«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

Е.С. Щепанова, Т.И. Зубкова

Социально-педагогическая деятельность по формированию
индивидуального социального опыта подростков как способ
общей  профилактики детской безнадзорности и беспризорности

Одной из насущных проблем современности является рост количества безнадзорных и беспризорных детей.

Безнадзорные дети лишены присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей. Такой ребёнок живёт с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьёй, имеет эмоциональную привязанность к членам семьи, но связи эти находятся в стадии разрушения. Отсутствие должной заботы, внимания, интереса к потребностям формирующейся в семье личности ребёнка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность детей – первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность в отношении данной категории детей подразделяется на два самостоятельных направления: профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

Профилактика безнадзорности и беспризорности представляет собой работу по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, коррекции семейных отношений, по поиску видов занятости ребят в свободное время.

На наш взгляд, профилактику безнадзорности и беспризорности можно осуществлять в процессе социально-педагогической деятельности по формированию индивидуального социального опыта подростков, так как успешное накопление социального опыта предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой − обеспечивает способность в определённой мере противостоять обществу, где жизненные обстоятельства мешают самореализации, саморазвитию, самоутверждению. Таким образом, в процессе социального взаимодействия в различных общностях ребёнок осваивает ценности, нормы, которые интерпретируются им и становятся ядром его личности [4].

Личность, в свою очередь, проявляется в отношениях к трём основным сферам бытия: к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Эти отношения могут быть ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и антиценностными (негативными). Ценностное отношение предполагает отноше­ние субъекта к объекту как к ценности. Личностный рост связан с развитием именно ценностного отношения личности к объектам действительности, признанными ценно­стью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Отношение же к данным объектам как к антиценностям бу­дет свидетельствовать о регрессивном развитии личности [1].

В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Главной  особенностью  беспризорных детей является  отсутствие  чётких  ценностных ориентаций,  что  делает  их  максимально  доступными  для криминальной  среды. У данной категории детей формируются ценности субкультуры лиц без определённого места жительства,  что затрудняет возвращение ребёнка в социально значимый реальный мир.

В подростковом возрасте дети уже задумы­ваются над проблемой смысла жизни, жизненных ценностей в различных её аспектах: ради чего живёт человек на свете, что в жизни главное, почему жить надо так, а не иначе? Но вербальное объяснение этого социального представления они способны дать лишь в специально созданных условиях переживания своего соци­ального представления. В то же время социальный опыт подростка содержательно является не просто набором представлений, навыков, умений, образцов поведения, а представляет собой обобщённый способ деятельности и общения (жизнедеятельности), ко­торым личность владеет, поскольку он пережит, обобщён и усвоен. Поэтому педагогически важно учитывать, что сама специфика со­циального опыта является производной не столько от социальных влияний, окружения, форм материальной и духовной культуры, адресуемых ребёнку, сколько от того, какую позицию в контексте жизнедеятельности он занимает, как соотносит себя с действитель­ностью, какова степень его социальной активности, понимания своего внутреннего мира и сформированности социальных устано­вок на себя. Это даёт основание считать, что социальный опыт выступает потенциальным носителем субъектности ребёнка в про­цессе социализации и воспитания.

В процессе социализации накопление социального опыта обеспечивается двумя взаимосвязанными процессами. Первый предполагает освоение и приобретение ценностных ориентации в смыслах человеческой деятельности, духовно-нравственных норм и эталонов отношений и взаимодействия с людьми, формирование отношения к себе и окружающему миру, воспроизводство этого в своём поведении и отношениях с другими. В ходе реализации второго процесса происходит освоение социально и жизненно значимых способов действий с предметами, эталонов, выделяющих в предметах те или иные свойства. Это проявляется в действиях, поступках, взаимодействии и деятельности. Их сумма и представляет собой социальный опыт, который на каждой возрастном этапе развития проявляется через качества и свойства личности, характеризующие индивидуальность и уникальность конкретного человека, то есть социальный опыт − это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, сложившихся в результате взаимодействия человека с другими людьми, с окружающим миром в культуросообразных сферах его жизнедеятельности [3].

В процессе социализации, в результате активного взаимодейст­вия между личностью и окружающим социальным миром, происходит её включение в образ жизни общества. По своей психологи­ческой природе этот процесс – не что иное, как опредмечивание и присвоение культуры общества. Поэтому субъек­тивный механизм социализации можно характери­зовать через категорию «образ жизни». Обобщённая характеристика структуры образа жизни может быть представлена в виде системы таких блоков: труд и связанное с ним материальное благосостояние; духовная жизнь (культура, искусство, наука, мораль, религия); общественно-политическая, ад­министративная, коммуникативная деятельность, в которых про­являются особенности поведения людей и складываются их отно­шения. Если соотнести реальную жизнь подростка с этой структурой образа жизни, то станет ясно, что в его социализации её следует рассматривать на микроуровне, то есть на уровне образа жизни микросреды, непосредственного социального окружения ребёнка, в первую очередь, семьи.

Принимая во внимание интегральный характер такого явления, как образ жизни, следует подчеркнуть, что в процессе социализа­ции личность далеко не является пассивным продуктом объективных воздействий, а гораздо больше проявляет себя в качестве носителя определённого образа жизни. Накопление необходимого социального опыта пре­образуется в индивидуальный стиль жизни. И вовсе не важно, что ребёнок ещё не формулирует (или слабо формулирует) в словах своё понимание жизни и отношение к ней, но он уже самостоятельно вырабатывает и это понимание, и это отношение. Поэтому субъ­ективная сторона образа жизни находит своё конкретное выра­жение в такой субкатегории, как стиль жизни. Это обстоятель­ство уже указывает на явную тенденцию субъективности, носителем которой выступает стиль жизни ребёнка. Являясь индивидуальной системой, стиль жизни всегда оригинально «окрашивает» процесс накопления и использования ребёнком социального опыта, то есть весь его функциональный параметр.

Основываясь на понимании социализации как процесса самостоятельного выстраивания подростком своего социального опыта, можно выделить следующие характеристики социального опыта:

1.  Содержательный параметр. Выражается через мате­риальное и культурологическое содержание деятельности ребёнка и проявляется в его представлениях о главных жизненных ценнос­тях.

2.  Позиционно-оценочный параметр. Выражается че­рез тенденцию проявления индивидуальности, личностной актив­ности, рефлексивной позиции подростка.

3.  Функциональный параметр. Определяется тем, как внутренние особенности самооценки, соотношение представлений о главных жизненных ценностях преобразуются в ту или иную психологическую основу стиля жизни. А разные стили жизни спо­собны либо благоприятствовать, либо, напротив, препятствовать полноценному социальному становлению личности (табл. 1).

Таблица 1. Показатели сформированности социального опыта.

 

 

Интегральные параметры социального опыта

Области проявления  параметров социального опыта

Показатели сформированности социального опыта

 

Содержательный

Представления о главных жизненных ценностях

Ориентация на главные жизненные ценности, проективность представ­лений о своей жизни

Позиционно-оценочный

Самооценка

Проявление рефлексивности, характер самооценки

Функциональный

Стиль жизни

Социальная активность

 

 

На основе изложенной выше сущностной структуры социализа­ции была разработана методика формирования социального опыта подростков как основы их социализации.

Особо отметим, что оценивая результаты воспитания через катего­рию личностного роста, мы подчёркиваем значимость в воспитании по­зитивной динамики развития личности (ценностного от­ношения к людям, своему отечеству, труду и т.д.), а не соответ­ствия её какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гума­нистом, патриотом, творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить уси­лия даже плохо воспитанного ребёнка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.

Задача социального становления личности ребёнка является важной для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодёжи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит развитие нашего общества и развитие личности каждого человека [2].

 

Библиографический список

1.           Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребёнка: методика диагностирования // Классный руководитель. – 2003. № 6. С. 66.

2.           Репринцева Е.А. Формирование социально-ценного опыта подростков в коллективной игровой деятельности.

3.           Савинова Л. Формирование социального опыта подростков в педагогической системе ВДЦ Орлёнок.

4.           Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс. М., 2004.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению