: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Д. Н. Симонов

Особенности развития гендерных качеств
у детей младшего школьного возраста

Данная тема стала особенно актуальной в наше время и в нашей стране. На фоне упадка нравственности, потери духовных и моральных ценностей наше общество всё чаще и чаще обращается к вопросам полоролевого воспитания детей, так как идентификация себя с определённым полом играет основополагающую роль в развитии личности.

Проблемой, побудившей нас к написанию данной статьи, стало наличие противоречия между объективной необходимостью формирования гендерной идентичности ребёнка в системе образования и минимизацией работы по данному вопросу в сферах дошкольного, школьного и дополнительного образования. Кроме этого, в отечественной литературе недостаточно освещены способы формирования истинно мужских или женских качеств средствами традиционной культуры.

Для создания целостной картины проблемной области мы обратились к трудам известных педагогов. Ознакомившись с работами Ю. Бронфенбреннера, А. С. Волович, В. Е. Кагана, А. В. Меренкова, мы пришли к таким выводам: а) родители владеют минимальным объёмом информации о том, какие гендерные черты и когда надо формировать у ребёнка [3, с.181]; б) во всех сферах и на всех уровнях системы образования наблюдается подавляющее количество носителей феминной культуры [2, с. 64-69]; в) современная российская система образования не даёт возможностей проявить мускулинные качества в социально одобряемых формах деятельности; г) наблюдается перекос в сторону формирования женских черт характера в социальном заказе [1, с. 74-82]. Исходя из представленных предпосылок, можно сделать вывод об отсутствии комплексной системы полоролевого воспитания не только в государственных учреждениях сферы образования, но и в институте семьи.

Следующим нашим шагом было определение наиболее благоприятного периода жизни человека для формирования гендерной идентичности. Исследования А. И. Белкина, О. Вейнингер, А. В. Меренкова, Л. Ф. Обуховой, М. В. Осориной позволили нам определить младший школьный возраст как сензитивный для формирования гендерной идентичности, а также выделить особенности данного процесса в заданных временных рамках. Так, мы увидели, что первичная половая идентичность, т.е. знание своей половой при¬надлежности, складывается уже к 1,5 годам и является наибо¬лее устойчивым, стержневым элементом самосознания, а к 6-7 годам ребёнок окончательно осознает необрати¬мость половой принадлежности, причём это совпадает с бурным усиле¬нием половой дифференциации деятельности и установок. Первичным объектом познания ребёнка младшего возраста является взрослый, что определяет его решающее влияние на формирование гендерной идентичности.

В этом возрасте ведущим типом деятельности становится учёба, но по-прежнему велико значение игры. Именно через игру, на наш взгляд, целесообразнее и эффективнее формировать у детей черты характера настоящего мужчины или настоящей женщины. Это связанно с тем, что в игровом процессе дети переживают ситуацию более эмоционально, они раскрепощены, и у них не вызывает отторжения определённый набор правил, регулирующий данный процесс. Хочется отметить, что данная установка значима и для взрослых. И. Ф. Шиллер (1759-1805) утверждал, что человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является настоящим человеком, когда он играет. А в традиционной русской культуре с давних времён существует красивое слово, определяющее играющего как ребёнок человека – «ребячится».

Хочется отметить несомненное преимущество русских традиционных игр перед различными играми, пришедшими к нам с Востока и Запада. Связано это с особенностями ментальности русского народа, например, с его стремлением к свободе от любых ограничений. Именно поэтому мы считаем, что традиционная русская культура, в целом и система игр, в частности, являются незаменимым подспорьем в деле воспитания и обучения ребёнка, формирования у него гендерной идентичности.

 

Библиографический список

1. Алёшина Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] / Ю. Е. Алешина, А. С. Волович //Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 74-82.

2. Бреслав Г. М. Половые различия и современное школьное образование [Текст] / Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан //Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 64-69.

3. Меренков А. В. Социология стереотипов [Текст] / А. В. Меренков. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. 290 с.

4. Некрылова А. Ф. Уроки воспитания сквозь призму времён [Текст] / А. Ф. Некрылова, В. В. Головин. СПб.: Питер, 1992. 365 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению