|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. М.В.
Клюшникова, Т.И. Зубкова Социально-педагогическая
деятельность по профилактике безнадзорности Детство человека
довольно продолжительно: проходит немало времени, прежде чем маленький
ребёнок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И всё это
время он остро нуждается в семье, которая является самым важным и влиятельным
фактором социализации. Длительный период беспомощности ребёнка,
растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание
как уходу за детьми, так и их защите [1, с. 9]. Семейные условия, включая
социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень
образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребёнка.
Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают
ему родители, на ребёнка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причём
эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре
личности. Таким образом,
окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие
группы – с открытым и со скрытым неблагополучием. Первую группу представляют
конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с
недостатком воспитательных ресурсов (в
частности неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи,
образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны
общественности. Семьи с профессионально занятыми родителями являются скрыто
неблагополучными в связи с тем, что ценностные установки и поведение
родителей в таких семьях резко расходятся с общечеловеческими моральными
ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся
в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что
взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят
благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый
взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее,
они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей [1, стр.
31–32]. Профилактика
безнадзорности детей профессионально занятых родителей в настоящее время
практически оставлена без внимания. В случае если такие дети не ведут явно
асоциальный образ жизни, то социальные педагоги в школах и других учреждениях
зачастую не обращают на них внимания. Причиной безнадзорности таких детей
является профессиональная занятость их родителей, поэтому работу по
профилактике целесообразнее будет проводить именно с родителями. Наиболее
лёгкий путь решения данной проблемы – воздействие на таких родителей через
коллектив организации, в которой они работают. Но воздействие не в форме
осуждения коллективом невнимательности к ребёнку, а через воспитательный
потенциал этого коллектива. При проведении
разнообразных корпоративных мероприятий для сотрудников и их семей
происходит сплочение родителей и детей. У «неблагополучных» родителей
появляется наглядный образец правильного поведения и отношений с детьми.
Самым главным в таких мероприятиях является правильная их организация именно
с точки зрения воспитательного воздействия. Грамотно провести такие праздники
и подвести их итоги под силу лишь специалисту с социально-педагогическим
образованием. Но, к сожалению, в наши дни должность социального педагога не предусмотрена практически ни в одной
организации. Поэтому единственным выходом является совмещение должностей
менеджера по персоналу и социального педагога. Главным методом
социально-педагогической деятельности в организации является формирование
корпоративной культуры, которая в данном случае будет являться не только
ощущением работником своего единства с рабочей группой и организацией, но и
регулятором поведения сотрудников в рабочее и в нерабочее время. Сплочение
коллектива организации является методом профилактики не только безнадзорности
детей «профессионально занятых» сотрудников, но и любых асоциальных
поступков, совершаемых самими сотрудниками. Воспитательная сила коллектива
является моральным регулятором поведения членов организации. Любая
организация имеет определённый материальный и организационный потенциал
профилактики безнадзорности детей
профессионально занятых родителей. Традиционным направлением деятельности
зарубежных корпораций является социальная деятельность в отношении
сотрудников: решение их социальных проблем. Доказанным фактом является
положение о том, что производительность труда сотрудников повышается при
решении их социальных проблем. Для этого используются следующие формы и
методы: организация досуга детей в каникулярное время, оплата обучения детей
по специальностям, значимым для организации, квотирование рабочих мест для
детей успешных сотрудников и другие. Перечисленные методы и формы простраивают перспективы
жизнедеятельности детей сотрудников, что снижает степень риска безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних. Данные технологии используют
коммерческие фирмы, развивающиеся в Европейских стандартах. Частично данные
проблемы решают предприятия, развивающиеся в традиции Российских стандартов.
Хотелось бы, чтобы перечисленные традиции были обязательными для всех
предприятий России. Содействие благоприятной атмосфере в семьях сотрудников и
оказание социально-педагогических услуг почти 100% гарантирует, что дети
профессионально занятых родителей не пополнят ряды беспризорников. Библиографический список 1. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология
семьи. Ростов н/Д, 2004. 2. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А.
Галагузовой. М., 2000. |
|
||
|
|
|
|
|