: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Д. В. Бражкина

Общественное мнение о специальности «Социальная педагогика»

15 лет назад в России появилась новая педагогическая специальность – «Cоциальная педагогика» [2, с. 7]. Она «изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека, начиная с момента его рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества» [1, с. 9].  Её цель – «способствовать социальному формированию личности, группы с учётом  её своеобразия и социокультуры государства (общества), в которой ей предстоит жить» [1, с. 15].

Учёные до сих пор дискуссируют о  её назначении, целях, задачах, содержании и т.д. До сих пор нечётко обозначены сферы социально-педагогической деятельности, а в образовательных учреждениях нередко наблюдается непонимание функций социального педагога.

Тем не менее, за 15 лет социальная педагогика уже успела как-то проявить себя на практике, и общество должно было заметить и оценить  её влияние на педагогические процессы. Заметило ли? Мы провели небольшое социолого-педагогическое исследование для выявления общественного мнения о специальности социальная педагогика в г. Екатеринбурге. На улицах города нами были опрошены 50 человек разного возраста и образования. Им были заданы следующие вопросы:

1.     Знаете ли Вы о том, что 15 лет назад появилась новая педагогическая специальность «Социальная педагогика»?

2. Чем, по Вашему мнению, отличается должность социального педагога от должности учителя? Выберите нужный вариант ответа:

1) социальный педагог занимается только воспитательной работой;

2) занимается обучением детей;

3) занимается решением педагогических проблем населения (проблемными семьями, трудными детьми, их социальной адаптацией, другими социально-педагогическими проблемами);

4) всем ранее перечисленным.

3. Нужна ли, на Ваш взгляд, сегодня такая специальность?

На первый и третий вопрос мы предложили 3 варианта ответов: да; нет; затрудняюсь ответить.

Результаты опроса получились следующими (табл. 1.).

Таблица 1.

Результаты ответов на 1-й и 3-й вопросы

 

 

 

Вопросы

 

Число респондентов, чел.

Количество ответов, %

 

 

1

2

3

 

 

1

50

48

44

8

 

 

3

50

70

24

6

 

 

 

Итак, на первый вопрос 24 человека (48%) ответили «Да». Эти люди знают о существовании специальности «Социальная педагогика», правда, некоторые только понаслышке. 22 человека (44%) не знают такой специальности и ничего не могут сказать о  её необходимости в нашем образовании. 4 человека (8 %) затруднились ответить на поставленный вопрос.

При ответах на третий вопрос нас порадовало то, что новая педагогическая специальность признаётся большинством опрошенных как необходимая.

Второй вопрос оказался самым трудным для наших респондентов. И это не удивительно: ведь даже специалисты в образовательных учреждениях пока не всегда грамотно разбираются в функциях социального педагога и его предназначении (табл. 2.).

 

50

 

 

Вопрос

 

Число респондентов, чел.

Варианты ответов, %

 

 

1

2

3

4

 

 

2

50

20

12

62

6

 

 

Таким образом, мы видим, что 20 % опрошенных связывают функции социального педагога только с воспитательной работой, 12 % не отличают его от учителя. Но большинство (62 %) абсолютно верно соотносят новую специальность с решением педагогических проблем населения.

Что дают нам результаты этого небольшого исследования? Наверное, прежде всего уверенность в правильности нашего профессионального выбора, поскольку, так или иначе, но большинством людей признаётся необходимость специальности «Cоциальная педагогика». Вместе с тем значимым для нас, как для будущих социальных педагогов, является и то, что многие не имеют представления о социальной педагогике как в научном, так и в практическом плане. Значит, социальные педагоги  ещё недостаточно сделали для общества, чтобы о них все знали. Это налагает на нас особую ответственность за настоящее и будущее социальной педагогики, потому что оно в наших руках и авторитет новой специальности будет зависеть от качества нашей работы, нашего отношения к своей социально-педагогической миссии.

 

Библиографический список

1. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика [Текст] / Л. В. Мардахаев. М.: Изд-во Гардарики, 2006. 269 с.

2. Развитие социальной педагогики и подготовка в России кадров в конце XX – начале XXI веков [Текст]: материалы XIII Всероссийских социально-педагогических чтений от 26 марта 2010 г. в 2 ч. / под ред. Л. В. Мардахаева. М.: Изд-во РГСУ, 2010. Ч. 1. 256 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению