|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Ю. О. Неустроева Пауль Наторп как один из
основоположников социальной педагогики Ещё в трудах А. Дистервега,
Т. Кампанеллы, Т. Мора, Р. Оуэна, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье
содержатся положения о социальной природе воспитания, об оптимальных условиях
взаимодействия подрастающего ребёнка и социума, о специальном педагогическом
влиянии на социальную среду, о культуросообразности
воспитания. К началу XX в. социальные проблемы воспитания
выходят за рамки традиционной педагогики. Они начинают обсуждаться и
исследоваться различными науками. Тогда и появляются предпосылки возникновения
новой науки – социальной педагогики. Одним из
её основоположников является Пауль Наторп (1854-1924), немецкий философ и педагог [1,
с.300]. С 1885 г. и до конца своей жизни он был профессором Марбургского университета, занимался исследованием и интерпретацией
философских и педагогических воззрений Платона и И.
Г. Песталоцци. Ещё в
первые десятилетия XX в. в работах «Социальная педагогика», «Культура народа
и культура личности» он систематизировал понятия и категории социальной
педагогики, а в качестве предмета новой науки выделил социальные условия
образования и образовательные условия социальной жизни. Концепция
этического социализма Наторпа – результат развития
его обществоведческих взглядов, выразившихся в разработке основ социальной
педагогики. Он писал: «Понятие социальной педагогики выражает
принципиальное признание того факта, что воспитание индивидуума во всех
существенных отношениях обусловлено социальными причинами, точно так же, как,
с другой стороны, придание человеческого уклона социальной жизни коренным
образом зависит от соответствующего такому уклону воспитания индивидуумов,
которые должны в этой жизни участвовать» [2, с.182]. По мнению Пауля Наторпа, социальная педагогика исследует проблему
интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня
народа. Такое понимание в полной мере соответствовало социальному заказу
новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль
знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути. Главной идеей социальной педагогики Наторпа является идеал неограниченного господства духа,
направленного на пробуждение в человеке сознания внутренней свободы. Пауль Наторп стремился создать
целостную систему воспитания, целью которой была бы гармония индивидуального
и социального начал в человеке. «Человеческое общество означает общность всех
существенных черт бытия: общность познания, хотения, даже художественного
восприятия: общность всей совокупности жизненного труда и всего
мировоззрения, следовательно, и образования» [2, с. 173]. Любой человек
вырастает не в одиночестве, путь формирования его личности не происходит без
общества. Каждый человек воспитывается в обществе, и именно общность с людьми
не даёт ему опуститься до ступени животного. Человек, проходя определённый
этап воспитания, совершенствуется, следовательно, совершенствуется и
общество, в котором он живёт, так как общность с другими и воспитание тесно
связаны между собой. «Представление об окружающем чувственном мире –
это общее до-стояние в самом полном смысле слова;
оно – общее достояние не только в том смысле, что у всех оно, в общем,
складывается одинаково, но и потому, что оно не могло бы сложиться
ни у одного человека без сотрудничества других» [2, с. 176]. По мнению Пауля Наторпа, человек может
познавать окружающий мир посредством наблюдения и взаимодействия с другими людьми. Вследствие познания у человека отчётливо
формируются личностные качества, его сознание и самосознание в целом. «Нет понимания самого себя, если нет основы
понимания других; нет выступления против самого себя и суждения о самом себе,
если нет многократного опыта о том, как сознание выступает против сознания,
как один судит о другом» [2, с. 178]. Человек не может считать себя
личностью, если не познаёт личность другого. Следовательно, он не сможет
относиться к себе как к личности, если ему не будет противостоять другая
личность. «Сознательно подниматься на высоту этой общности
духовного содержания – значит расширять своё «я» и придавать ему наивысшую
доступную для человека ценность» [2, с. 175]. Пауль
Наторп затрагивает термин сознание, связанное с
общностью, воспитанием и образованием; ведь сознание формируется в процессе
общественной жизни, это высшая форма психического отражения действительности
в виде обобщённой и субъективной модели окружающего мира в форме словесных
понятий и чувственных образов. Мышление и образ мыслей другого человека
оказывают влияние на собственное сознание и формируют собственную личность. Таким образом, мы видим, что Пауль
Наторп значительно развил идеи своих
предшественников о личности и обществе и заложил их в основу новой науки под
названием Социальная педагогика. Библиографический
список 1. История социальной педагогики [Текст]: учеб. пособие / под ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. 544 с. 2. Пинкевич А. П.
Марксистская педагогическая хрестоматия XIX–XX вв. [Текст] / А. П. Пинкевич. М., Ю., Л., 1928. Ч. 1. 288 с. |
|
||
|
|
|
|
|