: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

А. М. Ершова,

 Н. Н. Болотова

Социализация слабослышащего ребёнка

Нарушение слуха – это всегда огромная проблема и для ребёнка, и для его родителей. Сложно смириться с тем, что маленький человечек на всю жизнь лишён возможности воспринимать удивительный мир звуков. Больно понимать, что этот недуг возводит между малышом и окружающим миром огромную стену, лишает его возможности нормально общаться и жить полноценной жизнью. Но все это не значит, что ребёнок будет одинок и несчастен, потому что за качество его жизни можно и нужно бороться.

Дети, как и взрослые, могут по тем или иным причинам потерять слух в разном возрасте. Иногда это происходит до рождения. Если нарушение слуха наступает до того, как ребёнок овладел речью, она не развивается совсем; если малыш уже умел говорить, когда возникло нарушение слуха, он начинает терять речь и может стать глухонемым. Иногда поражение охватывает очень большую часть органа слуха, и тогда врачи говорят о тотальной глухоте; если область поражения меньше, то это состояние слуха квалифицируется медиками как тугоухость, а дети называются слабослышащими. Глухонемота преодолевается благодаря специальной организации их жизни, во многом это зависит от сурдопедагогов и от своевременного обращения к ним. В результате ребята остаются глухими или слабослышащими по диагнозу, но становятся говорящими. Слуховое восприятие речи у них также интенсивно развивается.

Неслышащие малыши – совершенно обычные дети. Они также любят бегать, прыгать, играть, танцевать, веселиться и шалить, строить, лепить или рисовать. Но очень часто им не с кем играть. Родители слышащих ребятишек не поощряют их общения с глухими. Почему? Потому что необученный неслышащий малыш не говорит, и к тому же родители боятся за своих детей: как бы это не наложило отпечаток на их психику.

Подобные ситуации травмируют родителей глухого ребёнка, да и сам он со временем начинает ощущать себя отличным от других. Но всё это не должно быть препятствием к обучению детей речи. Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому слуховое восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки очень малы. При создании определённых условий неслышащие дети достигают высокого уровня развития речи и слуха.

Родители, прежде всего, когда  ещё речь не развита, должны обратиться к ЛОР-врачу и выявить наличие патологии слуха у ребёнка. Если у родителей появились подозрения и им кажется, что малыш не реагирует на резкие звуки, на обращённую к нему речь, нужно немедленно обратиться к специалисту-сурдопедагогу. Он проведёт первоначальное обследование и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где малышу будет проведена более тщательная диагностика. После консультации с врачом, обследования и установления точного диагноза следует немедленно приобрести для малыша два слуховых аппарата – обязательно по одному на каждое ушко. Все глухие или слабослышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь. Но это  ещё не всё. Как только врач установит диагноз, нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребёнком. Чем раньше начнётся этот процесс, тем успешнее будет реабилитация. Проводить занятия смогут сами родители под руководством специалистов и при помощи методических пособий.

Слабослышащий ребёнок является полноправным членом общества и не должен быть изолирован от других детей. Чтобы ребёнок с нарушением слуха не чувствовал себя изгоем, необходимо помочь ему в социализации. Социализация есть естественный процесс, который протекает в обществе при взаимодействии человека с объективной реальностью.

Все видели людей, которых общество называет глухонемыми. Они общаются с помощью жестовой речи. Это не «калька» с русского языка, а самостоятельный полноценный язык, который может полностью удовлетворить все потребности человека в передаче информации. Но если по-русски мы спрашиваем «как тебя зовут?», то на язык жестов это переводится: «имя», «как?» Обыкновенный, словесный язык для таких людей – как иностранный, знать который вовсе не обязательно.

Кроме жестовой речи, есть  ещё дактилология – быстрое складывание пальцев руки в фигурки, обозначающие буквы алфавита. Это уже полноценный русский язык. Следовательно, ребёнок, которого научили так «говорить», будет опираться на нашу речевую базу, а значит, легче найдёт «общий язык» с обычными детьми.

Специалисты считают, что общаться ребёнок должен всеми доступными ему способами – лишь бы развивалась личность. Но основная задача педагогов – сформировать у него словесную речь. Цивилизованный мир сегодня не допускает появления глухонемых и каждого слабослышащего ребёнка обучает речевой коммуникации. Этим занимаются научные и педагогические организации, проводящие, очень важную, хотя и невидимую миру работу.

Педагогические технологии сегодня достигли уровня, позволяющего овладевать нормальной человеческой речью детям с любой степенью снижения слуха. Чтобы научить ребёнка чему бы то ни было, нужно создать ему условия для мотивации, подтолкнуть к развитию нужном направлении. Тогда он проявит интерес к познанию, что-то сопоставит в уже имеющихся понятиях, что-то поймёт и запомнит. Как же помочь такому ребёнку научиться разговаривать?

Если ребёнок не слышит речи, у него нет и потребности в речевом общении. Становится понятной одна из первых задач педагогов: создать ему условия, чтобы он мог услышать себя и заинтересоваться звуками.

Результат зависит от индивидуальных способностей ребёнка, от того, нет ли у него дополнительных отклонений в развитии. К сожалению, очень много детей, «трудных» не столько по объективным причинам, сколько по вине родителей. Ведь именно от них зависит, насколько систематично будет выполняться индивидуально разработанная программа обучения, вовремя ли подберут ребёнку подходящий слуховой аппарат, как рано начнётся коррекционная помощь, сколько будет «поймано» уходящего бесценного времени. Дети, которым родители уделили достаточно внимания, имеют шанс хорошо учиться в школе, не отставая в развитии от сверстников.

Но здесь родителей часто подстерегает заблуждение: заниматься с ребёнком – не значит оберегать его от трудностей при общении со слышащими сверстниками. Ребёнок, который проходил воспитание в специальном детском саду, где собрали детей с нарушенным слухом, порой в среде нормально слышащих детей не может самостоятельно выбрать себе партнёра по играм. Он зачастую сначала идёт к взрослому и просит ввести его в игру других детей. Если же у ребёнка совсем нет опыта общения со слышащими детьми, он выбирает из группы «своего», то есть ребёнка со слуховым аппаратом.

В коллективе «своих» ребёнок может иметь высокий авторитет, который сразу теряет, приходя в коллектив слышащих детей. Можно предположить, что это будет способствовать развитию у него бойцовских качеств, но, как правило, такой ребёнок неуверенно стоит в сторонке и ждёт, когда сможет поиграть со «своими».

Таким образом, потеря слуха формирует новый социальный мир, отдалённый от мира здоровых людей. Но «свой» коллектив не только помогает, а и мешает ребёнку получить навыки общения со слышащими сверстниками, которые ему очень понадобятся в жизни.

Социальная изоляция от слышащего мира отражается на речи ребёнка, которая становится более примитивной и ориентированной на клише. Поэтому сегодня педагоги стремятся создавать в детских садах смешанные группы, где на 6 – 8 слышащих детей приходится 4 – 5 детей с нарушенным слухом. Они вынуждены «подтягиваться» до общего уровня, а слышащая среда им в этом помогает.

Родители здоровых детей сначала не знают, как относиться к таким экспериментам, но потом понимают, что их детям достаются не только высококлассные воспитательные кадры, но и бесценный социальный опыт. Общеизвестно, что в таких смешанных классах дети вырастают более добрыми и отзывчивыми.

Существуют также специальные школы с дополнительными возможностями, где дети получают в полном объёме классическое образование. Только обучение длится на один-два года дольше. Детям со сниженным слухом учиться в таких школах относительно легко, главным образом, потому, что они не чувствуют себя одинокими.

Ребёнка стоит готовить к обучению в коллективе слышащих детей, где он может оказаться единственным, кто носит слуховой аппарат. Правда, всегда можно перейти в специальную школу, но у семьи должен быть выбор. В обыкновенной массовой школе учиться трудно. Учителям на «особенного» ребёнка нужно тратить больше времени, уделять ему особое внимание за счёт других. К тому же дети жестоки – не справился, не доказал, что ты полноценный, – выставят «белой вороной».

Поэтому так важно помочь ребёнку на хорошем уровне овладеть устной речью и обеспечить его подходящим слуховым аппаратом, который бы максимально задействовал остаточный слух. Немаловажно также психологически подготовить его к взаимоотношениям со здоровыми людьми, не делающими никаких скидок. Получать знания и навыки – дело хорошее, но нельзя упускать главного.

Нельзя допустить развития у ребёнка интернатского комплекса – «я инвалид, и все окружающие мне должны». Независимо от степени справедливости этой установки ребёнок должен научиться обходиться без неё, иначе дистанция между ним и окружающими будет увеличиваться. Помочь в этом должна дошкольная подготовка, хорошо поставленная речь, общая развитость и правильно подобранный слуховой аппарат.

Таким образом, при соблюдении определённых условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное – помочь им преодолеть трудности и страхи.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению