|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической
деятельности» Материалы IV Всероссийских
Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 22 марта 2007 г. А.Д. Мухетдинова,
Т.И. Зубкова Профориентационная деятельность как направление Мы живём в
социально ориентированном государстве. Социальная политика является одним из
приоритетных направлений государственной политики, что находит отражение во
всех национальных проектах. Реальная жизнь,
анализ статистических данных, демографических прогнозов позволяют
констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства: неблагоприятные
тенденции в демографических процессах, увеличение детской смертности,
ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской
безнадзорности, преступности и социального сиротства, детский алкоголизм и
наркомания, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Устранять
последствия детского неблагополучия трудно, затратно и не всегда
результативно. Тогда становится очевидным необходимость профилактики
различного рода социальных отклонений, таких как беспризорность,
безнадзорность, правонарушения несовершеннолетних. Одним из
направлений профилактики беспризорности и правонарушений подростков является
профориентационная деятельность. Подросток, представляющий своё будущее,
знающий свои возможности в профессиональной деятельности, не будет избегать
общества и совершать противоправные действия. Потребность освоить профессию,
утвердиться в ней стимулирует социально значимое поведение. Поэтому
профориентационная деятельность может выступать самостоятельным направлением
профилактической работы в отношении подростков. Одним из
специалистов по профориентационной работе является социальный педагог. Именно
он может так организовать деятельность по профориентации, что подростки будут
больше интересоваться учёбой, чем правонарушениями. Главное для социального
педагога – выбрать интересные для подростков методы, формы деятельности.
Включение подростков в проект «Профи» (клуба профессионального
самоопределения) позволит снизить уровень безнадзорности, правонарушений в конкретном социуме. Предлагаемый проект
клуба профессионального самоопределения адресован подросткам 13 – 17-летнего
возраста. Основной целью
проекта является позитивная социализация и социальная адаптация подростка
путём приобщения к трудовой и общественно-значимой деятельности. Проект
включает в себя два основных направления: 1) профориентационное (помощь в
формировании осознанного профессионального выбора и выработка трудовых
навыков через трудоустройство несовершеннолетних); социально-педагогическое
(содействие социализации и социальной адаптации через создание системы
социально-педагогической деятельности – досуговой, оздоровительной,
патронажной) и психологическое (консультативную и тренинговую работу
психологов, профилактику зависимостей, правовую помощь несовершеннолетним). В рамках
профориентационного направления предполагается, что социальный педагог будет
проводить занятия по следующим темам: «Многообразие мира профессий»;
«Здоровье и выбор профессии»; «Рынок труда – Что такое? Для чего? Как найти
своё место?»; «Биржа труда»; «Защита своего пути в профессию»; «Пути
получения профессии»; «Современные профессии»; «Интересы, склонности,
профессиональные намерения»; «Секреты выбора профессии»; «Типичные ошибки в
выборе профессии»; «Поиск работы»; «Профессиональная карьера». В рамках
социально-педагогического направления предполагается проведение ряда
мероприятий и экскурсий: туристический слёт «Лето, прощай!»; верёвочный курс;
день именинника; «Мой район – моими глазами» (конкурс на лучшие материалы о
жизни и людях района); зимняя Олимпиада; конкурс «Новогодний символ»; «Зимний
карнавал»; постройка снежного городка; «Старый Новый год – самый русский
праздник»; «Зарница»; творческая мастерская «Рекламное агентство»; «Их знают
все. А ты?» (викторина о знаменитых мужчинах); конкурс «Самый весёлый Я»;
творческая мастерская «Театр моды»; «Никто не создан для войны»; летняя
спартакиада. Возможно предусмотреть различные социальные акции, такие как
«Земной поклон» (поздравление ветеранов ВОВ), «Зелёный двор» (разбивка клумб,
благоустройство детской площадки), «Новые тимуровцы». Ожидаемым результатом
является позитивная социализация подростков, формирование устойчивой
потребности в трудовой и иной социально одобряемой деятельности, создание
психологически комфортной среды общения для молодых людей старшего
подросткового возраста. Таким образом,
включение подростков в реализацию проекта профессионального самоопределения
будет способствовать снижению уровня беспризорности и правонарушений
подростков в социуме. |
|
||
|
|
|
|
|