|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы IV Всероссийских
Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 22 марта 2007 г. Е.Г. Пепёлышева Детское
самоуправление как средство профилактики бродяжничества Бродяжничество
подростков, периодически сбегающих из дома и игнорирующих школу, всегда имеет
под собой конкретные причины. Чаще всего они связаны со стремлением уйти
из-под опеки, избежать каких-либо наказаний, обрести свободу, почувствовать
себя самостоятельными и найти общение, отвечающее потребностям и настроениям
личности. Дети, отверженные семьёй, официальным коллективом, но принятые в
неформальной среде, становятся бродяжками, а часто и правонарушителями. Такими
традиционными мерами как административная ответственность и наказание, беседы
с вызовом на «ковёр», постановка на учёт в инспекции по делам
несовершеннолетних и т.д. редко удаётся добиться положительных результатов в
ликвидации бродяжничества. Гораздо больший эффект в таких случаях дают
проявление внимания к ребёнку со стороны окружающих, стремление понять
причины происходящего. Если ребёнок
убегает от родителей, значит, в семье создалось какое-то неблагополучие и
необходима помощь со стороны педагогов для его устранения. Педагоги могут
помочь в разрешении семейных конфликтов, в нормализации взаимоотношений между
детьми и родителями. Но при этом нельзя забывать о главном: человек никогда
не причинит страданий своим поведением близким людям, если он связан с ними
общими интересами, если чувствует ответственность за их благополучие. Такая
ответственность и в семье, и в школьном коллективе появляется у ребёнка
только в тех случаях, когда он является деятельным участником общих дел и
непосредственно «отвечает» за состояние каких-то важных сторон общей жизни.
Это участие помогают обеспечить возможности детского самоуправления,
позволяющие детям почувствовать себя нужными и полезными для всех. Самоуправление –
один из режимов протекания совместной деятельности людей, которая
предполагает взаимодействие общности (коллектива) людей, совместно
определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о
средствах и способах её реализации. В процессе их совместной деятельности
возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер
сотрудничества, совместного бытия (со-бытия) в пространстве деятельности и
общения. Более того, как показывают исследования психологов, со-бытие людей в
общности развивает их как самобытные личности, творческие индивидуальности. Жизнь хорошего
коллектива насыщена событиями. Произведения А.С. Макаренко являются для нас
яркой иллюстрацией того, как его воспитанники – бывшие беспризорники
становились участниками разных событий коллективной жизни. Создать сплочённый детский коллектив, –
считал Макаренко, – это значит организовать совместную общественно-полезную
деятельность воспитанников, наладить постоянное общение между ними, ведущее к
образованию и развитию личных отношений детей друг с другом. Это значит
поставить учащихся в такие отношения, чтобы они каждодневно проявляли
инициативу, ценили и умножали традиции своего коллектива, соревновались за
лучшие достижения в общественно полезной деятельности. Это значит, наконец,
создать органы коллектива, наладить их систематическую и бесперебойную
работу, обеспечивая тем самым вовлечение всей массы школьников в сознательное
и ответственное управление делами своего коллектива. Для того чтобы
жизнь коллектива была наполнена тысячами нужных и интересных дел, которые
сближали бы детей, заставляли бы их непрестанно общаться друг с другом, в
коллективах Макаренко создавалось множество органов коллектива – постоянных и
временных, назначались различные комиссии, действовала система уполномоченных
и т.д. И вместе с тем каждый воспитанник не только принимал участие в жизни и
делах коллектива, но и отвечал в должной мере за порученное ему дело. А там,
где есть задача, говорил Антон Семёнович, где есть ответственность за её
выполнение, где есть требование коллектива, там и будут воспитываться
нужнейшие качества гражданина – инициатива и активность. Решению именно
этих задач и служит самоуправление. Оно помогает создавать традиции,
сплачивающие детей, укрепляющие их связи с коллективом, повышающие
ответственность за результаты своей и коллективной деятельности. В
произведениях А.С. Макаренко мы находим множество примеров, когда меняется
сознание личности под влиянием налагаемой на неё ответственности за жизнь в
колонии. Одним из таких примеров является преображение его первых
воспитанников: Задорова, Буруна, Волохова, Бендюка, Гуда и Таранца. Имеющие
опыт свободной от всякой дисциплины криминальной жизни, эти первые
воспитанники не признавали никаких правил и требований, продолжая вольно жить
и в колонии, появляясь там только для ночёвки и пропитания. Перемены в их
сознании и характерах начинают происходить с поручением им дел
«государственного значения»: защиты дороги от беспредела бандитов и охраны
государственного леса. На наш взгляд, именно начало участия в управлении
общими делами, а не знаменитый инцидент Макаренко с Задоровым являются
началом их преображения и прекращением бродяжничества. Появилась
ответственность за жизнь других людей, обязанности по охране этой жизни, и
это оказало влияние на жизненные позиции и принципы. Приведём ещё один
пример – с Антоном Братченко, которого привязала к колонии привязанность к
лошадям, ответственность за их состояние и работу в конюшне. Если бы не эта
ответственность, вряд ли он долго удержался бы в колонии. И таких примеров
можно приводить много. Наши исследования
показывают, что проблема бродяжничества не касается в школах тех учеников,
которые активно участвуют в самоуправлении. И из детских домов не сбегают
воспитанники, имеющие конкретные обязанности по организации коллективной
жизни. Всё это говорит о том, что детское самоуправление имеет прямое
отношение к решению проблем бродяжничества и беспризорности. |
|
||
|
|
|
|
|