|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Т. Заглодина, Д. Степанченко Социальная работа
и социальная педагогика: общее и специфическое Рассмотрение
вопроса об основах профессиональной деятельности в социуме неизбежно
сталкивается с проблемой взаимоотношений социальной работы и социальной
педагогики. В современной науке сложилось несколько подходов к решению данной
проблемы. С
одной стороны, исследователи отмечают тесную связь социальной работы и
социальной педагогики. Между тем, большинство исследователей отмечают, что
социальная работа и социальная педагогика – не синонимы. Так, немецкий учёный
И. Нойфельд полагает, что социальная работа, как
преемница первоначальных форм благотворительности и опеки – более широкое
понятие, но включающее педагогическое воздействие и деятельность по защите
человека, по оказанию ему помощи; социальная же педагогика
означает сферу деятельности с педагогическими целями, включая работу с
разными возрастными группами. Таким образом, социальная работа направлена на
практическое решение социальных проблем, на помощь незащищённым или малозащищённым группам населения, а социальная педагогика
подразумевает работу в сфере образования. В
отечественной науке учёные также пытаются найти соотношение этих социальных
направлений. Так, Г. Д. Кузнецова, пытаясь развести понятия «социальный
работник» и «социальный педагог», считает, что у каждого из специалистов
можно выделить свои функции, задачи и сферы деятельности. Социальный
работник, с точки зрения учёного, – это тот, кто работает в социуме, а потому
сферой его деятельности может быть и школа, и семья, и медицинское
учреждение, и микрорайон. Основной его функцией является создание и развитие
отношений, способствующих успешной профессиональной деятельности, отношений
между людьми и их окружением, активизация усилий подопечных, посредничество
между субъектами. Социальный педагог также выполняет социальные функции, но
он занимается преимущественно вопросами воспитания и образования. Именно
воспитательная функция социального педагога, распространяющаяся не только на
детей и подростков, но и на взрослых, является главной. Такие учёные, как В.
Г. Бочарова, Л. В. Топчий,
Г. Н. Филонов утверждают, что социальная работа и социальная педагогика – это
самостоятельные учебные дисциплины и сферы научной и практической
деятельности, которые базируются, прежде всего, на фундаменте социальной
философии, социологии и психологии. Данные учёные рассматривают социальную
педагогику в качестве теоретико-методической основы социальной работы, считая
при этом её частью общей педагогики. Такое
же мнение выражает и В. А. Фокин, обращающий внимание на то, что, несмотря на
сходство областей и объектов социальной работы и
социальной педагогики, – это отдельные, не совпадающие друг с другом сферы
деятельности, знания и профессиональной подготовки. При этом социальный
работник должен знать основы социальной педагогики и уметь осуществлять
социально-педагогическое воздействие. П. Д.
Павленок также рассматривает социальную педагогику
и социальную работу как самостоятельные научные и учебные дисциплины и как
специфические виды практической деятельности. Указывая на значительную роль
воспитательного и социализирующего компонентов педагогики в решении
теоретических, методических и практических задач социальной работы, учёный подчёркивает,
что в социальной работе используются не только педагогические технологии и
что она выполняет функции, которые выходят далеко за рамки педагогической
практики. При этом роль социальной педагогики, с его точки зрения,
заключается в посредничестве между социальной средой и отдельными отраслями
педагогической науки. Е. Г. Студёнова и М. В. Фирсов считают, что, с одной
стороны, социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних
и тех же проблем, и их задачи реализуются в одной и той же плоскости, с
другой стороны, отмечают разницу между ними, заключающуюся в том, что
деятельность социального работника направлена на поддержание, развитие и
реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности,
тогда как социальный педагог осуществляет воспитание человека в
социуме. Социальная
работа как вид профессиональной деятельности носит интегративный,
междисциплинарный характер. При этом педагогическая наука признаётся одной из её основ, как учёными, так и практиками.
Социальная работа рассматривается как вид профессиональной деятельности людей
и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Спектр этой
помощи широк, так как в помощи нуждаются многие люди, находящиеся в сложных
ситуациях, и виды этой помощи разнообразны. Социальная
педагогика – это одно из направлений педагогики, предметом изучения которой
являются пограничные социально-педагогические проблемы. По утверждению учёных,
социальная педагогика – это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное
воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в
организациях, специально для этого созданных» (А. В. Мудрик). По мнению В. Д.
Семёнова, социальная педагогика, или педагогика среды, является научной
дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует
их в практике общественного воспитания. Социальная
педагогика имеет междисциплинарные связи с социологией образования,
социологией воспитания, социальной психологией, психологией управления,
педагогикой, философией. В условиях кризисного состояния общества она выступает
одной из ведущих отраслей знаний. Особенностью современной социальной
педагогики является её гуманистическая направленность, т.е. сотрудничество, содружество,
сотворчество воспитателя и ребёнка. Социальная
работа несёт в себе общецивилизационное назначение,
а именно: поддержание и обеспечение социального мира и равновесия в обществе,
предупреждение социальных конфликтов, нейтрализация дестабилизирующих
факторов. Таким образом, она выполняет роль
общественного амортизатора. В её
основе лежат следующие принципы: ·
общефилософские,
составляющие основы всех наук об обществе, человеке и механизме их
взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и
др.); ·
социально-политические,
выражающие требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности
социальной работы от социальной политики государства (единство
государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной
работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость
деятельности социального работника); ·
организационные:
социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки
исполнения, принцип функциональной определённости, принцип единства прав и
обязанностей; ·
психолого-педагогические
(выбор средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных
служб, необходимость учёта индивидуальных характеристик при осуществлении
социально-технологических процедур, целенаправленность и адресность
социальной работы). Эта
система принципов является фундаментом, на котором строится вся практическая
деятельность специалистов по социальной работе. Функции
социальной работы – предотвращать и исправлять негативные социальные условия
и способствовать смягчению трудных жизненных ситуаций, создавать условия для
функциональной дееспособности особо нуждающихся или неработающих. Эти функции
могут быть описаны по следующим направлениям: · в отношении
клиента/пациента; · в отношении
организации, в которой клиент работает; · в отношении
собственной профессии; · в отношении
общества в целом. Социальная педагогика основывается на следующих принципах: · диалогичности
воспитания; · централизации социального воспитания на развитии личности; · коллективности и
вариативности социального воспитания; · культуросообразности воспитания; · природосообразности
воспитания; · гуманистической
направленности воспитания. Функциями
социальной педагогики являются: · Теоретико-познавательная функция. Социальная
педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее
полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает
и объясняет их, вскрывает их глубинные основания. · Прикладная функция. Связана
с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования
социально-педагогического влияния на процесс социализации в
организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах. · Гуманистическая функция. Выражается в
разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов,
создающих благоприятные условия для развития личности и её самореализации. Итак,
одними учёными социальная педагогика понимается как отрасль социальной
работы. Другие, сводя деятельность по решению различных социальных проблем к
деятельности педагогической, фактически отождествляют социальную работу и
социальную педагогику. Третьи представляют социальную педагогику и социальную
работу как некое единство, в котором первая выступает в качестве
теоретико-методической основы деятельности в социуме, а вторая является её прикладной составляющей. Следующий подход
связан с видением социальной работы и социальной педагогики как
самостоятельных дисциплин и различных сфер практической деятельности. |
|
||
|
|
|
|
|