: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Е. Ю. Богословских

«Поучение Владимира Мономаха» как источник
по истории социальной педагогики

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) – великий князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094) переяславский (1094-1113), киевский (1113-1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель.

Время его правления – одна из самых благополучных страниц в истории Древней Руси. Мономах приобрёл себе популярность в борьбе с половцами, и во всё время княжения Мономаха в Киеве не упоминается ни одного набега половцев на русские земли.

Оригинальным педагогическим памятником XII в. считается «Поучение Владимира Мономаха» (1117), которое представляет собой своеобразный кодекс, свод правил нравственного воспитания того времени. Князь даёт советы своим детям, как жить, призывает любить родину, защищать  её, быть гуманными и справедливыми к людям, защитниками сирот и вдов, воспитывать в себе отвагу, мужество.

«Поучение» – первая в нашей истории настоящая, очень подробная автобиография, помимо прочего представляющая собой выдающийся памятник древнерусской литературы, политической и религиозно-философской мысли. Текст «Поучения» показывает, насколько глубоко к началу XII века христианское миросозерцание проникло в души и сердца мирских людей. Ведь, по сути дела, «Поучение» Владимира Мономаха – это первое известное нам в Киевской Руси светское произведение, основанное на христианском вероучении. Иначе говоря, это первое русское христианское сочинение, написанное светским человеком, а не монахом или священнослужителем.

В начале «Поучения» Мономах даёт ряд моральных наставлений: не забывать Бога, гордости не иметь в сердце и уме, старых людей уважать, на войну выйдя, не лениться, лжи остерегаться, убогих не забывать, подавать сироте и вдовицу рассудить, не давать сильным губить человека, старых чтить, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтить гостя. Не пропустить человека, не приветив его, и доброе слово ему молвить. Эти высокие нравственные заветы имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. «Поучение» – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Оно выходит за узкие рамки семейного документа и приобретает большое общественное значение.

Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Он выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит. Поводом для написания, как указывал сам автор, была его встреча с послами от братьев, которые звали нарушить клятву и напасть на Ростиславичей, отнять их волость. Ситуация типичная для эпохи междоусобных войн. Однако Владимир отказался отступить от данного им обещания и, оставшись один, раскрыл любимый Псалтырь, чтение которого подтолкнуло его к рассуждениям, положенным позже в основу «Поучения». В результате получились развёрнутые наставления «детям или кому другому» о том, как жить по заповедям Христовым, как соблюдать их в обычной повседневности. Прежде всего, нужно иметь страх Божий и постоянно трудиться. Не работа, а именно труд есть жизнь христианина. Важно отметить, что Владимир Мономах имел в виду не столько физический, сколько умственный труд, т.е. образование. Как на образец для подражания он указывал на своего отца, который дома выучил пять иностранных языков.

Для Владимира Мономаха, ратовавшего за упрочение семьи, пример родителей являлся самым лучшим воспитательным средством. Из христианских заповедей, по его мнению, достаточно выполнить три, чтобы вести добродетельную жизнь: это покаяние, слёзы и милостыня. Надо только не лениться им следовать.

Особое внимание уделялось им воспитанию милосердия, сострадания. Не мсти, – наставлял Владимир Мономах, – терпи, сам помогай обиженным, сиротам, вдовам, больного проведай, покойника проводи, ни единого человека не пропусти без доброго слова. Помимо такого рода назиданий детям разъяснялись правила этикета, по которым при еде и питье не должно быть шума великого, а при старших нужно молчать, а мудрых – слушать. Главными человеческими качествами, которые надо воспитывать с детства, Владимир Мономах считал религиозность, уважение к старшим, самообладание, находчивость, хладнокровие в опасных ситуациях и умение рачительно управлять своим домом.

Важной чертой «Поучения» Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру. Защищённое как надёжный рукописный литературный источник, «Поучение» по своему содержанию высоко патриотично и пристрастно к судьбам Русской земли и каждого человека в отдельности – будь то князь, духовное лицо или любой мирянин. Оно прочно вписано в общеевропейскую средневековую литературную традицию королевских, императорских наставлений наследникам, потомкам – английским, французским и византийским.

В своём «Поучении» Владимир Мономах даёт идеал древнерусского христианина, который истово молится Богу в храме, не забывает о молитве и в других обстоятельствах, даже едучи на коне. Он проливает слёзы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, чтит епископов и попов, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных. Воплотил ли в своей жизни этот идеал сам Владимир? Трудно сказать. Но как бы то ни было, за строками «Поучения» просматривается его личный гражданский и религиозный опыт.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению