: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Т. Заглодина,

 Д. Степанченко

Социальная работа и социальная педагогика: общее и специфическое

Рассмотрение вопроса об основах профессиональной деятельности в социуме неизбежно сталкивается с проблемой взаимоотношений социальной работы и социальной педагогики. В современной науке сложилось несколько подходов к решению данной проблемы.

С одной стороны, исследователи отмечают тесную связь социальной работы и социальной педагогики. Между тем, большинство исследователей отмечают, что социальная работа и социальная педагогика – не синонимы. Так, немецкий учёный И. Нойфельд полагает, что социальная работа, как преемница первоначальных форм благотворительности и опеки – более широкое понятие, но включающее педагогическое воздействие и деятельность по защите человека, по оказанию ему помощи; социальная же педагогика означает сферу деятельности с педагогическими целями, включая работу с разными возрастными группами. Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь незащищённым или малозащищённым группам населения, а социальная педагогика подразумевает работу в сфере образования.

В отечественной науке учёные также пытаются найти соотношение этих социальных направлений. Так, Г. Д. Кузнецова, пытаясь развести понятия «социальный работник» и «социальный педагог», считает, что у каждого из специалистов можно выделить свои функции, задачи и сферы деятельности. Социальный работник, с точки зрения учёного, – это тот, кто работает в социуме, а потому сферой его деятельности может быть и школа, и семья, и медицинское учреждение, и микрорайон. Основной его функцией является создание и развитие отношений, способствующих успешной профессиональной деятельности, отношений между людьми и их окружением, активизация усилий подопечных, посредничество между субъектами. Социальный педагог также выполняет социальные функции, но он занимается преимущественно вопросами воспитания и образования. Именно воспитательная функция социального педагога, распространяющаяся не только на детей и подростков, но и на взрослых, является главной. Такие учёные, как В. Г. Бочарова, Л. В. Топчий, Г. Н. Филонов утверждают, что социальная работа и социальная педагогика – это самостоятельные учебные дисциплины и сферы научной и практической деятельности, которые базируются, прежде всего, на фундаменте социальной философии, социологии и психологии. Данные учёные рассматривают социальную педагогику в качестве теоретико-методической основы социальной работы, считая при этом  её частью общей педагогики.

Такое же мнение выражает и В. А. Фокин, обращающий внимание на то, что, несмотря на сходство областей и объектов социальной работы и социальной педагогики, – это отдельные, не совпадающие друг с другом сферы деятельности, знания и профессиональной подготовки. При этом социальный работник должен знать основы социальной педагогики и уметь осуществлять социально-педагогическое воздействие.

П. Д. Павленок также рассматривает социальную педагогику и социальную работу как самостоятельные научные и учебные дисциплины и как специфические виды практической деятельности. Указывая на значительную роль воспитательного и социализирующего компонентов педагогики в решении теоретических, методических и практических задач социальной работы, учёный подчёркивает, что в социальной работе используются не только педагогические технологии и что она выполняет функции, которые выходят далеко за рамки педагогической практики. При этом роль социальной педагогики, с его точки зрения, заключается в посредничестве между социальной средой и отдельными отраслями педагогической науки.

Е. Г. Студёнова и М. В. Фирсов считают, что, с одной стороны, социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, и их задачи реализуются в одной и той же плоскости, с другой стороны, отмечают разницу между ними, заключающуюся в том, что деятельность социального работника направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, тогда как социальный педагог осуществляет воспитание человека в социуме.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности носит интегративный, междисциплинарный характер. При этом педагогическая наука признаётся одной из  её основ, как учёными, так и практиками. Социальная работа рассматривается как вид профессиональной деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Спектр этой помощи широк, так как в помощи нуждаются многие люди, находящиеся в сложных ситуациях, и виды этой помощи разнообразны.

Социальная педагогика – это одно из направлений педагогики, предметом изучения которой являются пограничные социально-педагогические проблемы. По утверждению учёных, социальная педагогика – это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» (А. В. Мудрик). По мнению В. Д. Семёнова, социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания.

Социальная педагогика имеет междисциплинарные связи с социологией образования, социологией воспитания, социальной психологией, психологией управления, педагогикой, философией. В условиях кризисного состояния общества она выступает одной из ведущих отраслей знаний. Особенностью современной социальной педагогики является её гуманистическая направленность, т.е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребёнка.

Социальная работа несёт в себе общецивилизационное назначение, а именно: поддержание и обеспечение социального мира и равновесия в обществе, предупреждение социальных конфликтов, нейтрализация дестабилизирующих факторов. Таким образом, она выполняет роль общественного амортизатора. В  её основе лежат следующие принципы:

·        общефилософские, составляющие основы всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.);

·        социально-политические, выражающие требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности социального работника);

·        организационные: социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определённости, принцип единства прав и обязанностей;

·        психолого-педагогические (выбор средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учёта индивидуальных характеристик при осуществлении социально-технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы).

Эта система принципов является фундаментом, на котором строится вся практическая деятельность специалистов по социальной работе.

Функции социальной работы – предотвращать и исправлять негативные социальные условия и способствовать смягчению трудных жизненных ситуаций, создавать условия для функциональной дееспособности особо нуждающихся или неработающих. Эти функции могут быть описаны по следующим направлениям:

·    в отношении клиента/пациента;

·    в отношении организации, в которой клиент работает;

·    в отношении собственной профессии;

·    в отношении общества в целом.

Социальная педагогика основывается на следующих принципах:

·    диалогичности воспитания;

·    централизации социального воспитания на развитии личности;

·    коллективности и вариативности социального воспитания;

·    культуросообразности воспитания;

·    природосообразности воспитания;

·    гуманистической направленности воспитания.

    Функциями социальной педагогики являются:

·    Теоретико-познавательная функция. Социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

·    Прикладная функция. Связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

·    Гуманистическая функция. Выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и  её самореализации.

Итак, одними учёными социальная педагогика понимается как отрасль социальной работы. Другие, сводя деятельность по решению различных социальных проблем к деятельности педагогической, фактически отождествляют социальную работу и социальную педагогику. Третьи представляют социальную педагогику и социальную работу как некое единство, в котором первая выступает в качестве теоретико-методической основы деятельности в социуме, а вторая является  её прикладной составляющей. Следующий подход связан с видением социальной работы и социальной педагогики как самостоятельных дисциплин и различных сфер практической деятельности.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению