|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. И. Х. Кетман Профессия
социального работника в США Социальные
работники в американских школах составляют важную часть образовательной
системы наравне с учителями, администрацией, медработниками, юристами и
психологами. Вместе с ними они осуществляют связь между школой, семьёй и
обществом для того, чтобы помочь учащимся преодолеть социальные и личные
проблемы, которые оказывают влияние на их академические успехи. Прошло лишь сто
лет с того момента, как в 1906-1907 учебном году в школьной системе
Нью-Йорка, Бостона и Гарварда, штата Коннектикут, появилось понятие
«приходящий педагог». Перед первыми социальными работниками стояла задача
обеспечить связь между школой, семьёй и обществом, чтобы оказать нуждающимся
ученикам социальную помощь. Со временем данная профессия изменилась под
влиянием нужд современного общества. Сегодня школьный социальный работник
помимо социальной помощи оказывает психологические, юридические и
консультационные услуги учащимся и их родителям. Вместе с тем он активно
участвует в создании и развитии благоприятной психологической атмосферы
внутри самой школы. Одной из
обязанностей школьного социального работника является обеспечение
взаимодействия школы и семьи с социальными организациями, такими, как благотворительные
организации, организации здравоохранения, правовые органы. В этом случае
социальные работники выступают в роли советника для родителей, которым нужна
дополнительная помощь в удовлетворении психологических потребностей их
ребёнка. Они также выступают в качестве коммуникационного канала между школой
и родителями, обеспечивая обратную связь. Социальный работник может выполнять
ряд дополнительных обязанностей, например, посещать семьи, чтобы убедиться в
том, что государственные законы и предписания правильно поняты и выполняются
родителями; организовывать такие программы, как «Адаптация к американской
жизни» для иммигрантов. Утром социальный работник может оказывать помощь
родителям в правильном заполнении документов для участия в государственной бесплатной
программе, а на следующий день может появиться в суде в качестве защитника
ребёнка, над которым было совершено насилие. Социальный работник является
«центром», через который осуществляется связь между многочисленными
социальными органами и школой. Выше сказанное
относится к социальному работнику по работе с семьёй. Соцработник по вопросам
семьи занимается делами отдельных учеников. Его внимание может привлечь любой
учащийся, в случае если он оказался в сложной жизненной ситуации: например,
если одного из родителей посадили в тюрьму, или у ребёнка опасные условия
проживания, серьёзные нарушение в поведении, жестокое обращение с ним со
стороны родителей. Во всех случаях школьные социальные работники выступают в
роли защитника пострадавшего ребёнка. Если, к примеру, учитель слышит от
школьника, что его оставили одного дома на всю ночь, он составляет отчёт о
происшествии и отправляет его школьному соцработнику. Задача последнего
провести расследование данного случая и изложить результаты органам власти, встретиться
с семьёй этого ученика как предписывают правила и таким образом разрешить
проблему. И, наконец, в
обязанности школьного соцработника входит обеспечение благоприятного
психологического климата в школе. Это достигается различными способами. Он может
организовать общешкольный проект «Мы все уникальны, мы все похожи» с
использованием всевозможных визуальных средств, организацией встреч и других
видов деятельности с целью воспитания чувства терпимости к различным
социальным и культурным группам. Ведущую роль может играть проведение личных
бесед с учениками, которые отличаются плохим поведением в классе; или
организация «группы поддержки» учеников, переживающих развод в семье. Во всех
этих мероприятиях социальный работник стремится добиться осознания взрослыми
всех многочисленных факторов, которые оказывают влияние на социальное и
эмоциональное развитие ученика. Для получения
должности социального работника обычно требуется наличие степени бакалавра
социальной работы (БСР). На сегодняшний день в США существует 470 программ по
подготовке соцработников. Для работы в школе или медицинском учреждении в
качестве соцработника требуется степень магистра. Программы по обучению и
подготовке соцработников рассчитаны на 2 года очного обучения и 4 года –
заочного с присвоением степени бакалавра, они включают 900 часов практики.
Для тех, кто уже имеет степень бакалавра, предлагается ускоренная программа
для получения степени магистра. 74 колледжа и института имеют право
присваивать степень доктора социальной работы, которая даёт право
преподавания в высших учебных заведениях или право на проведение
исследовательских работ. В каждом штате свои правила лицензирования
соцработников, однако дополнительными требованиями являются наличие курсовой
работы в области детского насилия или наркотической зависимости, сдача
государственного профессионального экзамена или наличие опыта в социальной
работе. Уверенность в
социальном благополучии своих детей – главная забота любого общества.
Школьный соцработник, благодаря своей способности объединять школу, семью и
общество играет важную роль в обеспечении безопасности и воспитании самых
молодых и уязвимых членов общества. |
|
||
|
|
|
|
|