|
|
|
|||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в
современной социально-педагогической
деятельности» Материалы IV Всероссийских
Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 22 марта 2007 г. Д.В. Детков, И.А. Канарский, Д.Я. Ойхер Причины
злоупотребления психоактивными (ПАВ) Эпидемиологическая
ситуация по распространённости и заболеваемости детей и подростков
наркологическими расстройствами остаётся напряжённой. Отчётливо наблюдается
тенденция, с одной стороны, к стремительному росту числа этих лиц, с другой,
снижение возрастного ценза приобщения к потреблению ПАВ. По данным психиатрической больницы № 5 Екатеринбурга,
число детей и подростков, наблюдающихся у нарколога в 2002–2006 гг., выросло
в 2,75 раза. Следует отметить, что 25% пациентов, состоящих на учёте у
нарколога, также злоупотребляют ПАВ. Девочки составляют около четверти всех
пациентов, поэтому можно говорить о том, что проблема всё более приобретает
женское лицо. Изучение
причин употребления психоактивных веществ позволяет разработать
научно-обоснованные подходы в диагностике, профилактике и лечении
наркологических заболеваний, снизить заболеваемость, сделать прогноз развития
наркоситуации. Причины должны рассматриваться только комплексно и во взаимном
влиянии. Сочетание нескольких факторов может способствовать увеличению риска
возникновения наркопатологии. Все
причины, влияющие на формирование зависимости от ПАВ, подразделяются на три
основные группы: социальные, в том числе семейные; медико-биологические;
психологические. Таблица 1. Статус
семей подростков, состоящих под наблюдением
нарколога в психиатрической больнице в 2006 г. |
|
|||
|
Статус семьи |
Удельный вес (в
%) |
|
||
Полная
семья |
45.9 % |
||||
Неполная
семья |
45.9 % |
||||
Родители
лишены родительских прав |
2.7 % |
||||
Асоциальная
семья |
2.8 % |
||||
Семья
отсутствует |
2.7 % |
||||
Всего |
100 % |
||||
|
Неоценимую помощь в борьбе с химическими
зависимостями у школьников могут оказать родители. К сожалению, эти
возможности не везде одинаковы, так как высок процент неполных семей, а в
полных семьях дети часто воспитываются в условиях гипоопеки, потворствующей
гиперпротекции и противоречивого воспитания. Стоит подчеркнуть и другие
социальные причины зависимостей: политическая и экономическая нестабильность,
недостаток в духовно-нравственных
ценностях общества, доступность наркотиков и алкоголя. К медико-биологическим причинам
относят отягощённую наркологическими заболеваниями наследственность. Роль
предрасположенности к химической зависимости в настоящий момент не вызывает
сомнений. Вероятность возникновения алкоголизма у детей алкоголиков по разным
данным в 7 – 15 раз выше, чем в общей популяции. В отношении генетики наркоманий
таких убедительных данных, как в случае с алкоголизмом, не получено. Тем не
менее существуют наблюдения о наличии у больных наркоманиями наследственной отягощённости
алкоголизмом и наркоманиями, особенно по мужской линии. В связи с этим сложилось
мнение, что у детей от больных алкоголизмом и наркоманиями родителей существенно
повышен риск развития этих заболеваний. Среди детей больных наркоманиями
также существенно выше процент тех, кто имеет те или иные
характериологические и поведенческие расстройства: повышенную возбудимость,
агрессивность, склонность к депрессивным реакциям, что в свою очередь, создаёт
благоприятную почву для развития химической зависимости у такого ребёнка в
будущем. Известно также, что употребление наркотиков женщиной во время
беременности может стать причиной рождения ребёнка с наркотической зависимостью. Существуют и другие медицинские
факторы риска при возникновении алкоголизма – наличие нервных и психических
заболеваний, при которых имеются резидуальная цереброорганическая
недостаточность (при патологическом течении беременности, родовой травме,
последствиях менингита или черепно-мозговой травмы), умственная отсталость,
характериологические и поведенческие нарушения при расстройствах личности.
Эти факторы влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его
способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, как в
интеллектуальной сфере, так и в эмоциональной. В результате такие пациенты
будут искать средство, помогающее им справиться
с такими нагрузками. И такими средствами зачастую становятся ПАВ. Все психоактивные вещества
отличаются по своей химической структуре, фармакодинамике и фармакокинетике,
поэтому биологическая толерантность или устойчивость организма к веществу,
плохая его переносимость могут способствовать продолжению, либо прекращению
злоупотребления. Важнейшим медико-биологическим фактором является природа
вещества, которым злоупотребляет ребёнок или подросток. Психологическими предпосылками
потребления ПАВ являются подростковые поведенческие реакции: ·
Имитация. Дети подражают
родителям и другим значимым лицам, и если они постоянно видят курящего или
принимающего алкоголь отца, им скоро захочется сделать то же самое. При этом
дети говорят: «Я хочу вырасти таким же, как мой папа», «я хочу делать всё,
что делает мой рок-кумир», «я хочу быть таким же, как друг моего старшего
брата». ·
Эмансипация. Желание
самоутвердиться, уйти из-под контроля старших, «примерить» на себя все
атрибуты взрослого поведения, в том числе, употребление ПАВ. ·
Протест и
оппозиция. Подросток в ответ на отсутствие внимания или, напротив,
на чрезмерное, на его взгляд, давление со стороны взрослых начинает
демонстративно совершать не вполне адекватные действия, в том числе употреблять
ПАВ. ·
Группирование или
принадлежность к группе. Человек – существо социальное. Он ждёт, что его
примет группа, к которой он хочет принадлежать, он тянется к этой группе.
Если такая подростковая группа является наркоманической, то подросток
вынужден принимать наркотики, чтобы в
ней остаться. Облигатным
процессом для наркоманической подростковой группы является втягивание
в употребление ПАВ «новичков». Первые пробы часто предлагается сделать
бесплатно. Реакция группирования со сверстниками – главный социо-психологический
фактор, способствующий формированию зависимости от ПАВ. Желание уйти от действительности
часто бывает связано с тяжёлой моральной обстановкой в семье, с
оскорблениями, унижениями, проблемой долгов, нарушениями в сфере коммуникаций
со сверстниками и прочими, как кажется подросткам, неразрешимыми ситуациями.
У подростков, склонных к злоупотреблению ПАВ, выявляется сниженная способность
переносить стрессы, они хуже адаптируются к изменяющимся условиям внешней
среды. Акцентуации или заострение следующих черт характера способствуют
злоупотреблению ПАВ: эмоциональная неустойчивость, возбудимость,
эпилептойдность и конформность. Привлекательность возникающих субъективных
ощущений, положительная эмоциональная реакция в опьянении также являются
психологическими факторами риска. Нужно
подчеркнуть, что средовые факторы чаще являются триггерными или пусковыми
моментами в формировании наркологических заболеваний. Таким образом,
значимость института семьи и примера родителей в профилактике аддиктивных
форм поведения имеет огромное значение. Устранение родителей от воспитания
детей может привести к непоправимым последствиям, которые прямо связаны с
проблемами беспризорности. Социальные педагоги должны отчётливо понимать это,
чтобы вовремя разобраться в причинах аддиктивности и помочь родителям. |
|
|||
|
|
|
|
|
|