: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

М. Н. Начапкин,

А. Л. Боровягина

Василий Никитич Татищев об образовании и воспитании

Успешное развитие России в XVIII в. было невозможно без развития образования. Проблемам образования много внимания уделял В. Н. Татищев (1686-1750), чья деятельность многие годы была связана с Уралом [1, c. 1320]. Это представитель бурной петровской эпохи. С Петром I его сближала идеология бескорыстного служения отечеству, ненасытная страсть к знаниям, желание освоить богатейшие природные богатства страны с помощью науки.

В 1720 г. Василий Никитич получил назначение на Урал. Будучи в Тобольске, он снимает копию с ремезовской карты Урала и Сибири, рассылает из Кунгура и Уктуса во все концы Урала геодезистов для составления новых географических карт. В то же время Татищев планирует написать труд по этнографии и географии Сибири. В 1734 г. он снова побывал на Урале, на этот раз как управляющий шахтами Сибири и Пермской губернии. По прибытии на Урал Татищев рассылает по городам Сибири вопросник по изучению географических и этнографических проблем.

В. Н. Татищев был поборником широкого просвещения народа вне зависимости от сословных барьеров. В его работе «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733) обсуждалась существующая в стране система образования, условия для развития науки в стране, взаимоотношения науки и религии. Он дал классификацию наук на основе их полезности.

В «Разговоре …» Татищев утверждал, что вся сила человека в разуме, знании, науке. Только просвещение усовершенствует человеческую природу, положит конец невежеству и суевериям. Просвещение приносит человеку наслаждение: «Истинное увеселение в детях есть разум и способность к приобретению добра…Разум же без научения и способность без привычки или искусства приобретена быть не может» [2, c. 349].

 В «Разговоре …» поднимается такая актуальная и сегодня для России тема, как достойная оплата труда учёных. Татищев пишет, что от некоторых людей можно услышать, что «… неучёные в великом благополучии, богатстве и славе, а учёные в несчастии, убожестве и презрении находятся» [2, c. 349]. Для него разум, знания представляли собой главное богатство, разумный человек «…как бы…всея земли владетель» [2, c. 349].

 Татищев разработал методику обучения детей и подростков в зависимости от возраста. При этом не следует думать, что он выступал против обучения людей в зрелом возрасте. Он сам представлял яркий пример человека, всю жизнь жадно впитывающего знания. В возрасте 30 с лишним лет он поставил перед собой задачу овладеть французской грамматикой, выучить язык и эту задачу успешно выполнил.

Татищев выделял четыре стадии возраста человека: от рождения до 12 лет – младенчество, от 12 до 25 – юношество, от 25 до 50 – мужество, или зрелость, от 50 и далее – старость. По его мнению, наиболее важными стадиями для воспитания и образования были две первые.

Младенческий возраст характеризуется любопытством, стремлением познать новое, отсутствием жизненного опыта, неспособностью к логическим рассуждениям и восприятию сложных наук. Дети любят играть, и это нужно использовать в ходе обучения. Учитель должен обязательно учитывать различие характеров учеников: одни прилежны и добры, а другие – упрямы, злы, суеверны. В целом же младенческий характер непостоянен: дружба и злоба в нём не долго пребывают. Младенческий возраст Татищеву представляется очень важным потому, что молодой мозг подобен мягкому воску и хорошо впитывает знания. Поэтому для этого возраста нужны лёгкие науки, а также преподавание различных языков.

Юношеский возраст имеет как свои преимущества, так и свои проблемы. У юношей более острая память и серьёзное отношение к жизни. Однако для юноши существуют следующие опасности: страсть к роскоши и плотским утехам: «… он музыку, танцы, гуляние, беседы, любовь женскую…за наивысшее благополучие почитает…» [2, c. 351]. При этом молодёжь часто бывает скорой на гнев, небрежной, в дружбе ненадёжной.

 Татищев выступает за ускоренное развитие книгопечатания: «… тиснение книг великий свет миру открыло и неописанную пользу приносит» [2, c. 358]. Благодаря научному образованию человек получает твёрдую память, острый ум, логическое суждение. Важность наук состоит  ещё и в том, что разумный человек, имеющий образование, отвергает бунты. Татищев оспаривает точку зрения, согласно которой управлять проще неграмотными людьми. Он пишет, что бунты от подлости и невежества появляются. Благоразумный государь должен понимать ценность наук, поддерживать их. Они государству более полезны, нежели буйство и невежество.

Татищев подчёркивает важность просвещения всех групп населения. По его мнению, образование необходимо прежде всего дворянству. Однако новая эпоха требовала массы грамотных людей, которые нужны на военной службе, при сооружении мануфактур и кораблей и др. Поэтому Татищев предлагал давать крестьянству и посадским образование – учить их писать и читать. Образованным солдатам из крестьян нужно давать унтер-офицерские чины: «Я же рад и крестьян иметь умных и учёных» [2, c. 363].

В «Разговоре …» Татищев предлагает свою классификацию наук. Помимо общепринятого деления наук на философские и богословские, он согласно принципу полезности выделяет науки нужные, полезные, увеселительные, любопытные, вредные. К нужным наукам Татищев относил медицину, экономию, законоучение, богословие. К полезным наукам – красноречие, иностранные языки, математику, астрономию, ботанику, анатомию, физику, химию. Для царей и государственных деятелей высших рангов важно знать историю, генеалогию и географию. Увеселительными или щёгольскими науками для Татищева являлись стихосложение, музыка, рисование, танцы, верховая езда. Существуют науки и бесполезные, любопытные – астрология, алхимия. Вредные науки связаны с колдовством.

В этом произведении Татищев предлагает план развития образования и науки в стране. Во-первых, необходимо создать коллегию – особое государственное учреждение, ведавшее делами образования. Это его предложение опередило время и было реализовано в России лишь в начале XIX в., после создания Министерства просвещения. Другое предложение касалось создания специальных школ, в которых бы изучались языки народов, населяющих Россию. Школы для изучения татарского языка он предлагал создать в Казани, Тобольске, Астрахани, Оренбурге. Это нужно потому, что здесь многие дворяне свои имения имеют и активно торгуют купцы. Финно-угорские языки нужно преподавать в школах Тобольска и Петербурга, калмыцкий – в Астрахани, камчадальский в Якутске и Охотске.

По мнению Татищева, домашнее обучение резко уступает в качестве обучению в народных училищах. Он критиковал распространённую тогда практику приёма иностранных лакеев, поваров на должность учителей языка французского или немецкого. Остро критикует Татищев и недостатки системы образования. Многие школы, созданные в петровское время, брошены и разорены, качество преподавания в сохранившихся школах оставляет желать лучшего. В математической школе едва ли можно найти трёх человек, которые бы разбирались в математике. Многие морские офицеры мало знают так нужную для них астрономию и географию, а геодезисты не могут вести съёмку местности. В Артиллерийской школе отсутствует практика стрельбы из пушек. Инженерная школа выпускает слабых специалистов, не знающих иностранных языков и практически не читающих нужных книг. Он отмечает, что из-за слабой подготовки риторов можно назвать вралями, а образование философов и медиков тоже оставляет желать лучшего. Наряду с государственным образованием нужно создать частные школы для дворянства. Достойное материальное вознаграждение педагогов должно избавить их от взяточничества и необходимости просить подаяния.

Татищев обращает внимание на необходимость заимствования иностранных знаний и предлагает посылать на учёбу за границу молодых людей под добрым присмотром. Молодые офицеры также должны проходить стажировки в зарубежных армиях. В Сенате, Иностранной коллегии и других заинтересованных ведомствах должны быть составлены справки, содержащие сведения о состоянии промышленности, торговли, армии, законодательства в иностранных государствах.

Государственный интерес и в делах, и помыслах Татищева неуклонно стоял на первом месте. В «Разговоре …» он отмечал, что государство в интересах общей пользы должно поддерживать развитие образования, умножение нужных и полезных наук. Таким образом, Татищев был не только одним из основателей города Екатеринбурга, но и просвещённым администратором, много сделавшим для развития российской науки, образования и воспитания. Он был приверженцем философии рационализма и верил, что наука, разум – главные средства преобразования общества.

 

Библиографический список

1. Советский энциклопедический словарь [Текст]. М.: Сов. энцикл., 1979. 1600 с.

2. Татищев В. Н. «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» [Текст] В.Н. Татищев // Жажда познания. Век XVIII. М., 1987.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению