«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

М.В.  Клюшникова, Т.И. Зубкова

Социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности
в производственном коллективе с профессионально занятыми родителями

Детство человека довольно продолжительно: проходит немало времени, прежде чем маленький ребёнок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И всё это время он остро нуждается в семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребёнка, растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание как уходу за детьми, так и их защите [1, с. 9]. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребёнка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребёнка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причём эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье,  неблагополучные семьи  можно условно разделить на две большие группы – с открытым и со скрытым неблагополучием. Первую группу представляют конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов  (в частности неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Семьи с профессионально занятыми родителями являются скрыто неблагополучными в связи с тем, что ценностные установки и поведение родителей в таких семьях резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей [1, стр. 31–32].

Профилактика безнадзорности детей профессионально занятых родителей в настоящее время практически оставлена без внимания. В случае если такие дети не ведут явно асоциальный образ жизни, то социальные педагоги в школах и других учреждениях зачастую не обращают на них внимания. Причиной безнадзорности таких детей является профессиональная занятость их родителей, поэтому работу по профилактике целесообразнее будет проводить именно с родителями. Наиболее лёгкий путь решения данной проблемы – воздействие на таких родителей через коллектив организации, в которой они работают. Но воздействие не в форме осуждения коллективом невнимательности к ребёнку, а через воспитательный потенциал этого коллектива. При проведении  разнообразных корпоративных мероприятий для сотрудников и их семей происходит сплочение родителей и детей. У «неблагополучных» родителей появляется наглядный образец правильного поведения и отношений с детьми. Самым главным в таких мероприятиях является правильная их организация именно с точки зрения воспитательного воздействия. Грамотно провести такие праздники и подвести их итоги под силу лишь специалисту с социально-педагогическим образованием. Но, к сожалению, в наши дни должность социального педагога  не предусмотрена практически ни в одной организации. Поэтому единственным выходом является совмещение должностей менеджера по персоналу и социального педагога.

Главным методом социально-педагогической деятельности в организации является формирование корпоративной культуры, которая в данном случае будет являться не только ощущением работником своего единства с рабочей группой и организацией, но и регулятором поведения сотрудников в рабочее и в нерабочее время. Сплочение коллектива организации является методом профилактики не только безнадзорности детей «профессионально занятых» сотрудников, но и любых асоциальных поступков, совершаемых самими сотрудниками. Воспитательная сила коллектива является моральным регулятором поведения членов организации. Любая организация имеет определённый материальный и организационный потенциал профилактики безнадзорности  детей профессионально занятых родителей. Традиционным направлением деятельности зарубежных корпораций является социальная деятельность в отношении сотрудников: решение их социальных проблем. Доказанным фактом является положение о том, что производительность труда сотрудников повышается при решении их социальных проблем. Для этого используются следующие формы и методы: организация досуга детей в каникулярное время, оплата обучения детей по специальностям, значимым для организации, квотирование рабочих мест для детей успешных сотрудников и другие. Перечисленные  методы и формы простраивают перспективы жизнедеятельности детей сотрудников, что снижает степень риска безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Данные технологии используют коммерческие фирмы, развивающиеся в Европейских стандартах. Частично данные проблемы решают предприятия, развивающиеся в традиции Российских стандартов. Хотелось бы, чтобы перечисленные традиции были обязательными для всех предприятий России.

Содействие благоприятной атмосфере в семьях сотрудников и оказание социально-педагогических услуг почти 100% гарантирует, что дети профессионально занятых родителей не пополнят ряды беспризорников.

Библиографический список

1. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов н/Д, 2004.

2. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. М., 2000.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению