|
|
|
|
|
||||||||
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Д. В. Бражкина Общественное
мнение о специальности «Социальная педагогика» 15 лет назад в России появилась новая педагогическая
специальность – «Cоциальная педагогика» [2,
с. 7]. Она «изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта
воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя и пр.), которая
способствует проведению человека, начиная с момента его рождения, по этапам
социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного
общества» [1, с. 9]. Её цель –
«способствовать социальному формированию личности, группы с учётом её своеобразия и социокультуры
государства (общества), в которой ей предстоит жить»
[1, с. 15]. Учёные
до сих пор дискуссируют о её
назначении, целях, задачах, содержании и т.д. До сих пор нечётко обозначены
сферы социально-педагогической деятельности, а в образовательных учреждениях
нередко наблюдается непонимание функций социального педагога. Тем
не менее, за 15 лет социальная педагогика уже успела как-то проявить себя на
практике, и общество должно было заметить и оценить её влияние на педагогические процессы.
Заметило ли? Мы провели небольшое социолого-педагогическое исследование для
выявления общественного мнения о специальности социальная педагогика в г. Екатеринбурге. На улицах города нами были опрошены
50
человек разного возраста и образования. Им были заданы следующие
вопросы: 1.
Знаете ли Вы о том, что 15 лет назад появилась новая
педагогическая специальность – «Социальная
педагогика»? 2.
Чем, по Вашему мнению, отличается должность социального педагога от должности
учителя? Выберите нужный вариант ответа: 1) социальный педагог занимается только
воспитательной работой; 2) занимается обучением детей; 3) занимается решением
педагогических проблем населения (проблемными семьями, трудными детьми, их
социальной адаптацией, другими социально-педагогическими проблемами); 4) всем ранее перечисленным. 3.
Нужна ли, на Ваш взгляд, сегодня такая специальность? На
первый и третий вопрос мы предложили 3 варианта ответов: да; нет; затрудняюсь ответить. Результаты
опроса получились следующими (табл. 1.). Таблица 1. Результаты ответов на 1-й и 3-й вопросы |
|
||||||||||
|
Вопросы |
Число респондентов,
чел. |
Количество ответов, % |
|
||||||||
|
1 |
2 |
3 |
|
||||||||
|
1 |
50 |
48 |
44 |
8 |
|
||||||
|
3 |
50 |
70 |
24 |
6 |
|
||||||
|
Итак,
на первый вопрос 24 человека (48%) ответили «Да». Эти люди знают о
существовании специальности «Социальная педагогика», правда, некоторые только
понаслышке. 22 человека (44%) не знают такой специальности и ничего не могут
сказать о её необходимости в нашем
образовании. 4 человека (8 %) затруднились ответить на поставленный вопрос. При ответах на третий вопрос нас порадовало то, что новая
педагогическая специальность признаётся большинством опрошенных как
необходимая. Второй
вопрос оказался самым трудным для наших респондентов. И это не удивительно:
ведь даже специалисты в образовательных учреждениях пока не всегда грамотно
разбираются в функциях социального педагога и его предназначении (табл. 2.). |
50
|
||||||||||
|
Вопрос |
Число респондентов, чел. |
Варианты ответов,
% |
|
||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|||||||
|
2 |
50 |
20 |
12 |
62 |
6 |
|
|||||
|
Таким
образом, мы видим, что 20 % опрошенных связывают
функции социального педагога только с воспитательной работой, 12 % не
отличают его от учителя. Но большинство (62 %) абсолютно верно соотносят
новую специальность с решением педагогических проблем населения. Что
дают нам результаты этого небольшого исследования? Наверное, прежде всего
уверенность в правильности нашего профессионального выбора, поскольку, так
или иначе, но большинством людей признаётся необходимость специальности «Cоциальная педагогика». Вместе с
тем значимым для нас, как для будущих социальных педагогов, является и то,
что многие не имеют представления о социальной педагогике
как в научном, так и в практическом плане. Значит, социальные педагоги ещё недостаточно сделали для общества,
чтобы о них все знали. Это налагает на нас особую ответственность за
настоящее и будущее социальной педагогики, потому что оно в наших руках и
авторитет новой специальности будет зависеть от качества нашей работы, нашего
отношения к своей социально-педагогической миссии. Библиографический
список 1. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика [Текст] /
Л. В. Мардахаев. М.: Изд-во Гардарики,
2006. 269 с. 2.
Развитие социальной педагогики и подготовка в России кадров в конце XX –
начале XXI веков [Текст]: материалы XIII Всероссийских социально-педагогических
чтений от 26 марта 2010 г. в 2 ч. / под ред. Л. В. Мардахаева.
М.: Изд-во РГСУ, 2010. Ч. 1. 256 с. |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||