|
||⇦: |
|
|
|
|
«Проблемы
развития социальной педагогики и социально-педагогической деятельности» Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Предисловие 8 апреля 2010 г. в Социальном институте
Российского государственного профессионально-педагогического университета (СоИн РГППУ) состоялись очередные 7-е студенческие
Макаренковские педагогические чтения по теме «Проблемы развития социальной
педагогики и социально-педагогической деятельности». По традиции чтения были
организованы кафедрой социальной педагогики и психологии под руководством
Международной Макаренковской ассоциации. Второй год они носят международный
характер. В чтениях приняли участие представители Макаренковских ассоциаций
Италии и Украины, материалы о проблемах организации социальной и
социально-педагогической работы с населением и учащимися представлены
педагогом из США. Настоящий сборник включает в себя 3
раздела: «Социальная педагогика: история и современность», «Педагогическое творчество
А. С. Макаренко и современная социальная педагогика», «Проблемы управления в
современной социально-педагогической деятельности». В них объединены работы
студентов, аспирантов и преподавателей как СоИн
РГППУ, так и вузов других городов России: Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону,
Нижнего Новгорода. Они рассматривают широкий спектр вопросов, связанных с
историей социальной педагогики, её
истоками и анализируют многообразные проблемы современной социально-педагогической
деятельности. Это вопросы организации взаимодействия в процессе воспитания
семьи и школы, укрепления здоровья учащихся и студентов, организации
самоуправления и управления в образовательном учреждении, формирования
профессиональных компетенций педагогов, управленческой и педагогической
культуры, создания имиджа социального педагога, особенностей национального и гендерного воспитания, проявлений педагогического
корпоративизма и индивидуализма в воспитательной работе и т.д. Впервые на
этих Чтениях был поднят вопрос о социально-педагогической поддержке молодых
людей, освобождённых из исправительных учреждений. Широкий круг обсуждаемых вопросов, как
и на всех предыдущих Чтениях, был связан с именем А. С. Макаренко, его
значением для развития педагогической науки и практики. Таким образом, нами
сделан ещё один серьёзный шаг к
настоящему пониманию студентами сущности профессии социального педагога и
ответственности за свой выбор. Т. И. Зубкова, Н. Г. Санникова Тенденции
развития социальной педагогики в России и за рубежом «Благополучие общества во многом зависит от
развития социальной сферы и от специалистов, работающих в ней. Одним из
направлений в совершенствовании социальной сферы сегодня выступает развитие
института социальной педагогики. В России институт социальной педагогики
сформировался. Об этом свидетельствует такой факт, как всё большее включение
социальных педагогов в профессиональную деятельность различных учреждений. Их
деятельность всё больше становится неотъемлемой частью функционирования этих
учреждений» [1, с. 9.]. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что
профессия социального педагога становится всё более признаваемой в России, и
институт социальной педагогики у нас сформировался. Но сегодня нам необходимо
видеть тенденции её развития, которые
должны определять систему профессиональной подготовки специалистов. Эти тенденции представляются достаточно
обнадёживающими, если рассматривать их с международных позиций. Так, для
европейских стран профессиональная деятельность социальных педагогов давно
является общепризнанным явлением. Начиная с 1949 г., ведутся активные
международные консультации специалистов в области социальной педагогики по
проблемам воспитания и образования молодёжи. 19 марта 1951 г. на четвёртой
конференции немецких и французских специалистов принято решение о создании
Международной ассоциации социальных педагогов (AIEJI). С сентября 1952 г. AIEJI регулярно проводит
конгрессы по проблемам социальной педагогики и работы с проблемной молодёжью.
Среди обсуждаемых вопросов можно выделить следующие: воспитание в интернатных
учреждениях, взаимодействие социального педагога с детьми и молодёжью группы
риска, образование молодёжи, работа с умственно отсталой молодёжью, воспитание
молодых людей в трудной жизненной ситуации, будущее трудновоспитуемых детей и
другие. Международные конгрессы проходили в разных
странах: Нидерландах, Бельгии, Франции, Швейцарии, Италии,
Германии, Канаде, Дании, Израиле, США, Испании, Уругвае. Широкая
география территорий показывает уровень официального признания статуса
профессиональной социально-педагогической деятельности. В мае 2009 г. в
Копенгагене состоялась XVII Международная конференция социальных педагогов,
на которой присутствовали представители 44 государств мира, в том числе и
России. На конференции принято решение о введении 2 октября «Международного
дня социального педагога». По мере развития международного сотрудничества
уточняются формулировки целей организации, определяются современные
приоритеты деятельности. На международном уровне определён высокий статус
социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания, имеющей
свои исторические корни и вносящей огромный вклад в дело интеграции общества.
Одним из значимых направлений деятельности AIEJI в
настоящее время является работа по развитию профессиональной подготовки
социальных педагогов, повышению их профессиональных компетенций. В 2003-2005 гг. проходит активное обсуждение
вопроса по определению базовых компетенций профессиональной
социально-педагогической деятельности, которое завершились принятием в 2006
г. документа «Профессиональные компетентности социальных педагогов –
концептуальная структура» как глобальной общей платформы для профессиональной
подготовки и деятельности социальных педагогов. Данный документ определяет предназначение
профессиональной социально-педагогической деятельности и выделяет её базовые компетенции. Основными
профессиональными компетенциями утверждены: фундаментальные компетентности
(компетентность вмешательства в проблемную жизненную ситуацию; компетентность
диагностики, планирования собственной деятельности и деятельности
несовершеннолетнего; диагностики и планирования деятельности заинтересованных
лиц; компетентность рефлексии и отражения собственной деятельности и деятельности
заинтересованных специалистов.); центральные компетентности (личные
компетентности ответственности в работе с детьми, социальные компетентности в
работе с коллегами и родителями, организационные компетентности по
социальному обучению, компетентности в рамках существующей социальной системы
и в области социально-педагогической практики; теоретическое знание и
методологические компетентности; компетентность этического поведения в
профессии, культурные и творческие компетентности). Данный перечень компетенций
является основой для разработки национальных стандартов профессиональной
подготовки социальных педагогов. В качестве примера международного подхода к
профессиональной подготовке социальных педагогов можно привести Норвегию.
Здесь она предусматривает освоение образовательных программ по направлению
«Социальное образование», квалификация «бакалавр». Обучение осуществляется в
университетском колледже в течение 3 лет и ориентировано на
формирование у студентов компетенции социального вмешательства в проблемную
ситуацию при работе с детьми, молодёжью и взрослыми, имеющими
физические, умственные недостатками и другие социальные препятствия.
Программа обучения осуществляется в четырёх областях: в области
законодательства, социальных и психолого-педагогических наук, медицины,
социального вмешательства в трудную жизненную ситуацию. По завершении учебной
программы студент получает квалификацию «бакалавр социального образования» и
имеет возможность продолжать обучение в магистратуре. Социальные педагоги в Норвегии работают, главным
образом, в здравоохранении и секторе социального обеспечения, но также в
детских садах и школах, участвуют в региональных программах, нанимаются
графствами и центральными правительственными учреждениями. Большая часть
работы идёт в прямом контакте с людьми, имеющими различные проблемы, и
нацелена на каждодневное решение проблемных ситуаций. Норвежский пример демонстрирует чёткую ориентацию
на концептуальные положения о компетенциях социальных педагогов, принятые
Международной ассоциацией социальных педагогов, внедрение их в практику
профессиональной подготовки бакалавров социального образования. В России Государственные образовательные стандарты
высшего профессионального образования по специальности Социальная педагогика
принимались дважды: в 2000 и 2005 гг. В настоящее время (2010 г.) формируются
стандарты 3-го поколения. В них должны быть обозначены наименования
специальности или направления подготовки, установление уровня квалификации
специалиста. В прежних стандартах значилась специальность «Социальная
педагогика» с квалификацией «социальный педагог». Они нацеливали на
подготовку специалистов по социально-педагогической деятельности. Сегодня
фактически утверждён стандарт направления «Психолого-педагогическое
образование» с квалификацией «магистр». В перечне областей профессиональной
деятельности в стандарте этого направления социально-педагогическая
даже не упоминается. Вероятно, и в стандарте с квалификацией «бакалавр»,
который должен появиться в ближайшее время, повторится то же самое по
принципу преемственности. В связи с этим возникает вопрос о статусе
социальной педагогики как специальности и научной дисциплины. В
«Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. ОК 009-2003» с
2005 г. за социальной педагогикой закреплён статус самостоятельной
специальности педагогической профессии и установлена квалификация «социальный
педагог» на уровне среднего и высшего профессионального образования» [2].
Однако сегодня этот документ вступает в противоречие с документами последних
лет, по которым мы пытаемся проследить тенденции развития социальной
педагогики в настоящее время. Так, в Приказе Министерства науки и образования РФ
№ 788 от 22. 12. 2009 г., которым утверждён стандарт профессиональной
подготовки по направлению «050100 – Педагогическое образование», кодификация
и наименование направления подготовки не соответствуют Общероссийскому
классификатору специальностей по образованию. Вместо направления «050700 –
Педагогика» в нём обозначено направление «050100 – Естественнонаучное
образование» [5]. Причём стандарт профессиональной подготовки бакалавров и
магистров по направлению «050100 – Педагогическое образование» не
предусматривает выделение «Социальной педагогики» как самостоятельной
дисциплины. В проекте приказа Министерства науки и образования
РФ по направлению «Психолого-педагогического образования» квалификации
«бакалавр» существуют аналогичные несоответствия кодификациям и направлениям
профессиональной подготовки [3]. Социально-педагогическая деятельность в
данном документе рассматривается как область психолого-педагогической
деятельности. По сути, социальная педагогика отнесена к разряду
психологических наук, и её
социально-педагогический статус практически аннулирован. При этом трудно
говорить о тенденциях развития специальности. А между тем в этом году в
России отмечается 15-летие официального статуса социальной педагогики как
самостоятельной научной дисциплины и специальности, 15-летие подготовки
социальных педагогов как специалистов. За эти годы у нас накоплен богатейший
опыт преподавания социально-педагогических дисциплин, который может быть
интересным и для международного сообщества; в России существуют особые
традиции социального воспитания, развиваются научные школы в области
социальной педагогики, совершенствуется практика социально-педагогической
деятельности. Нельзя сбрасывать со счётов и историю социальной педагогики в
России, которая изучается и высоко оценивается за рубежом. Нынешняя статусная неопределённость социальной
педагогики и профессиональной подготовки социального педагога в России
противостоит высокому общественному признанию профессиональной
социально-педагогической деятельности на международном уровне. Она может
надолго затормозить развитие российской социальной педагогики как науки и
практики социального воспитания. Хочется верить, что этого не произойдёт.
Учитывая международный опыт, за социально-педагогической деятельностью
необходимо признать самостоятельный профессиональный статус,
предусматривающий профессиональную подготовку с квалификацией «бакалавр»,
«магистр». Библиографический
список 1. Мардахаев Л. В. Развитие
социальной педагогики и подготовка в России кадров в конце XX – начале XXI
веков [Текст]: материалы XIII Всероссийских социально-педагогических чтений
от 26 марта 2010 г. в 2 ч. / под ред. Л. В. Мардахаева.
М.: Изд-во РГСУ, 2010. Ч. 1. 256 с. 2. Общероссийский классификатор
специальностей по образованию. ОК 009-2003 [Текст]. М.: Изд-во стандартов,
2003. 3. Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования по направлению подготовки 050400
Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»):
проект приказа Мин. образов. и
науки РФ [Электронный ресурс]: Режим доступа к документу: http://mon.gov.ru/files/materials/5943/09.10.02-050400b.pdf
4. Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования по направлению подготовки 050400
Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»)»:
Приказ Мин. образов. и
науки РФ от 26 мая 2010 г. № 17382 [Электронный ресурс]: Режим доступа к
документу: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m376.html 5. Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое
образование (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ Мин. образов. и науки РФ от 22 декабря 2009
г. N 788 [Электронный ресурс]: Режим доступа к документу:
http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m788.html |
|
||
|
||⇦: |
|
|
|