«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

Е.Г. Пепёлышева

Детское самоуправление как средство профилактики бродяжничества

Бродяжничество подростков, периодически сбегающих из дома и игнорирующих школу, всегда имеет под собой конкретные причины. Чаще всего они связаны со стремлением уйти из-под опеки, избежать каких-либо наказаний, обрести свободу, почувствовать себя самостоятельными и найти общение, отвечающее потребностям и настроениям личности. Дети, отверженные семьёй, официальным коллективом, но принятые в неформальной среде, становятся бродяжками, а часто и правонарушителями.

Такими традиционными мерами как административная ответственность и наказание, беседы с вызовом на «ковёр», постановка на учёт в инспекции по делам несовершеннолетних и т.д. редко удаётся добиться положительных результатов в ликвидации бродяжничества. Гораздо больший эффект в таких случаях дают проявление внимания к ребёнку со стороны окружающих, стремление понять причины происходящего.

Если ребёнок убегает от родителей, значит, в семье создалось какое-то неблагополучие и необходима помощь со стороны педагогов для его устранения. Педагоги могут помочь в разрешении семейных конфликтов, в нормализации взаимоотношений между детьми и родителями. Но при этом нельзя забывать о главном: человек никогда не причинит страданий своим поведением близким людям, если он связан с ними общими интересами, если чувствует ответственность за их благополучие. 

Такая ответственность и в семье, и в школьном коллективе появляется у ребёнка только в тех случаях, когда он является деятельным участником общих дел и непосредственно «отвечает» за состояние каких-то важных сторон общей жизни. Это участие помогают обеспечить возможности детского самоуправления, позволяющие детям почувствовать себя нужными и полезными для всех.

Самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности людей, которая предполагает взаимодействие общности (коллектива) людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о средствах и способах её реализации. В процессе их совместной деятельности возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия (со-бытия) в пространстве деятельности и общения. Более того, как показывают исследования психологов, со-бытие людей в общности развивает их как самобытные личности, творческие индивидуальности.

Жизнь хорошего коллектива насыщена событиями. Произведения А.С. Макаренко являются для нас яркой иллюстрацией того, как его воспитанники – бывшие беспризорники становились участниками разных событий коллективной жизни.

 Создать сплочённый детский коллектив, – считал Макаренко, – это значит организовать совместную общественно-полезную деятельность воспитанников, наладить постоянное общение между ними, ведущее к образованию и развитию личных отношений детей друг с другом. Это значит поставить учащихся в такие отношения, чтобы они каждодневно проявляли инициативу, ценили и умножали традиции своего коллектива, соревновались за лучшие достижения в общественно полезной деятельности. Это значит, наконец, создать органы коллектива, наладить их систематическую и бесперебойную работу, обеспечивая тем самым вовлечение всей массы школьников в сознательное и ответственное управление делами своего коллектива.

Для того чтобы жизнь коллектива была наполнена тысячами нужных и интересных дел, которые сближали бы детей, заставляли бы их непрестанно общаться друг с другом, в коллективах Макаренко создавалось множество органов коллектива – постоянных и временных, назначались различные комиссии, действовала система уполномоченных и т.д. И вместе с тем каждый воспитанник не только принимал участие в жизни и делах коллектива, но и отвечал в должной мере за порученное ему дело. А там, где есть задача, говорил Антон Семёнович, где есть ответственность за её выполнение, где есть требование коллектива, там и будут воспитываться нужнейшие качества гражданина – инициатива и активность.

Решению именно этих задач и служит самоуправление. Оно помогает создавать традиции, сплачивающие детей, укрепляющие их связи с коллективом, повышающие ответственность за результаты своей и коллективной деятельности. В произведениях А.С. Макаренко мы находим множество примеров, когда меняется сознание личности под влиянием налагаемой на неё ответственности за жизнь в колонии. Одним из таких примеров является преображение его первых воспитанников: Задорова, Буруна, Волохова, Бендюка, Гуда и Таранца. Имеющие опыт свободной от всякой дисциплины криминальной жизни, эти первые воспитанники не признавали никаких правил и требований, продолжая вольно жить и в колонии, появляясь там только для ночёвки и пропитания. Перемены в их сознании и характерах начинают происходить с поручением им дел «государственного значения»: защиты дороги от беспредела бандитов и охраны государственного леса. На наш взгляд, именно начало участия в управлении общими делами, а не знаменитый инцидент Макаренко с Задоровым являются началом их преображения и прекращением бродяжничества. Появилась ответственность за жизнь других людей, обязанности по охране этой жизни, и это оказало влияние на жизненные позиции и принципы.

Приведём ещё один пример – с Антоном Братченко, которого привязала к колонии привязанность к лошадям, ответственность за их состояние и работу в конюшне. Если бы не эта ответственность, вряд ли он долго удержался бы в колонии. И таких примеров можно приводить много.

Наши исследования показывают, что проблема бродяжничества не касается в школах тех учеников, которые активно участвуют в самоуправлении. И из детских домов не сбегают воспитанники, имеющие конкретные обязанности по организации коллективной жизни. Всё это говорит о том, что детское самоуправление имеет прямое отношение к решению проблем бродяжничества и беспризорности.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению