|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Т. В. Носакова Социально-педагогическая
деятельность по подготовке Подготовка в семейной жизни как система, выполняющая
адаптивную функцию между социумом и человеком и наделяющая его способностью
существовать в мире, становится особенно актуальной в современном обществе,
так как она влияет на становление личности, решение её социальных и личностных проблем.
Социально-педагогические исследования подготовки молодёжи к семейной жизни
показывают наличие ряда негативных тенденций: приоритет внесемейных
отношений, распространение неполной семьи, недостаточность специальных знаний
по созданию и функционированию семейного института, низкий уровень развития социокультурных отношений, отсутствие осознания
значимости семейных отношений в социальном развитии личности.
Социально-экономические процессы в современном обществе не только не
способствуют, но и значительно усложняют процесс подготовки подрастающего
поколения к семейной жизни, чем усиливают необходимость формирования семейных
установок, воспитания внутренней готовности к совместной жизни. Наличие
данной проблемы определяется следующими противоречиями: ·
между объективными потребностями молодых людей в
подготовке к семейной жизни и недостаточным уровнем их
социально-психологической готовности к созданию собственной семьи; ·
между уровнем развития теории и практики создания
условий, обеспечивающих успешность подготовки молодёжи к семейной жизни, и
степенью освоенности данного направления современным образованием. Для преодоления противоречий необходим системный,
комплексный подход, включающий разнообразие форм, методов, средств
социально-педагогической деятельности по семейной подготовке детей и
подростков. Содержательной основой данного процесса является программа,
предполагающая изучение знаний, норм, ценностей, функционирования семейного
института; исследование опыта известных способов коммуникативной
деятельности; анализ опыта эмоционально-ценностного отношения человека к
миру, друг к другу, к семье. Содержание программы ориентировано на осознание обучающимися основополагающих семейных ценностей: любви,
уважения, ответственности, взаимопонимания, психологической защиты личности, сохранения
психического и физического здоровья, рождения и воспитания детей,
удовлетворения личных потребностей, достижения определённого статуса,
социального самоопределения. Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки
к семейной жизни через комплект специальных диагностических методик
обеспечивает определение личностных представлений обучающихся о семейной
жизни. В комплект психолого-педагогической диагностики включены методики,
позволяющие определить семейные ценности и установки, превентивную
удовлетворенность семейными отношениями, личностные качества будущего
супруга, мотивацию создания семьи, функционально-ролевую согласованность в
семье, представления о структуре семьи. Комплекс
проблемных ситуаций через перенос в новые нетипичные условия обеспечивает
эффективную практическую значимость приобретенных обучающимися
знаний и умений. Cоциально-психологический тренинг
обеспечивает развитие социальных качеств, позволяет регулировать собственное
поведение, анализировать жизненные ситуации, свой социальный опыт,
конструктивно планировать и проектировать жизненный путь. Коммуникативная
подготовка заключается в развитии у обучающихся эмпатии, рефлексии, механизмов сотрудничества,
бесконфликтного поведения, обеспечивающего эффективное межличностное
взаимодействие. Дети и подростки реализуют возможность освоения методов
психологического познания себя и другого человека. Подготовка к семейной жизни обучающихся будет
результативной, если в ней задействованы все субъекты образовательного
процесса: социальные педагоги, обучающиеся, их родители, педагоги, школьные
психологи. Такое взаимодействие способствует формированию семейных ценностей, помогает снять напряжение в общении
детей с родителями, педагогами. Таким образом,
применение системного, комплексного подхода в социально-педагогической
деятельности по подготовке к семейной жизни позволяет решать данную проблему
разносторонне. У обучающихся развивается социальное самоопределение,
формируется система семейных знаний и ценностей, что способствует адекватной
мотивации к личностному росту и созданию собственной благополучной семьи. |
|
||
|
|
|
|
|