|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Раздел 1 СОЦИАЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ И
СОВРЕМЕННОСТЬ М. Н. Начапкин,
Е. В. Костромина Русский
просветитель Н. И. Новиков о воспитании Известный русский просветитель, писатель,
журналист, критик и книгоиздатель Николай Иванович Новиков (1774-1818) большое
внимание уделял проблеме воспитания человека и гражданина. В прибавлении к
«Московским ведомостям» в 1783-1784 гг. он опубликовал сочинение «О
воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и
всеобщего благополучия» [1, c. 127]. Вопросы
воспитания «доброго гражданина», полезного отечеству, патриота, его свободы и
обязанностей были тесно связаны с вопросами взаимодействия верховной власти и
общества, отношения человека с государством. Как и все просветители, Новиков
полагал, что благополучие народа, процветание граждан зависят от доброты
нравов, а доброта нравов – непременно от воспитания. Воспитание, по его
мнению, являлось творцом нравов. Человек через воспитание получает любовь к
простоте, к общественным и гражданским добродетелям. При совершенном воспитании люди разных сословий
будут отличаться трудолюбием и успешно выполнять свои обязанности, хорошо
вести хозяйство. Прежде всего, Новиков обращает внимание на воспитание
юношества. Для родителей это является одной из важнейших задач, обязанностью
перед обществом. Огромное значение, по мнению Новикова, в семейном воспитании
имеет пример родителей. Если родители подвержены порокам – пьянству,
разврату, расточительности, карточной игре, то невозможно воспитать детей в
добродетели Молодых людей нужно воспитывать в духе человеколюбия,
добродетели, милосердия, кротости, прилежания к делам, уважения к честному и
справедливому правосудию. Беспечность
и небрежность в этом деле совершенно недопустимы.
Из-за отсутствия внимания родителей дети вступают в свет худыми людьми и
негодными гражданами. Так появляются Безрассуды, Змеяны, Недоумы, Забылчести. Их основное занятие – есть, пить и спать. Новиков считал, что преподавателей для детей
дворян и купцов нужно подбирать с большой тщательностью. Он показывает, что
учителями в домашнем воспитании дворян выступают, как правило, далёкие от
этого люди – невежды и преступники. Это касается и иностранных учителей,
которые, чтобы не сидеть у себя на родине в тюрьме, приезжают в Россию.
Отрицательное влияние иностранных учителей Николай Иванович видел в том, что
они воспитывали своих учеников с любовью к французам, немцам и отвращением к
русским людям. Он выступал за то, чтобы юношество учили отечественные
учителя. Настоящий учитель должен иметь основательное знание языков и наук,
быть примером для детей. Новиков также полагал, что от обучения дворянских
детей за границей будет мало проку. Развращённые невежеством и ленью дома,
молодые люди и за границей предаются праздному время провождению, веселью.
Отсюда скудность знаний этих лоботрясов, или чаще
всего отсутствие таковых. Просветитель критиковал отсутствие потребности в
знаниях, неприятие наук, тунеядство, ханжество,
безнравственность. Так, в юмористическом журнале «Трутень» (1769 г.) он
критиковал лень – непримиримого врага трудолюбия: «…ведаю, что она человека
делает неспособной к пользе общественной…» [2, c.
24]. Лень и праздная жизнь унижают человека до скотского
состояния. Новиков выступал за обязательность труда для всех граждан. Не
случайно он выбрал эпиграфом для своего журнала следующие слова «Они
работают, а вы их труд едите». В них чувствуется определённый упрек в
отношении паразитического дворянства. Как известно, императрица Екатерина II
была терпима к порокам людей, объясняя их слабостью человеческой природы.
Полемизируя с журналом царицы «Всякая всячина», Новиков отмечал своё
неприятие данной точки зрения: «Многие, слабой совести люди никогда не
упоминают имя порока, не прибавив к оному человеколюбия. Они говорят, что
слабости человекам обыкновенны и что должны оные прикрываться человеколюбием;
следовательно, они порокам сшили из человеколюбия кафтан, но таких людей
человеколюбие приличнее назвать пороколюбием. По
моему мнению, больше человеколюбив тот, кто исправляет пороки, нежели тот,
который оным … потакает…» [2, c. 26-27]. Как и многие просветители, он выступал за правовое
равенство всех граждан перед законом, считая, что со знатного и более
образованного человека должен быть больший спрос, чем с простых людей.
Знатные и богатые не должны забывать, что есть бедные, которые требуют от них
помощи. Они также должны стараться о благосостоянии государства больше,
нежели о самом себе. Пороки дворянства – гордость, зависть,
пристрастность могут быть исправлены только в процессе воспитания. В трактате
«О воспитании…» Новиков отмечал, что воспитание должно включать три части: 1)
физическое воспитание; 2) нравственное воспитание; 3) просвещение, или
образование разума. Физическое воспитание призвано сделать детей здоровыми,
иметь крепкое телосложение. Физическое воспитание неразрывно связано с
приучением ребёнка к труду. Без нравственного воспитания человек не может
быть ни довольным, ни счастливым, ни добрым гражданином. Нужно воспитать в
молодых людях отвращение к корысти, сладострастию, домогательствам чужого
имущества. Образование разума необходимо человеку для исполнения его
обязанностей перед государством. Николай Иванович выступал за целостное
воспитание, в результате которого человек должен стать счастливым и полезным.
В процессе воспитания наставник должен опираться на положительные задатки и
склонности ребёнка, чтобы подготовить полезного для общества и государства
гражданина, способного мыслить самостоятельно, обладающего определёнными
знаниями. На первое место Новиков ставил умственное воспитание, ставя от него
в прямую зависимость просвещение нравственное. Чем более образован человек,
тем легче ему стать более нравственным. Поэтому учителям важно развивать
мышление детей, поддерживать в них любознательность, воспитывать внимательность.
Он полагал, что при обучении нужно сочетать изучение точных и гуманитарных
наук. Чтобы с пользой применять полученные знания, человеку необходимо
нравственное воспитание. Главная задача нравственного воспитания –
формирование высоконравственного человека, патриота. Настоящий гражданин
имеет независимую от других людей точку зрения, твёрдость духа, мужество,
неустрашимость перед трудностями. Социальная тема была широко представлена на
страницах новиковского журнала «Детское чтение». Новиков писал о тяжёлой
жизни крестьян, внушал дворянским детям мысль об уважении крестьянского
труда. Он призывал и их родителей – помещиков облегчать труды крестьян,
заботиться о воспитании их детей. Новиков считал неправильной правительственную идею
о воспитании детей в закрытых учебных заведениях, например, в Смольном
институте благородных девиц. Он отдавал предпочтение общественному воспитанию
детей, которое даёт им возможность соревноваться в приобретении знаний, что
стимулирует их успехи в учёбе. В отличие от официальной педагогики, которая
рассматривала ребёнка как объект воспитания, Новиков видел в ребёнке живое
существо – личность со своими способностями, чувствами, переживаниями.
Просветитель писал о вредности и пагубности подавления личности ребёнка.
Ребёнок должен иметь не только обязанности, но и права. Он не должен слепо
повиноваться взрослым. Также просветитель отрицательно относился к жестоким
наказаниям детей. Подлинный авторитет родителей и учителей должен быть
основан не на страхе, а на уважении к ним. Новиков считал, что воспитывать
детей нужно свободно и благородно мыслящими людьми, чистосердечными,
честными, откровенными, умеющими ценить себя, любящими истину. Его
патриотические и гуманистические идеи во многом определили дальнейшее
развитие российской педагогики. А мысли Н. И. Новикова об общественном
воспитании, его социальном значении – это один из краеугольных камней,
которые когда-то были заложены в основание социальной педагогики. Библиографический
список 1. История педагогики [Текст]: учеб.
пособие для студентов пед. ин-тов
/ под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещении, 1981.
367 с. 2. Новиков Н. И. Избранное
[Текст] / Н. И. Новиков. М.: Правда, 1983. 512 c. |
|
||
|
|
|
|
|