|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в
современной социально-педагогической
деятельности» Материалы IV Всероссийских
Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 22 марта 2007 г. А.В. Гриценко Социальные роли
детей младшего школьного возраста Младший
школьный возраст является этапом интенсивного развития. Именно в этом
возрасте происходит формирование физиологических, психологических,
социальных, личностных новообразований, формируется большой объём знаний и
умений, активно развивается про¬извольная форма памяти, мышления,
воображения. В этом возрасте ребёнок умеет согласовывать свои действия с
участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя их с
общественными нормами поведения. Собственное поведение характеризуется
наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана
действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной
деятельности и своих возможностей. Ребёнок, как
и каждый человек,
живущий в обществе, включён во мно¬жество
различных социальных групп (семья, учебная груп¬па, дружеская компания и
т.д.). В каждой группе он занимает определённое положение, обладает неким
стату¬сом, который отражается и во внешнем поведении, и в облике (одежде,
лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), и во
внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотива¬х и т.д.). Многомерная
природа человека, многообразие его социальных связей и отношений определяют
много подходов в понимании этого феномена, много различных моделей, образов
человека в современной науке. Один из них –
образ человека как совокупности социальных ролей. Первичное
представление о ролевой структуре общества ребёнок получает в ходе опыта
реше¬ния проблем, возникающих в раннем детстве, когда закладываются
изна¬чальные связи личности и социальной системы. Освоение социальных ролей
является частью процесса социали¬зации личности, условием «врастания»
человека в общество себе подобных. Понятие
роли относится к таким ситуациям взаимодействия в социуме, когда регулярно и
на протяжении длительного времени воспроизводятся определённые стереотипы
поведения. Социальная
роль – соответствующая принятым нормам модель поведения человека в
зависимости от его статуса или позиции в обществе, в системе межличностных
отношений. Роль опреде¬ляется как нормативно регулируемое на основе
общепринятых ценностей по¬ведение. Важны¬ми критериями роли являются:
«ролевое поведение», «действие в роли», коммуникация, согласие. Усваивая
социальные роли, ребёнок усваивает соци¬альные стандарты поведения, учится
оценивать себя со сто¬роны и осуществлять самоконтроль. Но поскольку в
реальной жизни человек включён во многие виды деятельности и отношения,
исполняет разные роли, тре¬бования к которым могут быть противоречивыми,
возни¬кает необходимость в механизме, позволяющем человеку сохранить
целостность своего «Я». Сама личность как раз и является тем механизмом.
Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент
адаптации к определённым социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не
идентифицируясь с ролью. Остановимся
на шести сферах социального взаимодействия ребёнка 7 – 11 лет:
семейно-родственная, демографическая,
нормативно – правовая, образовательная, экономическая, политическая. Каждая из
перечисленных сфер содержит набор ролей, характерных для детей младшего школьного возраста. У
каждого вида роли свой тип реализа¬ции социальных отношений. Каждая роль
требует особой манеры поведения. Семейно-родственная
сфера предусматривает взаимодействие
ребёнка младшего школьного возраста с родственниками в роли сына,
дочери, племянника (племянницы), внука (внучки), брата, сестры и т.д. Демографическая
сфера включает контакты между представителями различных полов, возрастов,
националь¬ностей и рас (национальность включается в понятие ещё и
межэтнического взаимодействия). Образовательная
сфера предполагает участие ребёнка в учебно-воспитательном процессе как
ученика, воспитанника, члена группы. Политическая
сфера подразумевает проигрывание ролей лидера, оратора, общественника,
политического деятеля, стратега. Экономическая
сфера предполагает взаимодействие ребёнка с другими в роли соб¬ственника,
наёмного работника, рекламного агента и других ролей, имеющих отношение к
производству товаров и распределению их на рынках. Нормативно-правовая
сфера предполагает знание и соблюдение несовершеннолетним прав и обязанностей
в соответствии с Конвенцией ООН, и другими нормативно-правовыми и
административными актами. В
сложно дифференцированном обществе ребёнок вы¬полняет требования не одной, а
нескольких социальных ролей. За счёт этого происходит социализация ребёнка,
его адаптация в социальных условиях. Но эти процессы с младшего школьного
возраста нуждаются в социальном контроле. В образовательном учреждении он
осуществляется учителями и воспитателями, в семейных условиях – родителями. Однако
во всех случаях работа с детьми младшего школьного возраста должна проходить
под руководством социального педагога, который должен хорошо понимать, что
решение проблем беспризорности и безнадзорности зависит и от успешного
освоения детьми положительных социальных ролей именно с младшего школьного
возраста. |
|
||
|
|
|
|
|