|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. М. Н. Начапкин,
А. Л. Боровягина Василий Никитич
Татищев об образовании и воспитании Успешное развитие России в XVIII в. было невозможно без развития
образования. Проблемам образования много внимания уделял В. Н. Татищев
(1686-1750), чья деятельность многие годы была связана с Уралом [1, c. 1320]. Это представитель бурной петровской эпохи. С
Петром I его сближала идеология бескорыстного служения отечеству, ненасытная
страсть к знаниям, желание освоить богатейшие природные богатства страны с
помощью науки. В 1720 г. Василий Никитич получил назначение на
Урал. Будучи в Тобольске, он снимает копию с ремезовской
карты Урала и Сибири, рассылает из Кунгура и Уктуса
во все концы Урала геодезистов для составления новых географических карт. В
то же время Татищев планирует написать труд по этнографии и географии Сибири.
В 1734 г. он снова побывал на Урале, на этот раз как управляющий шахтами
Сибири и Пермской губернии. По прибытии на Урал Татищев рассылает по городам
Сибири вопросник по изучению географических и этнографических проблем. В. Н. Татищев был поборником широкого просвещения
народа вне зависимости от сословных барьеров. В его работе «Разговор двух
приятелей о пользе наук и училищ» (1733) обсуждалась существующая в стране
система образования, условия для развития науки в стране, взаимоотношения
науки и религии. Он дал классификацию наук на основе их полезности. В «Разговоре …» Татищев утверждал, что вся сила
человека в разуме, знании, науке. Только просвещение усовершенствует
человеческую природу, положит конец невежеству и суевериям. Просвещение
приносит человеку наслаждение: «Истинное увеселение в детях есть разум и
способность к приобретению добра…Разум же без научения и способность без
привычки или искусства приобретена быть не может» [2, c.
349]. В
«Разговоре …» поднимается такая актуальная и сегодня для России тема, как
достойная оплата труда учёных. Татищев пишет, что от некоторых людей можно
услышать, что «… неучёные в великом благополучии, богатстве и славе, а учёные
в несчастии, убожестве и презрении находятся» [2, c.
349]. Для него разум, знания представляли собой главное богатство, разумный
человек «…как бы…всея земли владетель» [2, c. 349].
Татищев
разработал методику обучения детей и подростков в зависимости от возраста.
При этом не следует думать, что он выступал против обучения людей в зрелом
возрасте. Он сам представлял яркий пример человека, всю жизнь жадно
впитывающего знания. В возрасте 30 с лишним лет он поставил перед собой
задачу овладеть французской грамматикой, выучить язык и эту задачу успешно
выполнил. Татищев выделял четыре стадии возраста человека:
от рождения до 12 лет – младенчество, от 12 до 25 – юношество, от 25 до 50 –
мужество, или зрелость, от 50 и далее – старость. По
его мнению, наиболее важными стадиями для воспитания и образования были две
первые. Младенческий возраст характеризуется любопытством,
стремлением познать новое, отсутствием жизненного опыта, неспособностью к логическим рассуждениям и восприятию сложных наук. Дети
любят играть, и это нужно использовать в ходе обучения. Учитель должен
обязательно учитывать различие характеров учеников: одни прилежны и добры, а
другие – упрямы, злы, суеверны. В целом же младенческий характер непостоянен:
дружба и злоба в нём не долго пребывают.
Младенческий возраст Татищеву представляется очень важным потому, что молодой
мозг подобен мягкому воску и хорошо впитывает знания. Поэтому для этого
возраста нужны лёгкие науки, а также преподавание различных языков. Юношеский возраст имеет как свои преимущества, так
и свои проблемы. У юношей более острая память и серьёзное отношение к жизни.
Однако для юноши существуют следующие опасности: страсть к роскоши и плотским
утехам: «… он музыку, танцы, гуляние, беседы, любовь женскую…за наивысшее
благополучие почитает…» [2, c. 351]. При этом
молодёжь часто бывает скорой на гнев, небрежной, в дружбе ненадёжной. Татищев
выступает за ускоренное развитие книгопечатания: «… тиснение книг великий
свет миру открыло и неописанную пользу приносит» [2, c.
358]. Благодаря научному образованию человек получает твёрдую память, острый
ум, логическое суждение. Важность наук состоит ещё и в том, что разумный человек, имеющий
образование, отвергает бунты. Татищев оспаривает точку зрения, согласно
которой управлять проще неграмотными людьми. Он пишет, что бунты от подлости
и невежества появляются. Благоразумный государь должен понимать ценность
наук, поддерживать их. Они государству более полезны, нежели буйство и
невежество. Татищев подчёркивает важность просвещения всех
групп населения. По его мнению, образование необходимо
прежде всего дворянству. Однако новая эпоха требовала массы грамотных людей,
которые нужны на военной службе, при сооружении мануфактур и кораблей и др.
Поэтому Татищев предлагал давать крестьянству и посадским
образование – учить их писать и читать. Образованным солдатам из крестьян
нужно давать унтер-офицерские чины: «Я же рад и крестьян иметь умных и
учёных» [2, c. 363]. В «Разговоре …» Татищев предлагает свою
классификацию наук. Помимо общепринятого деления наук на философские и богословские,
он согласно принципу полезности выделяет науки нужные, полезные,
увеселительные, любопытные, вредные. К нужным наукам Татищев относил
медицину, экономию, законоучение, богословие. К полезным
наукам – красноречие, иностранные языки, математику, астрономию, ботанику,
анатомию, физику, химию. Для царей и государственных деятелей высших
рангов важно знать историю, генеалогию и географию. Увеселительными или
щёгольскими науками для Татищева являлись стихосложение, музыка, рисование,
танцы, верховая езда. Существуют науки и бесполезные, любопытные –
астрология, алхимия. Вредные науки связаны с колдовством. В этом произведении Татищев предлагает план
развития образования и науки в стране. Во-первых, необходимо создать коллегию
– особое государственное учреждение, ведавшее делами образования. Это его
предложение опередило время и было реализовано в России лишь в начале XIX в., после создания Министерства просвещения.
Другое предложение касалось создания специальных школ, в которых бы изучались
языки народов, населяющих Россию. Школы для изучения татарского языка он
предлагал создать в Казани, Тобольске, Астрахани, Оренбурге. Это нужно
потому, что здесь многие дворяне свои имения имеют и активно торгуют купцы.
Финно-угорские языки нужно преподавать в школах Тобольска и Петербурга,
калмыцкий – в Астрахани, камчадальский в Якутске и Охотске. По мнению Татищева, домашнее обучение резко
уступает в качестве обучению в народных училищах. Он критиковал
распространённую тогда практику приёма иностранных лакеев, поваров на
должность учителей языка французского или немецкого. Остро критикует Татищев
и недостатки системы образования. Многие школы, созданные в петровское время,
брошены и разорены, качество преподавания в сохранившихся школах оставляет
желать лучшего. В математической школе едва ли можно найти трёх человек,
которые бы разбирались в математике. Многие морские офицеры мало знают так
нужную для них астрономию и географию, а геодезисты не могут вести съёмку
местности. В Артиллерийской школе отсутствует практика стрельбы из пушек.
Инженерная школа выпускает слабых специалистов, не знающих иностранных языков
и практически не читающих нужных книг. Он отмечает, что из-за слабой
подготовки риторов можно назвать вралями, а образование философов и медиков
тоже оставляет желать лучшего. Наряду с государственным образованием нужно
создать частные школы для дворянства. Достойное материальное вознаграждение
педагогов должно избавить их от взяточничества и необходимости просить
подаяния. Татищев обращает внимание на необходимость
заимствования иностранных знаний и предлагает посылать на учёбу за границу
молодых людей под добрым присмотром. Молодые офицеры также должны проходить
стажировки в зарубежных армиях. В Сенате, Иностранной коллегии и других
заинтересованных ведомствах должны быть составлены справки, содержащие
сведения о состоянии промышленности, торговли, армии, законодательства в
иностранных государствах. Государственный интерес и в делах, и помыслах
Татищева неуклонно стоял на первом месте. В «Разговоре …» он отмечал, что
государство в интересах общей пользы должно поддерживать развитие образования,
умножение нужных и полезных наук. Таким образом, Татищев был не только одним
из основателей города Екатеринбурга, но и просвещённым администратором, много
сделавшим для развития российской науки, образования и воспитания. Он был
приверженцем философии рационализма и верил, что наука, разум – главные
средства преобразования общества. Библиографический
список 1. Советский энциклопедический словарь [Текст]. М.: Сов. энцикл.,
1979. 1600 с. 2. Татищев В.
Н. «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» [Текст] В.Н. Татищев
// Жажда познания. Век XVIII. М., 1987. |
|
||
|
|
|
|
|