: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Т. В. Носакова

Социально-педагогическая деятельность по подготовке
к семейной жизни обучающихся

Подготовка в семейной жизни как система, выполняющая адаптивную функцию между социумом и человеком и наделяющая его способностью существовать в мире, становится особенно актуальной в современном обществе, так как она влияет на становление личности, решение  её социальных и личностных проблем. Социально-педагогические исследования подготовки молодёжи к семейной жизни показывают наличие ряда негативных тенденций: приоритет внесемейных отношений, распространение неполной семьи, недостаточность специальных знаний по созданию и функционированию семейного института, низкий уровень развития социокультурных отношений, отсутствие осознания значимости семейных отношений в социальном развитии личности. Социально-экономические процессы в современном обществе не только не способствуют, но и значительно усложняют процесс подготовки подрастающего поколения к семейной жизни, чем усиливают необходимость формирования семейных установок, воспитания внутренней готовности к совместной жизни. Наличие данной проблемы определяется следующими противоречиями:

·     между объективными потребностями молодых людей в подготовке к семейной жизни и недостаточным уровнем их социально-психологической готовности к созданию собственной семьи;

·     между уровнем развития теории и практики создания условий, обеспечивающих успешность подготовки молодёжи к семейной жизни, и степенью освоенности данного направления современным образованием.

Для преодоления противоречий необходим системный, комплексный подход, включающий разнообразие форм, методов, средств социально-педагогической деятельности по семейной подготовке детей и подростков.

Содержательной основой данного процесса является программа, предполагающая изучение знаний, норм, ценностей, функционирования семейного института; исследование опыта известных способов коммуникативной деятельности; анализ опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, друг к другу, к семье. Содержание программы ориентировано на осознание обучающимися основополагающих семейных ценностей: любви, уважения, ответственности, взаимопонимания, психологической защиты личности, сохранения психического и физического здоровья, рождения и воспитания детей, удовлетворения личных потребностей, достижения определённого статуса, социального самоопределения.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки к семейной жизни через комплект специальных диагностических методик обеспечивает определение личностных представлений обучающихся о семейной жизни. В комплект психолого-педагогической диагностики включены методики, позволяющие определить семейные ценности и установки, превентивную удовлетворенность семейными отношениями, личностные качества будущего супруга, мотивацию создания семьи, функционально-ролевую согласованность в семье, представления о структуре семьи.

Комплекс проблемных ситуаций через перенос в новые нетипичные условия обеспечивает эффективную практическую значимость приобретенных обучающимися знаний и умений.

Cоциально-психологический тренинг обеспечивает развитие социальных качеств, позволяет регулировать собственное поведение, анализировать жизненные ситуации, свой социальный опыт, конструктивно планировать и проектировать жизненный путь. Коммуникативная подготовка заключается в развитии у обучающихся эмпатии, рефлексии, механизмов сотрудничества, бесконфликтного поведения, обеспечивающего эффективное межличностное взаимодействие. Дети и подростки реализуют возможность освоения методов психологического познания себя и другого человека.

Подготовка к семейной жизни обучающихся будет результативной, если в ней задействованы все субъекты образовательного процесса: социальные педагоги, обучающиеся, их родители, педагоги, школьные психологи. Такое взаимодействие способствует формированию семейных ценностей, помогает снять напряжение в общении детей с родителями, педагогами.

Таким образом, применение системного, комплексного подхода в социально-педагогической деятельности по подготовке к семейной жизни позволяет решать данную проблему разносторонне. У обучающихся развивается социальное самоопределение, формируется система семейных знаний и ценностей, что способствует адекватной мотивации к личностному росту и созданию собственной благополучной семьи.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению