«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

Д.В. Детков, И.А. Канарский, Д.Я. Ойхер

Причины злоупотребления психоактивными (ПАВ)
веществами в школьном возрасте

Эпидемиологическая ситуация по распространённости и заболеваемости детей и подростков наркологическими расстройствами остаётся напряжённой. Отчётливо наблюдается тенденция, с одной стороны, к стремительному росту числа этих лиц, с другой, снижение возрастного ценза приобщения к потреблению ПАВ. По данным  психиатрической больницы № 5 Екатеринбурга, число детей и подростков, наблюдающихся у нарколога в 2002–2006 гг., выросло в 2,75 раза. Следует отметить, что 25% пациентов, состоящих на учёте у нарколога, также злоупотребляют ПАВ. Девочки составляют около четверти всех пациентов, поэтому можно говорить о том, что проблема всё более приобретает женское лицо.

Изучение причин употребления психоактивных веществ позволяет разработать научно-обоснованные подходы в диагностике, профилактике и лечении наркологических заболеваний, снизить заболеваемость, сделать прогноз развития наркоситуации. Причины должны рассматриваться только комплексно и во взаимном влиянии. Сочетание нескольких факторов может способствовать увеличению риска возникновения наркопатологии.

Все причины, влияющие на формирование зависимости от ПАВ, подразделяются на три основные группы: социальные, в том числе семейные; медико-биологические; психологические.

 

Таблица 1. Статус семей подростков, состоящих под наблюдением  нарколога в психиатрической больнице в 2006 г.

 

 

Статус семьи

Удельный вес (в %)

 

Полная семья

45.9 %

Неполная семья

45.9 %

Родители лишены родительских прав

2.7 %

Асоциальная семья

2.8 %

Семья отсутствует

2.7 %

Всего

100 %

 

 

Неоценимую помощь в борьбе с химическими зависимостями у школьников могут оказать родители. К сожалению, эти возможности не везде одинаковы, так как высок процент неполных семей, а в полных семьях дети часто воспитываются в условиях гипоопеки, потворствующей гиперпротекции и противоречивого воспитания.

Стоит подчеркнуть и другие социальные причины зависимостей: политическая и экономическая нестабильность, недостаток в духовно-нравственных ценностях общества, доступность наркотиков и алкоголя.

К медико-биологическим причинам относят отягощённую наркологическими заболеваниями наследственность. Роль предрасположенности к химической зависимости в настоящий момент не вызывает сомнений. Вероятность возникновения алкоголизма у детей алкоголиков по разным данным в 7 – 15 раз выше, чем в общей популяции. В отношении генетики наркоманий таких убедительных данных, как в случае с алкоголизмом, не получено. Тем не менее существуют наблюдения о наличии у больных наркоманиями наследственной отягощённости алкоголизмом и наркоманиями, особенно по мужской линии. В связи с этим сложилось мнение, что у детей от больных алкоголизмом и наркоманиями родителей существенно повышен риск развития этих заболеваний. Среди детей больных наркоманиями также существенно выше процент тех, кто имеет те или иные характериологические и поведенческие расстройства: повышенную возбудимость, агрессивность, склонность к депрессивным реакциям, что в свою очередь, создаёт благоприятную почву для развития химической зависимости у такого ребёнка в будущем. Известно также, что употребление наркотиков женщиной во время беременности может стать причиной рождения ребёнка с наркотической зависимостью.

Существуют и другие медицинские факторы риска при возникновении алкоголизма – наличие нервных и психических заболеваний, при которых имеются резидуальная цереброорганическая недостаточность (при патологическом течении беременности, родовой травме, последствиях менингита или черепно-мозговой травмы), умственная отсталость, характериологические и поведенческие нарушения при расстройствах личности. Эти факторы влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, как в интеллектуальной сфере, так и в эмоциональной. В результате такие пациенты будут искать средство, помогающее им справиться с такими нагрузками. И такими средствами зачастую становятся ПАВ.

Все психоактивные вещества отличаются по своей химической структуре, фармакодинамике и фармакокинетике, поэтому биологическая толерантность или устойчивость организма к веществу, плохая его переносимость могут способствовать продолжению, либо прекращению злоупотребления. Важнейшим медико-биологическим фактором является природа вещества, которым злоупотребляет ребёнок или подросток.

Психологическими предпосылками потребления ПАВ являются подростковые поведенческие реакции:

·            Имитация. Дети подражают родителям и другим значимым лицам, и если они постоянно видят курящего или принимающего алкоголь отца, им скоро захочется сделать то же самое. При этом дети говорят: «Я хочу вырасти таким же, как мой папа», «я хочу делать всё, что делает мой рок-кумир», «я хочу быть таким же, как друг моего старшего брата».

·            Эмансипация. Желание самоутвердиться, уйти из-под контроля старших, «примерить» на себя все атрибуты взрослого поведения, в том числе, употребление ПАВ.

·            Протест и оппозиция. Подросток в ответ на отсутствие внимания или, напротив, на чрезмерное, на его взгляд, давление со стороны взрослых начинает демонстративно совершать не вполне адекватные действия, в том числе употреблять ПАВ.

·            Группирование или принадлежность к группе. Человек – существо социальное. Он ждёт, что его примет группа, к которой он хочет принадлежать, он тянется к этой группе. Если такая подростковая группа является наркоманической, то подросток вынужден принимать наркотики, чтобы в  ней остаться. Облигатным  процессом для наркоманической подростковой группы является втягивание в употребление ПАВ «новичков». Первые пробы часто предлагается сделать бесплатно. Реакция группирования со сверстниками – главный социо-психологический фактор, способствующий формированию зависимости от ПАВ.

Желание уйти от действительности часто бывает связано с тяжёлой моральной обстановкой в семье, с оскорблениями, унижениями, проблемой долгов, нарушениями в сфере коммуникаций со сверстниками и прочими, как кажется подросткам, неразрешимыми ситуациями. У подростков, склонных к злоупотреблению ПАВ, выявляется сниженная способность переносить стрессы, они хуже адаптируются к изменяющимся условиям внешней среды. Акцентуации или заострение следующих черт характера способствуют злоупотреблению ПАВ: эмоциональная неустойчивость, возбудимость, эпилептойдность и конформность. Привлекательность возникающих субъективных ощущений, положительная эмоциональная реакция в опьянении также являются психологическими факторами риска.

Нужно подчеркнуть, что средовые факторы чаще являются триггерными или пусковыми моментами в формировании наркологических заболеваний. Таким образом, значимость института семьи и примера родителей в профилактике аддиктивных форм поведения имеет огромное значение. Устранение родителей от воспитания детей может привести к непоправимым последствиям, которые прямо связаны с проблемами беспризорности. Социальные педагоги должны отчётливо понимать это, чтобы вовремя разобраться в причинах аддиктивности и помочь родителям.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению