«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

А.В. Гриценко

Социальные роли детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является этапом интенсивного развития. Именно в этом возрасте происходит формирование физиологических, психологических, социальных, личностных новообразований, формируется большой объём знаний и умений, активно развивается про¬извольная форма памяти, мышления, воображения. В этом возрасте ребёнок умеет согласовывать свои действия с участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя их с общественными нормами поведения. Собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

Ребёнок,  как  и  каждый  человек,  живущий в обществе, включён во 

мно¬жество различных социальных групп (семья, учебная груп¬па, дружеская компания и т.д.). В каждой группе он занимает определённое положение, обладает неким стату¬сом, который отражается и во внешнем поведении, и в облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотива¬х и т.д.).

Многомерная природа человека, многообразие его социальных связей и отношений определяют много подходов в понимании этого феномена, много различных моделей, образов человека в современной науке. Один из них –  образ человека как совокупности социальных ролей.

Первичное представление о ролевой структуре общества ребёнок получает в ходе опыта реше¬ния проблем, возникающих в раннем детстве, когда закладываются изна¬чальные связи личности и социальной системы. Освоение социальных ролей является частью процесса социали¬зации личности, условием «врастания» человека в общество себе подобных.

Понятие роли относится к таким ситуациям взаимодействия в социуме, когда регулярно и на протяжении длительного времени воспроизводятся определённые стереотипы поведения.

Социальная роль – соответствующая принятым нормам модель поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Роль опреде¬ляется как нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей по¬ведение. Важны¬ми критериями роли являются: «ролевое поведение», «действие в роли», коммуникация, согласие.

Усваивая социальные роли, ребёнок усваивает соци¬альные стандарты поведения, учится оценивать себя со сто¬роны и осуществлять самоконтроль. Но поскольку в реальной жизни человек включён во многие виды деятельности и отношения, исполняет разные роли, тре¬бования к которым могут быть противоречивыми, возни¬кает необходимость в механизме, позволяющем человеку сохранить целостность своего «Я». Сама личность как раз и является тем механизмом. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определённым социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Остановимся на шести сферах социального взаимодействия ребёнка 7 – 11 лет: семейно-родственная,  демографическая, нормативно – правовая,  образовательная,  экономическая, политическая. Каждая из перечисленных сфер содержит набор ролей, характерных для  детей младшего школьного возраста. У каждого вида роли свой тип реализа¬ции социальных отношений. Каждая роль требует особой манеры поведения.

Семейно-родственная сфера предусматривает взаимодействие  ребёнка младшего школьного возраста с родственниками в роли сына, дочери, племянника (племянницы), внука (внучки), брата, сестры и т.д.

Демографическая сфера включает контакты между представителями различных полов, возрастов, националь¬ностей и рас (национальность включается в понятие ещё и межэтнического взаимодействия).

Образовательная сфера предполагает участие ребёнка в учебно-воспитательном процессе как ученика, воспитанника, члена группы.

Политическая сфера подразумевает проигрывание ролей лидера, оратора, общественника, политического деятеля, стратега. 

Экономическая сфера предполагает взаимодействие ребёнка с другими в роли соб¬ственника, наёмного работника, рекламного агента и других ролей, имеющих отношение к производству товаров и распределению их на рынках.

Нормативно-правовая сфера предполагает знание и соблюдение несовершеннолетним прав и обязанностей в соответствии с Конвенцией ООН, и другими нормативно-правовыми и административными актами.

В сложно дифференцированном обществе ребёнок вы¬полняет требования не одной, а нескольких социальных ролей. За счёт этого происходит социализация ребёнка, его адаптация в социальных условиях. Но эти процессы с младшего школьного возраста нуждаются в социальном контроле. В образовательном учреждении он осуществляется учителями и воспитателями, в семейных условиях – родителями.

Однако во всех случаях работа с детьми младшего школьного возраста должна проходить под руководством социального педагога, который должен хорошо понимать, что решение проблем беспризорности и безнадзорности зависит и от успешного освоения детьми положительных социальных ролей именно с младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению