считается,
что процесс адаптации освобождённых из ИТУ завершается обычно к трём годам, а
самое трудное время для адаптации – период от 3 до 6 месяцев. Именно в это
время требуется наиболее интенсивная работа по всесторонней поддержке освобождённых,
контроль за их поведением в быту, в общественных
местах, за сферой их общения. Мировая практика показывает, что процесс
социально-педагогической и психологической поддержки должен начинаться с исправительных
учреждений. Работа по подготовке осуждённых к жизни в новых условиях должна быть
здесь главной, и она должна заключаться в активизации психики осуждённых,
настрое их чувств, привычек, в формировании установки вести себя подобающим
образом в условиях свободы. С помощью целенаправленных психических и
педагогических воздействий у осуждённого должна формироваться готовность жить
в новых условиях, обеспечивающая быстрое включение его в новую социальную
среду. Примеров, заслуживающих внимания в этом плане, можно
привести немало. Так, в тюрьмах Германии в этом процессе участвуют пенитенциарные
психологи, капелланы (священнослужители) и представители общественных
организаций. Их взаимоотношения с тюрьмами регулируются законом Земли
(территориального субъекта Германии). Согласно таким законам, представители
общественных и религиозных организаций после их соответствующей проверки администрацией
могут свободно посещать пенитенциарные учреждения. В результате так
называемые контактные группы налаживают отношения, проводят беседы
нравственного характера, поддерживают возникшие связи и после их
освобождения. Параллельно действуют реабилитационные центры, которые помогают
избавиться освободившимся лицам от вредных привычек и научиться практически жить в условиях свободы. Одной из особенностей подготовки к социальной адаптации
лиц, освобождающихся из мест лишения свободы Израиля, является то, что после
отбытия одной четверти назначенного срока наказания, но не менее двух месяцев,
один раз в один-два месяца осуждённые могут выезжать к своим близким
родственникам на срок от 6 часов до четырёх суток. Нетрадиционные приёмы применяются здесь и в практике
административного освобождения заключённых. Это установленное судом их освобождение
до наступления назначенного срока на основании правил содержания в тюрьме.
Цель административного освобождения – снизить наполнение тюрем и одновременно
сохранить полезные социальные связи. Основной особенностью социально-педагогической работы в
Швейцарии является совместная деятельность персонала исправительных учреждений
и «внешних» организаций. Она направлена на конкретную цель – чтобы осуждённый,
отбывающий уголовное наказание, больше никогда не вернулся в стены тюрьмы. В
Уголовный кодекс Швейцарии включена статья, регламентирующая порядок
организации надзора и социальной помощи лицам, освобождающимся из тюрем. Тем
самым законодательно закреплено положение об оказании содействия лицам,
освобождающимся из мест лишения свободы, в поисках жилья и работы. В случае
отсутствия родственников у осуждённых социальный работник помогает им
наладить связь с коммуной, общиной и другими коллективными организациями. В
обязанность социального работника входит и поиск квартиры, работы, оказание
помощи семье, оказавшейся без средств к существованию.
Большой интерес представляет процесс подготовки к
социальной адаптации и в учреждениях уголовно-исполнительной системы Франции.
Прежде всего, это компетенция пенитенциарного судьи, который может возложить
на освобождаемых лиц дополнительные обязательства: не совершать преступления,
положительно характеризоваться, продолжать учёбу и т.д. Освобождённый
несовершеннолетний может включаться в систему (официального надзора) пробации
– службы, получившей во Франции распространение в последние годы. В Японии при Министерстве юстиции действует Совет по делам
исправления и реабилитации, являющийся консультативным органом, созданным в
соответствии с Законом об отправлении правосудия. Совет состоит из представителей науки и должностных лиц
пенитенциарной системы. Социальная
адаптация освобождённых из исправительных учреждений рассматривается в разных
странах не только как функция одних лишь правоохранительных органов, но и как
совместная деятельность других государственных органов, органов местного
самоуправления, общественных организаций. Такой точки зрения придерживаются и
россияне. Так, известный русский учёный-пенитенциарист
профессор С.В. Познышев, подчёркивая очевидную
необходимость нравственной и материальной поддержки лиц, отбывших тюремное
заключение, писал: «Рационально организованная тюрьма стремится
возможно поднять нравственный уровень заключённого, сообщить ему ряд полезных
навыков и знаний, приучить его к честной трудовой жизни и удержать от
повторной преступной деятельности. Эта цель в большинстве случаев не могла бы
быть достигнута, если бы по выходу из тюрьмы преступники предоставлялись
исключительно своим силам и не находили бы себе никакой нравственной и
материальной поддержки» [2, с. 600-601]. Многое сегодня меняется и в нашей системе
социально-педагогической поддержки бывших заключённых. Однако она ещё далеко не совершенна. По мнению исследователей данной проблемы, эта система не вполне
соответствует требованиям европейских стандартов и правил, что говорит о
необходимости изменения нашего законодательства в плане совершенствования деятельности
учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России, так как в её функции входит и решение задач по оказанию
помощи в социальной адаптации лицам, освобождаемым из мест лишения свободы [1,
с. 3]. Констатируя, что исправительное
воздействие на лиц, осуждённых к лишению свободы, не всегда достигает своей
цели, и у них в ходе подготовки к освобождению не вырабатываются и не
закрепляются необходимые навыки законопослушного образа жизни в условиях
свободы, мы должны подумать, как в этих условиях можно восполнить то, чего не
удаётся достичь в ИТУ. Давно назрела необходимость всестороннего научного анализа
и обобщения практики пенитенциарной и постпенитенциарной
деятельности государственных и общественных организаций в названной сфере. Особого внимания при этом требует система образования,
возможности которой в настоящее время совершенно не учитываются в организации
психолого-педагогической поддержки освобождаемых и освобождённых из мест лишения
свободы. На наш взгляд, сегодня в нашей системе образования должны
функционировать специальные образовательные учреждения по социальной
адаптации и психолого-педагогическому сопровождению бывших осуждённых. Только
в специализированных педагогических учреждениях с высококвалифицированными
специалистами можно добиваться хороших результатов в социальной адаптации.
Только в специально созданных условиях возможна полноценная социальная
реабилитация – восстановление социального статуса и социально-ролевого
поведения учащегося, гражданина, семьянина, работника. Вместе с тем в таких
учреждениях возможна работа по физической, медицинской, психологической,
педагогической, бытовой и культурной реабилитации. Это восстановление
двигательной активности и физической подготовленности в соответствии с возрастом,
восстановление психических функций и процессов, необходимых для учебной
деятельности, восстановление социально значимого «Я», необходимого уровня
образованности и воспитанности для получения начального профессионального
образования, социально-педагогический и бытовой патронаж, восстановление
культурологических и духовных основ жизнедеятельности в соответствии с нацинально-религиозной принадлежностью. Разумеется,
создание таких специализированных учреждений – дело сложное, но оно того
стоит, если целью является восстановление человеческой личности. Библиографический список 1. Овчаренко
И. А. Проблемы социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобождённых из
мест лишения свободы [Текст]: автореферат диссертации на соискание учёной
степени кандидата юридических наук / И. А. Овчаренко; М., 2006. 28 с. 2. Познышев С. В. Основные
начала науки уголовного права [Текст]: общая часть уголовного права / С. В. Познышев; М., 1912. 650 с. Статья публикуется при финансовой поддержке гранта РГНФ № 10-06-83622 а/у «Социально-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодёжи, освободившейся из исправительно-трудовых колоний и спецучреждений. |
|
||
|
|
|
|
|