: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

И. Х. Кетман

Профессия социального работника в США

Социальные работники в американских школах составляют важную часть образовательной системы наравне с учителями, администрацией, медработниками, юристами и психологами. Вместе с ними они осуществляют связь между школой, семьёй и обществом для того, чтобы помочь учащимся преодолеть социальные и личные проблемы, которые оказывают влияние на их академические успехи.

Прошло лишь сто лет с того момента, как в 1906-1907 учебном году в школьной системе Нью-Йорка, Бостона и Гарварда, штата Коннектикут, появилось понятие «приходящий педагог». Перед первыми социальными работниками стояла задача обеспечить связь между школой, семьёй и обществом, чтобы оказать нуждающимся ученикам социальную помощь. Со временем данная профессия изменилась под влиянием нужд современного общества. Сегодня школьный социальный работник помимо социальной помощи оказывает психологические, юридические и консультационные услуги учащимся и их родителям. Вместе с тем он активно участвует в создании и развитии благоприятной психологической атмосферы внутри самой школы.

Одной из обязанностей школьного социального работника является обеспечение взаимодействия школы и семьи с социальными организациями, такими, как благотворительные организации, организации здравоохранения, правовые органы. В этом случае социальные работники выступают в роли советника для родителей, которым нужна дополнительная помощь в удовлетворении психологических потребностей их ребёнка. Они также выступают в качестве коммуникационного канала между школой и родителями, обеспечивая обратную связь. Социальный работник может выполнять ряд дополнительных обязанностей, например, посещать семьи, чтобы убедиться в том, что государственные законы и предписания правильно поняты и выполняются родителями; организовывать такие программы, как «Адаптация к американской жизни» для иммигрантов. Утром социальный работник может оказывать помощь родителям в правильном заполнении документов для участия в государственной бесплатной программе, а на следующий день может появиться в суде в качестве защитника ребёнка, над которым было совершено насилие. Социальный работник является «центром», через который осуществляется связь между многочисленными социальными органами и школой.

Выше сказанное относится к социальному работнику по работе с семьёй. Соцработник по вопросам семьи занимается делами отдельных учеников. Его внимание может привлечь любой учащийся, в случае если он оказался в сложной жизненной ситуации: например, если одного из родителей посадили в тюрьму, или у ребёнка опасные условия проживания, серьёзные нарушение в поведении, жестокое обращение с ним со стороны родителей. Во всех случаях школьные социальные работники выступают в роли защитника пострадавшего ребёнка. Если, к примеру, учитель слышит от школьника, что его оставили одного дома на всю ночь, он составляет отчёт о происшествии и отправляет его школьному соцработнику. Задача последнего провести расследование данного случая и изложить результаты органам власти, встретиться с семьёй этого ученика как предписывают правила и таким образом разрешить проблему.

И, наконец, в обязанности школьного соцработника входит обеспечение благоприятного психологического климата в школе. Это достигается различными способами. Он может организовать общешкольный проект «Мы все уникальны, мы все похожи» с использованием всевозможных визуальных средств, организацией встреч и других видов деятельности с целью воспитания чувства терпимости к различным социальным и культурным группам. Ведущую роль может играть проведение личных бесед с учениками, которые отличаются плохим поведением в классе; или организация «группы поддержки» учеников, переживающих развод в семье. Во всех этих мероприятиях социальный работник стремится добиться осознания взрослыми всех многочисленных факторов, которые оказывают влияние на социальное и эмоциональное развитие ученика.

Для получения должности социального работника обычно требуется наличие степени бакалавра социальной работы (БСР). На сегодняшний день в США существует 470 программ по подготовке соцработников. Для работы в школе или медицинском учреждении в качестве соцработника требуется степень магистра. Программы по обучению и подготовке соцработников рассчитаны на 2 года очного обучения и 4 года – заочного с присвоением степени бакалавра, они включают 900 часов практики. Для тех, кто уже имеет степень бакалавра, предлагается ускоренная программа для получения степени магистра. 74 колледжа и института имеют право присваивать степень доктора социальной работы, которая даёт право преподавания в высших учебных заведениях или право на проведение исследовательских работ. В каждом штате свои правила лицензирования соцработников, однако дополнительными требованиями являются наличие курсовой работы в области детского насилия или наркотической зависимости, сдача государственного профессионального экзамена или наличие опыта в социальной работе.

Уверенность в социальном благополучии своих детей – главная забота любого общества. Школьный соцработник, благодаря своей способности объединять школу, семью и общество играет важную роль в обеспечении безопасности и воспитании самых молодых и уязвимых членов общества.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению