|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Д. И. Москалёва Социально-педагогическое
консультирование Социально-педагогическое
консультирование является одной из форм социально-педагогической
деятельности. Социально-педагогическое
консультирование – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные
проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных
функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения. Процесс
консультирования включает в себя как социальное обучение, так и социальное
воспитание. Основными направлениями социально-педагогической деятельности,
требующими консультативной помощи, являются: - деятельность,
направленная на профилактику явлений дезадаптации (социальной,
психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации детей
и взрослых посредством их личностного развития; - деятельность по
социальной реабилитации детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения от
нормы. Так как проблема
личности, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние
аспекты, социально-педагогическая деятельность включает две составляющие: -
непосредственную работу с личностью ребёнка или взрослого; - посредническую деятельность в отношениях
личности со средой, способствующую их социально-культурному становлению и
развитию. Деятельность социального педагога
в школе предполагает социально-педагогическое консультирование учащихся,
оказавшихся в сложной жизненной ситуации, родителей, педагогов, классных
руководителей по решению социально-педагогических проблем ребёнка, его
профессиональному самоопределению, предпрофильной
подготовке и т.д. Социально-педагогическое
консультирование осуществляется на принципах социального партнёрства:
равноправия, уважения и учёта интересов, обязательности и ответственности
сторон. От успешного консультирования нередко зависит успешность разрешения
различных проблемных ситуаций в семьях учащихся. При этом немаловажную роль
играет взаимодействие социального педагога со специалистами: психологами,
медицинскими работниками, юристами, обладающими специальными знаниями для
решения разных социальных проблем и вопросов. Являясь членом
экспертного совета, школьный социальный педагог должен объективно оценивать
поведение учащихся в их окружении. Важным при этой оценке является
всестороннее знание о ребёнке, с проблемами которого связано
консультирование. Для его получения школьный социальный педагог использует
разнообразные методы: наблюдение за ребёнком, визиты на дом, беседы со
сверстниками и родителями, близкими друзьями, учителями, соседями и т.д. В
качестве консультанта он взаимодействует с администрацией школы и
преподавательским составом, а также с органами ученического самоуправления по
вопросам отношения учащихся к школе, к классному коллективу, к участию в
общественной жизни. Консультирование
может быть как индивидуальным, так и групповым в зависимости от его характера
и направленности, а также от конкретных обстоятельств. Главное для
социального педагога при проведении консультирования – понимать, что его
целью является помощь и социально-педагогическая поддержка учащихся, их
родителей и учителей. Для родителей консультирование является одним из
способов педагогического просвещения, помогающим в освоении приёмов и методов
воспитания своих детей, в организации с ними педагогически целесообразного и
благотворного взаимодействия. Оно должно способствовать и оптимизации связей
школы с родителями и детей со школой. Это важно для решения многих проблем
воспитания и обучения. Но главными
условиями, которые могут обеспечить эффективность консультирования, являются
педагогическое мастерство и глубина профессиональных знаний консультирующего.
Школьный социальный педагог никогда не должен об этом забывать. |
|
||
|
|
|
|
|