|
|
|
||||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы IV Всероссийских
Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 22 марта 2007 г. Е.С. Щепанова, Т.И. Зубкова Социально-педагогическая
деятельность по формированию Одной
из насущных проблем современности является рост количества безнадзорных и
беспризорных детей. Безнадзорные дети лишены присмотра, внимания, заботы,
положительного влияния со стороны родителей. Такой ребёнок живёт с родителями
под одной крышей, сохраняет связи с семьёй, имеет эмоциональную привязанность
к членам семьи, но связи эти находятся в стадии разрушения. Отсутствие
должной заботы, внимания, интереса к потребностям формирующейся в семье
личности ребёнка создают реальную угрозу его психическому, физическому и
нравственному здоровью. Безнадзорность детей – первый шаг к беспризорности,
социальной дезадаптации. Социально-педагогическая
деятельность в отношении данной категории детей подразделяется на два
самостоятельных направления: профилактическое и коррекционно-реабилитационное. Профилактика
безнадзорности и беспризорности представляет собой работу по созданию
благоприятной среды для воспитания и общения, коррекции семейных отношений,
по поиску видов занятости ребят в свободное время. На
наш взгляд, профилактику безнадзорности и беспризорности можно осуществлять в
процессе социально-педагогической деятельности по формированию
индивидуального социального опыта подростков, так как успешное накопление
социального опыта предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с
одной стороны, а с другой − обеспечивает способность в определённой
мере противостоять обществу, где жизненные обстоятельства мешают
самореализации, саморазвитию, самоутверждению. Таким образом, в процессе
социального взаимодействия в различных общностях ребёнок осваивает ценности,
нормы, которые интерпретируются им и становятся ядром его личности [4]. Личность, в свою очередь, проявляется в
отношениях к трём основным сферам бытия: к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Эти отношения
могут быть ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и антиценностными (негативными). Ценностное отношение
предполагает отношение субъекта к объекту как к ценности. Личностный
рост связан с развитием именно
ценностного отношения личности к
объектам действительности, признанными ценностью в рамках той цивилизации, с
которой отождествляет себя сама личность.
Отношение же к данным объектам как к антиценностям будет свидетельствовать о
регрессивном развитии личности [1]. В семьях, где отношения детей и родителей
характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают
положительным социальным опытом. Главной
особенностью беспризорных детей
является отсутствие чётких
ценностных ориентаций, что делает
их максимально доступными
для криминальной среды. У
данной категории детей формируются ценности субкультуры лиц без определённого
места жительства, что затрудняет возвращение ребёнка в социально
значимый реальный мир. В подростковом
возрасте дети уже задумываются над проблемой смысла жизни, жизненных
ценностей в различных её аспектах: ради чего живёт человек на свете, что в
жизни главное, почему жить надо так, а не иначе? Но вербальное объяснение
этого социального представления они способны дать лишь в специально созданных
условиях переживания своего социального представления. В то же время социальный опыт подростка содержательно
является не просто набором представлений, навыков, умений, образцов
поведения, а представляет собой обобщённый способ деятельности и общения
(жизнедеятельности), которым личность владеет, поскольку он пережит, обобщён
и усвоен. Поэтому педагогически важно учитывать, что сама специфика социального
опыта является производной не столько от социальных влияний, окружения, форм
материальной и духовной культуры, адресуемых ребёнку, сколько от того, какую
позицию в контексте жизнедеятельности он занимает, как соотносит себя с
действительностью, какова степень его социальной активности, понимания
своего внутреннего мира и сформированности социальных установок на себя. Это
даёт основание считать, что социальный опыт выступает потенциальным носителем
субъектности ребёнка в процессе социализации и воспитания. В процессе социализации накопление социального опыта
обеспечивается двумя взаимосвязанными процессами. Первый предполагает
освоение и приобретение ценностных ориентации в смыслах человеческой
деятельности, духовно-нравственных норм и эталонов отношений и взаимодействия
с людьми, формирование отношения к себе и окружающему миру, воспроизводство
этого в своём поведении и отношениях с другими. В ходе реализации второго
процесса происходит освоение социально и жизненно значимых способов действий
с предметами, эталонов, выделяющих в предметах те или иные свойства. Это
проявляется в действиях, поступках, взаимодействии и деятельности. Их сумма и
представляет собой социальный опыт, который на каждой возрастном этапе
развития проявляется через качества и свойства личности, характеризующие
индивидуальность и уникальность конкретного человека, то есть социальный опыт − это
совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, сложившихся
в результате взаимодействия человека с другими людьми, с окружающим миром в культуросообразных сферах его
жизнедеятельности [3]. В процессе социализации, в результате активного взаимодействия
между личностью и окружающим социальным миром, происходит её включение в
образ жизни общества. По своей психологической природе этот процесс – не что
иное, как опредмечивание и присвоение культуры общества. Поэтому субъективный
механизм социализации можно характеризовать через категорию «образ жизни».
Обобщённая характеристика структуры образа жизни может быть представлена в
виде системы таких блоков: труд и связанное с ним материальное
благосостояние; духовная жизнь (культура, искусство, наука, мораль, религия);
общественно-политическая, административная, коммуникативная деятельность, в
которых проявляются особенности поведения людей и складываются их отношения.
Если соотнести реальную жизнь подростка с этой структурой образа жизни, то
станет ясно, что в его социализации её следует рассматривать на микроуровне,
то есть на уровне образа жизни микросреды, непосредственного социального
окружения ребёнка, в первую очередь, семьи. Принимая
во внимание интегральный характер такого явления, как образ жизни, следует
подчеркнуть, что в процессе социализации личность далеко не является
пассивным продуктом объективных воздействий, а гораздо больше проявляет себя
в качестве носителя определённого образа жизни. Накопление необходимого
социального опыта преобразуется в индивидуальный стиль жизни. И вовсе не
важно, что ребёнок ещё не формулирует (или слабо формулирует) в словах своё
понимание жизни и отношение к ней, но он уже самостоятельно вырабатывает и
это понимание, и это отношение. Поэтому субъективная сторона образа жизни
находит своё конкретное выражение в такой субкатегории, как стиль жизни. Это
обстоятельство уже указывает на явную тенденцию субъективности, носителем
которой выступает стиль жизни ребёнка. Являясь индивидуальной системой, стиль
жизни всегда оригинально «окрашивает» процесс накопления и использования
ребёнком социального опыта, то есть весь его функциональный параметр. Основываясь на понимании социализации как процесса
самостоятельного выстраивания подростком своего социального опыта, можно
выделить следующие характеристики социального опыта: 1. Содержательный
параметр. Выражается через материальное и культурологическое содержание
деятельности ребёнка и проявляется в его представлениях о главных жизненных
ценностях. 2. Позиционно-оценочный
параметр. Выражается через тенденцию проявления индивидуальности,
личностной активности, рефлексивной позиции подростка. 3. Функциональный
параметр. Определяется тем, как внутренние особенности самооценки,
соотношение представлений о главных жизненных ценностях преобразуются в ту
или иную психологическую основу стиля жизни. А разные стили жизни способны
либо благоприятствовать, либо, напротив, препятствовать полноценному
социальному становлению личности (табл. 1). Таблица 1. Показатели
сформированности социального опыта. |
|
||||
|
Интегральные параметры
социального опыта |
Области
проявления параметров социального
опыта |
Показатели сформированности
социального опыта |
|
||
Содержательный |
Представления
о главных жизненных ценностях |
Ориентация
на главные жизненные ценности, проективность представлений о своей жизни |
||||
Позиционно-оценочный |
Самооценка |
Проявление
рефлексивности, характер самооценки |
||||
Функциональный |
Стиль
жизни |
Социальная
активность |
||||
|
На основе изложенной выше
сущностной структуры социализации была разработана методика формирования социального
опыта подростков как основы их социализации. Особо
отметим, что оценивая результаты воспитания через категорию личностного роста, мы подчёркиваем значимость в воспитании позитивной динамики развития личности (ценностного отношения к людям, своему
отечеству, труду и т.д.), а не соответствия её какому-либо эталону,
стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом,
творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребёнка стать чуть лучше, не причисляя
его к
разряду «анормальных», «девиантных» детей. Задача социального становления
личности ребёнка является важной для любого государства. Особенно это значимо
для нашего общества в период переориентации ценностей, существенно влияющих
на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того,
какие ценности будут сформированы у молодёжи сегодня, от того, насколько
молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит
развитие нашего общества и развитие личности каждого человека [2]. Библиографический список 1.
Григорьев
Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребёнка:
методика диагностирования // Классный руководитель. – 2003. № 6. С. 66. 2.
Репринцева
Е.А. Формирование социально-ценного опыта подростков в
коллективной игровой деятельности. 3.
Савинова
Л. Формирование социального опыта подростков в педагогической
системе ВДЦ Орлёнок. 4.
Щуркова Н.Е. Школа и семья:
педагогический альянс. М., 2004. |
|
||||
|
|
|
|
|
||