|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в
современной социально-педагогической
деятельности» Материалы IV Всероссийских
Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 22 марта 2007 г. Н.А. Головина Профилактика
бродяжничества творчески одарённых детей Проблема
детской одарённости в антиинтеллектуализме, фетишизация «обыкновенного»,
«среднего» человека, недоверие к «умникам», как ни странно, присуща любому современному
цивилизованному обществу. Основное следствие антиинтеллектуалистских
установок – стремление многих родителей видеть своего ребёнка таким, как все.
В результате страдают не только родители, но и сами одарённые дети, для
которых главным становится не выделяться, не выглядеть «белой вороной». Всё
это крайне отрицательно сказывается на их самооценке, а, в конечном счёте, на
формировании личности. Отсюда же вытекает сложность взаимоотношений одарённых
детей со сверстниками. У них обычно мало друзей, они часто подвергаются злым
насмешкам, что формирует нежелательные комплексы. Сверстники и учителя
ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны одарённых детей, те
же, в свою очередь, чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны
окружающих [2, с. 27 – 28]. В
контексте данной проблемы немаловажное значение имеет социальная адаптация,
которая является процессом эффективного взаимодействия с социальной средой.
Она связана с социализацией – процессом взаимодействия с социальной средой, в
ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и
усваивает его нормы. Состояние взаимоотношений личности и группы, когда
личность без длительных конфликтов продуктивно включается в ведущую
деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идёт навстречу
ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние
самоутверждения и свободы выражения творческих способностей, называется
социально-психологической адаптированностью [5, с. 122]. Помимо
собственно адаптации различают девиантную и патологическую адаптацию. Понятие
«девиантная адаптация» объединяет в себе способы адаптации личности,
обеспечивающие удовлетворение её потребностей неприемлемым для группы путём.
Различают две формы девиантной адаптации – неконформистскую и новаторскую.
Неконформистская девиантная адаптация нередко приводит к конфликтам с
группой; новаторская (творческая) девиантная адаптация сопровождается
созданием новых способов разрешения проблемных ситуаций. Патологическая
адаптация – это процесс, который приводит к образованию невротических и
психотических синдромов [5, с. 124]. Наряду
с различными формами адаптации существует явление дезадаптации, приводящей к
нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и
сопровождающейся межличностными и внутриличностными конфликтами. Дезадаптация
– «поведение, неадекватное нормам и требованиям ближайшего окружения» [5, с.
124]. Состояние
дезадаптированности может сопровождаться отклонениями в поведении личности; тогда
возникают конфликты, не имеющие явной причины, неадекватные реакции, отказ от
выполнения предписаний, по отношению к которым ранее не возникало
противодействия. У
человека может пропасть ощущение собственной ценности, либо ценности того,
что его окружает. Адаптация путём ухода из ситуации часто встречается среди
творческих личностей, когда они чувствуют, что не в силах принять или
изменить окружающий их мир. В данном случае творцы нередко уходят в свой
внутренний мир, мир фантазии [3, с.25]. Вследствие
этих неблагоприятных влияний, творческой нереализованности ребёнок чувствует
себя ненужным и одиноким и пытается найти поддержку на улице среди таких же
детей. Здесь остро обозначается проблема беспризорности как
социально-педагогическая. Беспризорные
дети – это дети, которые не имеют родительского или государственного
попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных
занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего
воспитания [4, с. 167]. В
условиях «улицы» одарённые дети могут продолжать творить, так как творчество
является способом выражения их чувств и способом адаптации, однако личностно
человек не совершенствуется, поскольку для оптимального развития необходимо
не уходить из ситуации, а стремиться разрешить её [3, с. 24]. Таким образом,
для творческих людей адаптация эффективна, если они могут каким-то образом
изменить окружающий мир в сторону соответствия их потребностям. Это не
обязательно должно быть кардинальное преобразование. Адаптация может выражаться
в изменении отношения к творческим способностям конкретного индивида и в
создании оптимальных условий для их развития со стороны общества. В
данном случае необходима социальная профилактика, т.е. деятельность по
предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их
на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации
порождающих их причин. Профилактическая
направленность социально-педагогической деятельности в отношении творчески
одарённых беспризорных детей включает работу по организации благоприятной
среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений,
поиску форм занятости детей в свободное время. Обеспечить
оптимальное психологическое и личностное развитие одарённого ребёнка возможно
через создание развивающей среды, которая отражает суть процессов социального
взаимодействия. Учёт фактора развивающей среды позволяет разрешить многие
проблемы одарённых детей, поскольку именно развивающая среда способствует: -
разрешению конфликта между сохранением независимости и подчинением групповым
интересам; -
уменьшению влияния негативных общественных стереотипов, подавлению поступков,
рождающих негативную реакцию окружающих; -
снятию блокировки творческой энергии одарённого ребёнка; -
оформлению адекватных представлений о себе, мире, поиску своего места в
обществе, стимулированию позитивного умственного развития и даже открытию
одарённому ребёнку своей одарённости. Социально-педагогическая
профилактика на общесоциальном уровне предусматривает деятельность государства,
общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в социальной
жизни, в нравственно-духовной сфере. Она осуществляется общественными
формированиями, учреждениями дополнительного образования, для которых
профилактическая функция предупреждения преступности не является
профессиональной [4, с. 169]. Создание
специальных учебных заведений для одарённых детей, специальных центров
является одним из путей решения подобных проблем. Примером тому может служить
учреждение дополнительного образования – Центр «Одарённость и технологии» г.
Екатеринбурга, сплотивший одарённых детей на основе общей деятельности, любви
к искусству. Центр «Одарённость и технологии» проводит различные мероприятия,
направленные на самореализацию личности одарённого ребёнка, среди которых
выделяются следующие: • Турнир юных поэтов (для детей от 5 до 17
лет). • «Городской молодёжный научный Форум». • Молодёжный кубок УрФО по интеллектуальным
играм: «Властелин знаний», «Что? Где? Когда?». • Эстафета юных психологов (для учащихся 8 – 11
классов). • Фестиваль «Юные интеллектуалы Екатеринбурга»
(для учащихся 8 – 11 классов). • Городская открытая научно-практическая
конференция «Зажги свою звезду» (для учащихся 7 – 9 классов). • Междисциплинарный калейдоскоп (участвуют
городские экспериментальные площадки, работающие по программе Н.Б. Шумаковой,
а также собственным программам развития интеллектуальных способностей
учащихся начальных классов). • Присуждение стипендии «Признание» для
одарённых детей. В
Центре стали традицией ежегодные проведения Недели креативности, Недели наук
ит.д. Помимо
этого существуют и клубы по интересам: • «Фитодизайн» (для учащихся 2 – 9 классов). • «Поэтический клуб» (для детей 12 – 15 лет). • «Сотрудничать с другими – я могу» (для
подростков 13 – 15 лет). • «Эрудит» (для подростков 14-17 лет). • Клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?»,
«Своя игра» (для учащихся 7 – 11 классов). • Клуб «Лидер» (для учащихся 7 – 11 классов). • Редакция газеты «TEENtimes» (для учащихся 8 –
11 классов). • Английский клуб (для учащихся 8 – 11
классов). • Клуб знатоков мировой художественной культуры
(для учащихся 8 – 11 классов). В
профилактической деятельности бродяжничества творчески одарённых детей
используются различные формы и средства профилактики, такие как: -
консультации психологов и социального педагога (диагностика одарённого
ребёнка, беседы и т.д. позволяют предотвратить нежелательные проблемы); -
дебаты, дискуссии (например, по проблеме азартных игр – дети учатся корректно
аргументировать свои точки зрения, правильно спорить); -
выставка работ одарённых детей как способ их самореализации; возможность
показать свои переживания и богатый внутренний мир (выставка фотографий;
картин, работы по фитодизайну, стенгазеты) -
встречи с художниками и писателями; презентации персональных выставок; -
мастер-классы; -
игра как групповая и коллективная форма работы («Большие гонки»); -
коллективная работа детей в продуктивных видах деятельности (ручной труд,
совместная подготовка детей к праздникам и мероприятиям: Новый год, Неделя
Креативности, Выпускной бал.); -
групповые тренинги по адаптации одарённых детей в условиях учреждения
дополнительного образования, на которых дети делятся друг с другом своими
переживаниями, учатся разрешать конфликтные ситуации. Применение
этих средств способствует формированию у детей навыков социальной
адаптированности, социального поведения и общения с другими детьми: умение
ребёнка общаться – помогает устанавливать и поддерживать контакты, дружеские
отношения, кооперироваться и сотрудничать, избегать и разрешать конфликтные
ситуации; преодолевать ощущения тревоги, а также преодолевать внутренние
конфликты одарённого ребёнка. В
Центре широко организуется работа с родителями одарённых учащихся. В качестве
основных мероприятий здесь можно выделить: семинар «Загадки детской
одарённости», психологические консультации, консультации с руководителями
структурных подразделений Центра, родительский клуб «Воспитание на основе
здравого смысла» (развитие навыков эффективного взаимодействия с детьми и
подростками, позволяющих достичь взаимопонимания, сохранить комфорт отношений
и хорошее настроение как у детей, так и у взрослых; научить детей новым,
более приемлемым способам поведения), Клуб-гостиная «Культура» (встречи с
известными художниками и писателями Урала). Таким
образом, опыт Центра «Одарённость и технологии» состоит в том, что создаются
условия, способствующие проявлению одарённости, её закреплению и развитию в
рамках образовательного пространства. Здесь одарённый ребёнок чувствует себя
вполне комфортно, у него даже мыслей не возникает пойти «на улицу», т.к. он
находится в атмосфере взаимопонимания и имеет отличные возможности
реализовать свой творческий потенциал через систему мероприятий, занятий,
тренингов, различных конкурсов. Библиографический список 1. Барулин В.В. Одарённость. Проблемы и
исследования //Образование. 2003. №2. с. 34 – 37. 2. Кулемзина А.В. Принципы педагогической
поддержки одарённых детей // Педагогика. 2003. №6. с. 27 – 32. 3. Лукаш Е.Ю. Отношение к социальной
адаптации у творчески одарённых детей в России и США // Вопросы
психологии.2004. №4. с. 22 – 30. 4. Шакурова М.В. Методика и технология
работы социального педагога. М., 2002. 5.
Психология: Учеб. для гуманит. вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001. |
|
||
|
|
|
|
|