«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

Н.А. Головина

Профилактика бродяжничества творчески одарённых детей

Проблема детской одарённости в антиинтеллектуализме, фетишизация «обыкновенного», «среднего» человека, недоверие к «умникам», как ни странно, присуща любому современному цивилизованному обществу. Основное следствие антиинтеллектуалистских установок – стремление многих родителей видеть своего ребёнка таким, как все. В результате страдают не только родители, но и сами одарённые дети, для которых главным становится не выделяться, не выглядеть «белой вороной». Всё это крайне отрицательно сказывается на их самооценке, а, в конечном счёте, на формировании личности. Отсюда же вытекает сложность взаимоотношений одарённых детей со сверстниками. У них обычно мало друзей, они часто подвергаются злым насмешкам, что формирует нежелательные комплексы. Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны одарённых детей, те же, в свою очередь, чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих [2, с. 27 – 28].

В контексте данной проблемы немаловажное значение имеет социальная адаптация, которая является процессом эффективного взаимодействия с социальной средой. Она связана с социализацией – процессом взаимодействия с социальной средой, в ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает его нормы. Состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идёт навстречу ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей, называется социально-психологической адаптированностью [5, с. 122].

Помимо собственно адаптации различают девиантную и патологическую адаптацию. Понятие «девиантная адаптация» объединяет в себе способы адаптации личности, обеспечивающие удовлетворение её потребностей неприемлемым для группы путём. Различают две формы девиантной адаптации – неконформистскую и новаторскую. Неконформистская девиантная адаптация нередко приводит к конфликтам с группой; новаторская (творческая) девиантная адаптация сопровождается созданием новых способов разрешения проблемных ситуаций. Патологическая адаптация – это процесс, который приводит к образованию невротических и психотических синдромов [5, с. 124].

Наряду с различными формами адаптации существует явление дезадаптации, приводящей к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождающейся межличностными и внутриличностными конфликтами. Дезадаптация – «поведение, неадекватное нормам и требованиям ближайшего окружения» [5, с. 124].

Состояние дезадаптированности может сопровождаться отклонениями в поведении личности; тогда возникают конфликты, не имеющие явной причины, неадекватные реакции, отказ от выполнения предписаний, по отношению к которым ранее не возникало противодействия.

У человека может пропасть ощущение собственной ценности, либо ценности того, что его окружает. Адаптация путём ухода из ситуации часто встречается среди творческих личностей, когда они чувствуют, что не в силах принять или изменить окружающий их мир. В данном случае творцы нередко уходят в свой внутренний мир, мир фантазии [3, с.25].

Вследствие этих неблагоприятных влияний, творческой нереализованности ребёнок чувствует себя ненужным и одиноким и пытается найти поддержку на улице среди таких же детей. Здесь остро обозначается проблема беспризорности как социально-педагогическая.

Беспризорные дети – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания [4, с. 167].

В условиях «улицы» одарённые дети могут продолжать творить, так как творчество является способом выражения их чувств и способом адаптации, однако личностно человек не совершенствуется, поскольку для оптимального развития необходимо не уходить из ситуации, а стремиться разрешить её [3, с. 24]. Таким образом, для творческих людей адаптация эффективна, если они могут каким-то образом изменить окружающий мир в сторону соответствия их потребностям. Это не обязательно должно быть кардинальное преобразование. Адаптация может выражаться в изменении отношения к творческим способностям конкретного индивида и в создании оптимальных условий для их развития со стороны общества.

В данном случае необходима социальная профилактика, т.е. деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности в отношении творчески одарённых беспризорных детей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время.

Обеспечить оптимальное психологическое и личностное развитие одарённого ребёнка возможно через создание развивающей среды, которая отражает суть процессов социального взаимодействия. Учёт фактора развивающей среды позволяет разрешить многие проблемы одарённых детей, поскольку именно развивающая среда способствует:

- разрешению конфликта между сохранением независимости и подчинением групповым интересам;

- уменьшению влияния негативных общественных стереотипов, подавлению поступков, рождающих негативную реакцию окружающих;

- снятию блокировки творческой энергии одарённого ребёнка;

- оформлению адекватных представлений о себе, мире, поиску своего места в обществе, стимулированию позитивного умственного развития и даже открытию одарённому ребёнку своей одарённости.

Социально-педагогическая профилактика на общесоциальном уровне предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в социальной жизни, в нравственно-духовной сфере. Она осуществляется общественными формированиями, учреждениями дополнительного образования, для которых профилактическая функция предупреждения преступности не является профессиональной [4, с. 169].

Создание специальных учебных заведений для одарённых детей, специальных центров является одним из путей решения подобных проблем. Примером тому может служить учреждение дополнительного образования – Центр «Одарённость и технологии» г. Екатеринбурга, сплотивший одарённых детей на основе общей деятельности, любви к искусству. Центр «Одарённость и технологии» проводит различные мероприятия, направленные на самореализацию личности одарённого ребёнка, среди которых выделяются следующие:

Турнир юных поэтов (для детей от 5 до 17 лет).

«Городской молодёжный научный Форум».

Молодёжный кубок УрФО по интеллектуальным играм: «Властелин знаний», «Что? Где? Когда?».

Эстафета юных психологов (для учащихся 8 – 11 классов).

Фестиваль «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» (для учащихся 8 – 11 классов).

Городская открытая научно-практическая конференция «Зажги свою звезду» (для учащихся 7 – 9 классов).

Междисциплинарный калейдоскоп (участвуют городские экспериментальные площадки, работающие по программе Н.Б. Шумаковой, а также собственным программам развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов).

Присуждение стипендии «Признание» для одарённых детей.

В Центре стали традицией ежегодные проведения Недели креативности, Недели наук ит.д.

Помимо этого существуют и клубы по интересам:

«Фитодизайн» (для учащихся 2 – 9 классов).

«Поэтический клуб» (для детей 12 – 15 лет).

«Сотрудничать с другими – я могу» (для подростков 13 – 15 лет).

«Эрудит» (для подростков 14-17 лет).

Клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Своя игра» (для учащихся 7 – 11 классов).

Клуб «Лидер» (для учащихся 7 – 11 классов).

Редакция газеты «TEENtimes» (для учащихся 8 – 11 классов).

Английский клуб (для учащихся 8 – 11 классов).

Клуб знатоков мировой художественной культуры (для учащихся 8 – 11 классов).

В профилактической деятельности бродяжничества творчески одарённых детей используются различные формы и средства профилактики, такие как:

- консультации психологов и социального педагога (диагностика одарённого ребёнка, беседы и т.д. позволяют предотвратить нежелательные проблемы);

- дебаты, дискуссии (например, по проблеме азартных игр – дети учатся корректно аргументировать свои точки зрения, правильно спорить);

- выставка работ одарённых детей как способ их самореализации; возможность показать свои переживания и богатый внутренний мир (выставка фотографий; картин, работы по фитодизайну, стенгазеты)

- встречи с художниками и писателями; презентации персональных выставок;

- мастер-классы;

- игра как групповая и коллективная форма работы («Большие гонки»);

- коллективная работа детей в продуктивных видах деятельности (ручной труд, совместная подготовка детей к праздникам и мероприятиям: Новый год, Неделя Креативности, Выпускной бал.);

- групповые тренинги по адаптации одарённых детей в условиях учреждения дополнительного образования, на которых дети делятся друг с другом своими переживаниями, учатся разрешать конфликтные ситуации.

Применение этих средств способствует формированию у детей навыков социальной адаптированности, социального поведения и общения с другими детьми: умение ребёнка общаться – помогает устанавливать и поддерживать контакты, дружеские отношения, кооперироваться и сотрудничать, избегать и разрешать конфликтные ситуации; преодолевать ощущения тревоги, а также преодолевать внутренние конфликты одарённого ребёнка.

В Центре широко организуется работа с родителями одарённых учащихся. В качестве основных мероприятий здесь можно выделить: семинар «Загадки детской одарённости», психологические консультации, консультации с руководителями структурных подразделений Центра, родительский клуб «Воспитание на основе здравого смысла» (развитие навыков эффективного взаимодействия с детьми и подростками, позволяющих достичь взаимопонимания, сохранить комфорт отношений и хорошее настроение как у детей, так и у взрослых; научить детей новым, более приемлемым способам поведения), Клуб-гостиная «Культура» (встречи с известными художниками и писателями Урала).

Таким образом, опыт Центра «Одарённость и технологии» состоит в том, что создаются условия, способствующие проявлению одарённости, её закреплению и развитию в рамках образовательного пространства. Здесь одарённый ребёнок чувствует себя вполне комфортно, у него даже мыслей не возникает пойти «на улицу», т.к. он находится в атмосфере взаимопонимания и имеет отличные возможности реализовать свой творческий потенциал через систему мероприятий, занятий, тренингов, различных конкурсов.

 

Библиографический список

1. Барулин В.В. Одарённость. Проблемы и исследования //Образование. 2003. №2. с. 34 – 37.

2. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей // Педагогика. 2003. №6. с. 27 – 32.

3. Лукаш Е.Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одарённых детей в России и США // Вопросы психологии.2004. №4. с. 22 – 30.

4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002.

5. Психология: Учеб. для гуманит. вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению