«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

И. Клячина, Т.И. Зубкова

Детские праздники как профилактика безнадзорности
детей дошкольного возраста с нарушенным слухом

Сегодня в России, как и во всём мире, всё больше осознается важность и ценность семьи как естественной среды, необходимой для полноценного воспитания ребёнка, поскольку значимость своего дома для ребёнка велика, особенно если этот ребёнок с физическими отклонениями здоровья. Такие дети, как правило, наиболее восприимчивы к оценке себя со стороны сверстников, семьи, близких. Для них очень важно доброжелательное и позитивное отношение к себе и своему недугу.

К сожалению, очень часто бывает так, что ребёнок, имеющий физические дефекты, воспитывается в неблагоприятных семейных условиях. Особо сложная ситуация наблюдается в том случае, когда детская инвалидность есть результат последствий асоциального поведения самих родителей, таких как алкоголизм, наркомания и другие. В этом случае, причиной детской инвалидности является асоциальное поведение родителей, которые не могут создать благоприятных условий для развития ребёнка.

Другая ситуация характеризуется рождением ребёнка-инвалида в социально благополучной семье, когда по разным причинам состояния здоровья состоялось данное событие. Сценарий развития данного ребёнка может проходить по двум вариантам. С одной стороны, родители справились с собственными психологическими проблемами и создают благоприятные условия для развития ребёнка. Данный сценарий ситуации является самым благоприятным. С другой стороны,  родители не могут справиться с собственными психологическими проблемами, и соответственно не могут создать нормальных условий для развития ребёнка.

Как мы видим, из трёх возможных сценариев развития ребёнка-ин-  валида, два варианта являются отрицательными. Поэтому учреждения государственного воспитания должны приложить максимальные усилия для создания благоприятных условий развития ребёнка с ограниченными возможностями.

Следует особо отметить, что люди с ограниченными возможностями являются объектами пристального внимания криминальных структур. Потому очень важно создать условия нормального развития детей с ограниченными возможностями в учреждениях государственного воспитания, чтобы они не стали безнадзорными и беспризорными.

Безнадзорные дети – дети, лишённые присмотра, внимания, заботы, позитивного внимания со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Безнадзорные дети могут сохранить связь с семьёй, имея  эмоциональную привязанность к какому-либо из членов семьи, но, как правило, связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в семье создают реальную угрозу психическому, физическому и нравственному развитию ребёнка. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности.

Дети с нарушенным слухом не только рискуют попасть в категорию безнадзорных детей, перед ними встаёт опасность неправильного отношения со стороны взрослых, так как таких детей могут использовать в корыстных целях. Как правило, дети с нарушенным слухом, не уверенные в себе из-за своего недуга, более восприимчивы и доверчивы.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорных детей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску новых форм опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи, организации досуга. В связи с этим одним из аспектов профилактики безнадзорности детей с нарушенным слухом является правильная организация деятельности детей данной категории, в частности детей дошкольного возраста.  Работа по организации деятельности детей дошкольного возраста проходит по определённой технологии деятельности дошкольных учреждений. Одной из имеющихся технологий является технология организации детского праздника, посредством которой ребёнок может проявить свои способности и получить социально значимое одобрение со стороны окружающих.

Технология работы по организации праздника для детей  с нарушенным слухом включает в себя несколько этапов: предварительное планирование; работа над сценарием; предварительное знакомство детей с праздником; репетиции; проведение праздника; подведение итогов; «последствие» праздника.

Праздник для детей с нарушенным слухом – это не только форма организации досуга, но и одна из форм подведения итогов обучения, кроме того, это хороший повод повторить пройденный за последнее время материал. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания и обучения. Поэтому важно понимать, что вовлечение детей данной категории в организацию праздника в детском саду оказывает положительное влияние на формирование позитивного отношения к себе со стороны сверстников, родителей, близких. Праздник является гарантом того, что у таких детей не появится ощущение одиночества, ненужности, а значит, не возникнет желания уйти из дома, что в свою очередь означает, что дети с правильно организованной деятельностью не попадут в категорию безнадзорных.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению