: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Е. А. Широкова,

Н. М. Борщёва

Формирование социальной и личностной ответственности
подростков в условиях клуба по месту жительства

Социальная ответственность – это качество, отражающее склонность личности придерживаться в своём поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои гражданские обязанности и  её готовность давать отчёт за свои действия и за результаты общей деятельности перед обществом и перед самим собой.

Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом. Социальная ответственность связана и с рождением чувства сопричастности к событиям, происходящим в мире.

Социальная ответственность – важная характеристика личности, определяющая  её гражданскую активность и гражданскую позицию. Поэтому существуют корреляции между понятиями социальная ответственность и гражданственность, которая проявляется как качество личности, позволяющее человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Ответственность предполагает наличие достаточно высокого уровня развития самосознания, саморегуляции, самоконтроля личности. Ответственность (внутренняя, личностная) в  её психологическом смысле, выступает как волевое качество высшего порядка.

Формирование ответственности прямо связано с развитием автономности, самостоятельности, инициативности и таких личностных качеств, как интернальность, обязательность, настойчивость, принципиальность, последовательность и др. Следовательно, основой для развития социальной ответственности личности должно стать поощрение инициативы, автономности и самостоятельности. Эти качества необходимо развивать у ребёнка со школьного возраста.

Исходя из данного тезиса, мы разработали методику работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности детей и подростков в условиях клуба по месту жительства посредством организации волонтёрского движения.

Ориентация в нашей работе на волонтёрскую деятельность связана с тем, что волонтёрство предполагает широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия. Эта деятельность осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Наиболее целесообразными формами деятельности мы считаем организацию коллективных творческих дел и социально-значимых акций, в каждой из которых, формируется определённый аспект социальной и личностной ответственности.

Ожидаемым результатом реализации данной методики будет являться развитое чувство ответственности подростков, стремление нести  её не только за себя, но и за порученное дело, за другого человека, инициативность, активность, самостоятельность, эмпатийность, интернальность.

Методика ориентирована на подростков 11-15 лет. Субъектами  её реализации в клубе по месту жительства могут выступать социальный педагог, педагог-организатор, руководитель клуба по месту жительства вместе с проектной группой воспитанников. В процессе разработки и реализации методики выделяется несколько этапов:

1. Ориентировочный (подготовительный) этап – этап определения цели, задач деятельности, формулировки социально-педагогической проблемы. Важной задачей этого этапа является сбор первичной информации о детях,  её обработка и анализ. Сбор информации осуществляется методами наблюдения, анкетирования, тестирования, бесед с воспитанниками клуба по месту жительства «Фантазия».

Для решения поставленных задач следует использовать следующие диагностические методы и методики:

·      анкета для родителей для первичного сбора информации о ребёнке;

·      «Анкета по определению волевых качеств» Е. Н. Прошицкой для определения сформированности у подростков важных характерологических свойств личности, для первичной диагностики проблемы.

·      «Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК)» С. Р. Пантилеева и В. В.Столина, целью которого является определение локализации контроля, интернальных альтернатив личности.

2. Проектировочный этап – этап организации и планирования социально-педагогической деятельности, разработки алгоритма, плана действий, обсуждения проекта деятельности на педагогическом совете клуба, определения функций каждого субъекта реализации методики.

3. Этап реализации – проведения социально значимых акций по формированию социальной и личностной ответственности ребят.

На каждый месяц запланировано проведение одной акции с полной  её подготовкой: определением целей, задач, разработкой методического материала, обсуждением осуществляемой деятельности. Всего проводится пять акций в течение полугода. Встречи с детьми проходят два раза в неделю в рамках работы клуба свободного общения. Перед проведением всех акций для ребят проводился тренинг командообразования с целью создания единой команды волонтёров. На этапе реализации методики запланировано проведение таких акций, как:

«Мы за здоровый образ жизни!» Цель акции – формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у большого количества подростков и ответственное отношение к собственному здоровью. Ожидаемый результат привлечение как можно большего количества детей, а также их родителей к проблеме здорового образа жизни; организация сотрудничества с другими детскими учреждениям.

«Чистый город». Цель акции – формирование экологической культуры в обществе, повышения образовательного уровня, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, повышение ответственного отношения к родной природе и к окружающей среде. Ожидаемый результат – привлечение внимания окружающих к деятельности воспитанников и формирование потребности заботиться о родном городе, природе, среде.

«Спички детям не игрушка!» Цель акции – проведение занятий по пожарной безопасности, обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара, повышение чувства ответственности за свою жизнь, за жизнь других людей и сохранность материальных ценностей. Ожидаемый результат – усвоение школьниками правил пожарной безопасности, оценка опасности игры со спичками, развитие чувства ответственности не только за свою жизнь, но и за жизни других людей.

«Поможем детям!» Цель акции – организация благотворительной работы в поддержку воспитанников детских домов и инвалидов, воспитание чувства социальной ответственности за тех, кто сам о себе позаботиться не может. Ожидаемый результат – повышение уровня жизни воспитанников детского дома путем благотворительных сборов; формирование у населения чувства сострадания, желания оказать помощь детям, повышение чувства ответственности за нуждающихся в нашей помощи.

«Память поколений!» Цель акции – организация и проведение праздника в честь 65-летия Победы для Ветеранов Верх-Исетского района. Ожидаемый результат – формирование у школьников и молодёжи понимания ценности Победы в Великой Отечественной войне, заслуг ветеранов войны и воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

4. Этап подведения итогов реализации методики включает в себя контрольную диагностику уровня сформированности социальной ответственности, а также педагогический анализ деятельности социального педагога, определение достоинств и недостатков проекта, определение дальнейших перспектив деятельности.

Разработанная нами методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности детей и подростков в условиях клуба по месту жительства была апробирована на базе клуба для детей и подростков «Фантазия» Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. При подведении итогов проведения всех акций были подготовлены электронная презентация, фотоотчёт и отчёт о деятельности волонтёрского движения воспитанников клуба «Фантазия».

Продолжение волонтёрской деятельности воспитанников клуба планируется и в следующем году.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению