|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Е. А. Широкова, Н. М. Борщёва Формирование
социальной и личностной ответственности Социальная ответственность – это качество,
отражающее склонность личности придерживаться в своём поведении общепринятых
социальных норм, исполнять свои гражданские обязанности и её готовность давать отчёт за свои действия
и за результаты общей деятельности перед обществом
и перед самим собой. Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности
и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные
процессы в обществе, свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.
Социальная ответственность связана и с рождением чувства сопричастности к
событиям, происходящим в мире. Социальная
ответственность – важная характеристика личности, определяющая её гражданскую активность и гражданскую
позицию. Поэтому существуют корреляции между понятиями социальная
ответственность и гражданственность, которая проявляется как качество
личности, позволяющее человеку осуществлять себя юридически, нравственно и
политически дееспособным. Ответственность
предполагает наличие достаточно высокого уровня развития самосознания, саморегуляции, самоконтроля личности. Ответственность
(внутренняя, личностная) в её
психологическом смысле, выступает как волевое качество высшего порядка. Формирование ответственности прямо связано с развитием автономности, самостоятельности,
инициативности и таких личностных качеств, как интернальность,
обязательность, настойчивость, принципиальность, последовательность и др.
Следовательно, основой для развития социальной ответственности личности
должно стать поощрение инициативы, автономности и самостоятельности. Эти качества
необходимо развивать у ребёнка со школьного возраста. Исходя из данного тезиса, мы разработали методику
работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности
детей и подростков в условиях клуба по месту жительства посредством
организации волонтёрского движения. Ориентация в нашей работе на волонтёрскую
деятельность связана с тем, что волонтёрство
предполагает широкий круг деятельности, включающий традиционные формы
взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы
гражданского участия. Эта деятельность осуществляется добровольно на благо
широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Наиболее
целесообразными формами деятельности мы считаем организацию коллективных
творческих дел и социально-значимых акций, в каждой из которых, формируется определённый
аспект социальной и личностной ответственности. Ожидаемым результатом реализации данной
методики будет являться развитое чувство ответственности подростков,
стремление нести её не только за себя,
но и за порученное дело, за другого человека, инициативность, активность,
самостоятельность, эмпатийность, интернальность. Методика ориентирована на подростков 11-15
лет. Субъектами её реализации в клубе
по месту жительства могут выступать социальный педагог, педагог-организатор,
руководитель клуба по месту жительства вместе с проектной группой
воспитанников. В процессе разработки и реализации методики выделяется несколько
этапов: 1. Ориентировочный (подготовительный)
этап – этап определения цели, задач деятельности,
формулировки социально-педагогической проблемы. Важной задачей этого этапа
является сбор первичной информации о детях,
её обработка и анализ. Сбор информации осуществляется методами
наблюдения, анкетирования, тестирования, бесед с воспитанниками клуба по
месту жительства «Фантазия». Для
решения поставленных задач следует использовать следующие диагностические
методы и методики: · анкета для
родителей для первичного сбора информации о ребёнке; · «Анкета
по определению волевых качеств» Е. Н. Прошицкой для
определения сформированности у подростков важных
характерологических свойств личности, для первичной диагностики проблемы. · «Тест-опросник субъективной
локализации контроля (СЛК)» С. Р. Пантилеева и В. В.Столина, целью которого является определение локализации
контроля, интернальных альтернатив личности. 2. Проектировочный этап – этап организации и
планирования социально-педагогической деятельности,
разработки алгоритма, плана действий, обсуждения проекта деятельности на
педагогическом совете клуба, определения функций каждого субъекта реализации
методики. 3. Этап реализации – проведения
социально значимых акций по формированию социальной и личностной ответственности
ребят. На каждый месяц запланировано проведение одной
акции с полной её подготовкой: определением
целей, задач, разработкой методического материала, обсуждением осуществляемой
деятельности. Всего проводится пять акций в течение полугода. Встречи с
детьми проходят два раза в неделю в рамках работы клуба свободного общения.
Перед проведением всех акций для ребят проводился тренинг командообразования
с целью создания единой команды волонтёров. На этапе реализации методики
запланировано проведение таких акций, как: «Мы за здоровый образ жизни!» Цель
акции – формирование положительного отношения к здоровому
образу жизни у большого количества подростков и ответственное отношение к
собственному здоровью. Ожидаемый результат – привлечение как
можно большего количества детей, а также их родителей к проблеме здорового
образа жизни; организация сотрудничества с другими детскими учреждениям. «Чистый город». Цель акции – формирование
экологической культуры в обществе, повышения образовательного уровня,
воспитания бережного отношения к природе, рационального использования
природных ресурсов, повышение ответственного отношения к родной природе и к
окружающей среде. Ожидаемый результат – привлечение внимания окружающих
к деятельности воспитанников и формирование потребности заботиться о родном городе,
природе, среде. «Спички – детям не игрушка!» Цель акции –
проведение занятий по пожарной безопасности, обучение правилам пожарной
безопасности и действиям в случае возникновения пожара, повышение чувства
ответственности за свою жизнь, за жизнь других людей и сохранность
материальных ценностей. Ожидаемый результат – усвоение школьниками
правил пожарной безопасности, оценка опасности игры со спичками, развитие
чувства ответственности не только за свою жизнь, но и за жизни других людей. «Поможем детям!» Цель акции – организация
благотворительной работы в поддержку воспитанников детских домов и инвалидов,
воспитание чувства социальной ответственности за тех, кто сам о себе
позаботиться не может. Ожидаемый результат – повышение уровня жизни
воспитанников детского дома путем благотворительных сборов; формирование у
населения чувства сострадания, желания оказать помощь детям, повышение
чувства ответственности за нуждающихся в нашей помощи. «Память поколений!» Цель акции – организация и
проведение праздника в честь 65-летия Победы для Ветеранов Верх-Исетского района. Ожидаемый результат –
формирование у школьников и молодёжи понимания ценности Победы в Великой Отечественной
войне, заслуг ветеранов войны и воспитание уважительного отношения к старшему
поколению. 4. Этап подведения итогов реализации
методики включает в себя контрольную диагностику уровня
сформированности социальной ответственности, а
также педагогический анализ деятельности социального педагога, определение
достоинств и недостатков проекта, определение дальнейших перспектив
деятельности. Разработанная нами методика работы социального педагога по
формированию социальной и личностной ответственности детей и подростков в
условиях клуба по месту жительства была апробирована на базе клуба для детей
и подростков «Фантазия» Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. При
подведении итогов проведения всех акций были подготовлены электронная презентация,
фотоотчёт и отчёт о деятельности волонтёрского
движения воспитанников клуба «Фантазия». Продолжение
волонтёрской деятельности воспитанников клуба планируется и в следующем году. |
|
||
|
|
|
|
|