: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

О. О. Абзалова

«Государство» Платона в истории социальной педагогики

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, считают, что Платон родился в 428-427 гг. до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.

«Государство» Платона представляет собой диалог, посвящённый проблеме идеального государства. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. В диалоге впервые отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе. По его мнению, именно философы должны управлять идеальным государством. Вторым сословием должны быть стражи. Ниже их – простой народ.

С именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Им впервые были поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового и образовательного характера, не потерявшие своего значения и для современных исследователей.

Многие считают, что целью идеального общества являтся максимальное удовлетворение желаний каждого человека. Для Платона же все желания и стремления не имеют никакой ценности, так как направлены на достижение тех или иных целей в материальном, то есть призрачном мире. В знаменитом отрывке о пещере (Государство) он уподобляет этот мир искажённым теням на одной из стенок этой пещеры, лицом к которой прикованы узники. По одним лишь этим теням нельзя получить представление о происходящем как в самой пещере, так и за  её пределами. Чтобы постичь истину, необходимо освободиться от оков и выйти наружу, навстречу божественному свету. Оковами же, по Платону, являются чувства и ощущения. Когда душа пользуется телом, – говорит он, – исследуя что-либо с помощью зрения, слуха или какого-нибудь иного чувства, тело влечёт  её к вещам, непрерывно изменяющимся, и от соприкосновения с ними душа сбивается с пути, блуждает и теряет равновесие точно пьяная.

Смерть, как считает Платон, освобождает душу от этой порочной зависимости, но лишь на некоторое время. Потому что, по мнению философа, душа, обременённая тягой к материальному, всё равно будет возвращаться на землю в различных телесных оболочках. Приблизиться к божественному можно только через правильное воспитание души. И такое воспитание является главной целью платоновского государства. Поскольку душе предстоит освободиться от привязанности ко всему телесному, и в наибольшей степени от желаний, то основной задачей идеального государства становится обеспечение умеренной и уравновешенной жизни всех граждан. А для этого необходимо поддерживать однородность и единомыслие во всём обществе, с тем, чтобы не допускать разногласий и столкновений интересов, вызывающих те или иные чувства, утяжеляющие душу. Но человека нельзя заставить думать определённым образом, поэтому государство должно воспитывать всех граждан по одному образцу, прививая одинаковое, правильное мировоззрение. Для того же чтобы общество было идеальным, необходимы и идеальное мировоззрение, и идеальные законы.

Для сохранения ровного и незамутнённого чувствами состояния души необходимо также, чтобы обеспечение себя всем необходимым для жизни и защита от врагов не было бы связано с большими трудностями и сильными переживаниями. Одиночке осуществить это крайне трудно, поэтому и необходимо создание хорошо организованного общества.

Воспитание граждан идеального государства, по Платону, должно начинаться задолго до их рождения подбором родителей. Лучшие мужчины должны соединяться с лучшими женщинами. Назначаются также и сроки деторождения: для женщины с двадцати лет до сорока, для мужчины с того времени, как у него пройдёт лучшее время для бега и вплоть до пятидесяти пяти лет. Рождение детей – государственное дело. Женщина рождает государству, а мужчина производит государству. Сексуальная свобода наступает только после того, как женщины и мужчины выйдут из возраста, назначенного для произведения потомства. Любовь допускается, но только в пределах этих ограничений. Впрочем, любовь, как и любое другое вожделение и эмоция, не должны быть чрезмерными. Платон легко расправляется с чувствами влюблённых, т.к. они мешают достижению главной цели идеального государства – воспитанию души свободной от чувственности.

Каким же должно быть идеальное воспитание? Начиная разговор об этом в диалоге Законы, Афинянин, выражая мысли самого Платона,  ещё раз высказывает своё отношение к вожделениям и эмоциям, согласно которому в правильной жизни не надо стремиться к наслаждениям, и не следует избегать страданий. Надо довольствоваться чем-то средним. Соблюдая это правило, следует избегать изнеженности малолетних воспитанников. Нужно наказывать ослушавшихся детей, но так, чтобы не задеть их самолюбия, так как оскорбления могут вызывать сильные негативные эмоции. Обучение же должно быть двояким: тело следует обучить гимнастическому искусству, а душу для развития  её добродетели – мусическому. И во всём следует соблюдать простоту и умеренность.

В мусическое воспитание входят, помимо различных искусств, мифы и сказки. В идеальном государстве следует добиваться того, чтобы первые мифы, услышанные детьми, вели к добродетели. Недопустимы и «вредные сочинения», зарождающие сомнения в истинности устоев и религии идеального общества.

Рассуждая об мусическом воспитании, Платон подвергает резкой критике разные виды искусств за то, что они стремятся вызывать те или иные чувства. Такое искусство он называет подражательным и призывает исключить его из жизни насколько это возможно. Литература, музыка и танцы должны способствовать развитию в гражданах правильного миропонимания, и поэтому они подлежат тщательной цензуре.

С малых лет граждан платоновского общества должны учить военному делу. Тогда же из них отбирают будущих страж. «Отбирать людей в воины, – говорит Платон, – следует умело. Главное – разглядеть, есть ли в душе человека яростный дух, а, кроме того, и стремление к мудрости».

Кандидатов же в правители отбирают в возрасте двадцати лет. Отбирают наиболее способных к диалектике и проводят с ними общий обзор всех наук, которые они изучали в детстве. Из всех же наук Платон важнейшими считает наиболее абстрактные. Это в первую очередь арифметика, потом – геометрия и астрономия. Претенденты должны научиться находить общее в частном, поднимаясь от разрозненных чувственных фактов к умопостигаемым истинам. Из них через десять лет выбирают наиболее отличившихся, которые упражняются в философии  ещё пять лет. После чего до пятидесяти лет они трудятся на благо государства, занимая различные должности и посты. Затем их приводят к окончательной цели – «устремить ввысь свой духовный взор и взглянуть на то самое, что всему даёт свет, а, увидев благо само по себе, взять его за образец и упорядочить и государство, и частных лиц, а также самих себя – каждого в свой черёд – на весь остаток своей жизни. Большую часть времени они станут проводить в философствовании, а когда наступит черёд, будут трудиться над гражданским устройством, занимать государственные должности не потому, что это нечто прекрасное, а потому, что так необходимо для государства. Таким образом, они постоянно будут воспитывать людей, подобных им самим, и ставить их стражами государства взамен себя, а сами отойдут на Острова блаженных, чтобы там обитать.

Из всего выше сказанного вытекает, что государство становится идеальным, по Платону, с помощью идеального воспитания людей. Именно эта мысль, имеющая глубокое общественное значение и получившая в дальнейшем своё развитие в работах видных педагогов разных времён, даёт нам право говорить о нём как об учёном, стоящем у истоков социальной педагогики.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению