: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Ю. О. Неустроева

Пауль Наторп как один из основоположников социальной педагогики

Ещё в трудах А. Дистервега, Т. Кампанеллы, Т. Мора, Р. Оуэна, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье содержатся положения о социальной природе воспитания, об оптимальных условиях взаимодействия подрастающего ребёнка и социума, о специальном педагогическом влиянии на социальную среду, о культуросообразности воспитания.

К началу XX в. социальные проблемы воспитания выходят за рамки традиционной педагогики. Они начинают обсуждаться и исследоваться различными науками. Тогда и появляются предпосылки возникновения новой науки – социальной педагогики. Одним из  её основоположников является Пауль Наторп (1854-1924), немецкий философ и педагог [1, с.300]. С 1885 г. и до конца своей жизни он был профессором Марбургского университета, занимался исследованием и интерпретацией философских и педагогических воззрений Платона и И. Г. Песталоцци.  Ещё в первые десятилетия XX в. в работах «Социальная педагогика», «Культура народа и культура личности» он систематизировал понятия и категории социальной педагогики, а в качестве предмета новой науки выделил социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни. Концепция этического социализма Наторпа – результат развития его обществоведческих взглядов, выразившихся в разработке основ социальной педагогики.

Он писал: «Понятие социальной педагогики выражает принципиальное признание того факта, что воспитание индивидуума во всех существенных отношениях обусловлено социальными причинами, точно так же, как, с другой стороны, придание человеческого уклона социальной жизни коренным образом зависит от соответствующего такому уклону воспитания индивидуумов, которые должны в этой жизни участвовать» [2, с.182].

По мнению Пауля Наторпа, социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.

Главной идеей социальной педагогики Наторпа является идеал неограниченного господства духа, направленного на пробуждение в человеке сознания внутренней свободы. Пауль Наторп стремился создать целостную систему воспитания, целью которой была бы гармония индивидуального и социального начал в человеке. «Человеческое общество означает общность всех существенных черт бытия: общность познания, хотения, даже художественного восприятия: общность всей совокупности жизненного труда и всего мировоззрения, следовательно, и образования» [2, с. 173]. Любой человек вырастает не в одиночестве, путь формирования его личности не происходит без общества. Каждый человек воспитывается в обществе, и именно общность с людьми не даёт ему опуститься до ступени животного. Человек, проходя определённый этап воспитания, совершенствуется, следовательно, совершенствуется и общество, в котором он живёт, так как общность с другими и воспитание тесно связаны между собой.

«Представление об окружающем чувственном мире – это общее до-стояние в самом полном смысле слова; оно – общее достояние не только в том смысле, что у всех оно, в общем, складывается одинаково, но и потому, что оно не могло бы сложиться ни у одного человека без сотрудничества других» [2, с. 176]. По мнению Пауля Наторпа, человек может познавать окружающий мир посредством наблюдения и взаимодействия с другими

людьми. Вследствие познания у человека отчётливо формируются личностные качества, его сознание и самосознание в целом.

«Нет понимания самого себя, если нет основы понимания других; нет выступления против самого себя и суждения о самом себе, если нет многократного опыта о том, как сознание выступает против сознания, как один судит о другом» [2, с. 178]. Человек не может считать себя личностью, если не познаёт личность другого. Следовательно, он не сможет относиться к себе как к личности, если ему не будет противостоять другая личность.

«Сознательно подниматься на высоту этой общности духовного содержания – значит расширять своё «я» и придавать ему наивысшую доступную для человека ценность» [2, с. 175]. Пауль Наторп затрагивает термин сознание, связанное с общностью, воспитанием и образованием; ведь сознание формируется в процессе общественной жизни, это высшая форма психического отражения действительности в виде обобщённой и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Мышление и образ мыслей другого человека оказывают влияние на собственное сознание и формируют собственную личность.

Таким образом, мы видим, что Пауль Наторп значительно развил идеи своих предшественников о личности и обществе и заложил их в основу новой науки под названием Социальная педагогика.

 

Библиографический список

1. История социальной педагогики [Текст]: учеб. пособие / под ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. 544 с.

2. Пинкевич А. П. Марксистская педагогическая хрестоматия XIX–XX вв. [Текст] / А. П. Пинкевич. М., Ю., Л., 1928. Ч. 1. 288 с.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению