«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

Н.А. Малышкина

Современный подход к решению проблемы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей

Проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет свою актуальность, несмотря на то обстоятельство, что уже в течение ряда лет принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы, направленные на профилактику детской безнадзорности и беспризорности, что проводятся исследования, призванные вскрыть причины такого масштабного явления в современной России, какой стала детская беспризорность. Помощь детям, оставшимся без попечения родителей, состоит в их устройстве, то есть в помещении для проживания и воспитания в приёмную семью, в семью опекунов или попечителей, либо в передаче на усыновление. В последние годы наметились некоторые позитивные тенденции в этом плане. Усилилась профилактическая направленность в работе с неблагополучными семьями. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена прежде всего на развитие семейных форм воспитания, которые обеспечиваются замещающими семьями – приёмными, опекунскими, а также семейными воспитательными группами.

Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются приоритетными. Органы опеки и попечительства прилагают все усилия для создания замещающих семей. Замещающая семья – форма жизнеустройства ребёнка, приближённая к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации, приобретения опыта жизни в семье.

В основе выделения семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит воспитательный критерий. К семейным формам устройства детей относятся те, что предоставляют ребёнку семейные условия вне зависимости от характера правоотношений между ребёнком и другими членами замещающей семьи.

В теории и на практике произошло смешение понятий «семейная форма устройства детей» и «семейные условия воспитания». Но их следует различать, поскольку семейные условия воспитания создаются в семейно-воспитательных группах, по своему правовому статусу являющихся структурными подразделениями учреждений государственного воспитания. Взрослые в таких группах числятся штатными воспитателями, а ребёнок имеет статус воспитанника учреждения. Правовая связь между ним и его воспитателями отсутствует, опекуном ребёнка является учреждение государственного воспитания. В этом случае речь идёт о создании семейных условий для воспитания, а не о семейном устройстве ребёнка.

Жизнь в условиях семьи – совсем другое дело. Реальный опыт жизни в семье обеспечивает проживание ситуаций, связанных с усвоением социальных норм, обогащает личность за счёт формирования новых ценностей, личностных смыслов. Главное для ребёнка в семье – наличие взрослого, которого можно называть «папа» или «мама». Наличие детско-родительских отношений даже при отсутствии кровного родства переживается ребёнком в тесной связи с представлением о своей ценности, уникальности для этих отношений. Такую же исключительную ценность, уникальность имеют в этих отношениях и родители. Никакой эрзац семейных отношений, смоделированный даже очень талантливым педагогом, в условиях коллективного воспитания в казённом учреждении никогда не заменит того опыта взаимоотношений между людьми, который даёт семья: радость и горе, любовь и негодование, эгоизм и бескорыстие – всё это естественным образом проявляется в обыденной жизни. Представления о культе главы семьи, ответственном за всех её членов, любви и заботе друг о друге – всё это формируется только в реальной семейной жизни.

Поэтому любая форма замещающей семьи предпочтительнее даже прекрасно организованного и материально обеспеченного  учреждения с прекрасными педагогами.

Наибольший интерес представляет устройство под опеку (попечительство) в семью. Отличием опеки (попечительства) от усыновления является прекращение взаимных прав и обязанностей опекуна (попечителя) и опекаемого (подопечного) по достижении ребёнком совершеннолетия. При этом не имеет значения, насколько близкие личные отношения связывают этих людей. На практике опеку в отношении детей, оставшихся без родительского попечения, обычно оформляют родственники. Такое решение вполне оправданно в случае, когда ребёнок знает о том, что это не его родители, но привязан к ним и может быть хорошо принят в семье опекунов. Немаловажным является и то обстоятельство, что опекуны получают компенсацию затрат на содержание ребёнка.

Поскольку на опекуна возложена обязанность воспитания опекаемого ребёнка, он сам определяет методы и способы воспитания, свободен в выборе решений по вопросам устройства ребёнка в дошкольное учреждение, в учебное заведение, в учреждение дополнительного образования. Однако при защите имущественных прав, когда речь идёт о распоряжении имуществом или доходами опекаемого, опекун должен утвердить свои действия в органах опеки и попечительства.

Предоставление несовершеннолетним при попечительстве относительной свободы, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь со стороны попечителя отличается большим разнообразием, может заключаться в совете, в посещении учреждений, организаций, способных помочь подростку. Попечитель призван ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц, выводить его из-под влияния лиц с антисоциальными установками, бороться за трезвый образ его жизни и т.п. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям, во-вторых, как законный представитель, уполномоченный в установленном законом порядке на защиту прав и интересов несовершеннолетнего, в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.

Появившаяся в российском законодательстве новая форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения – приёмная семья  принципиально отличается от двух предыдущих форм договорным характером отношений, которые возникают между органом опеки и попечительства и гражданами, желающими создать замещающую семью. Приёмные родители по отношению к приёмному ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна. Однако в отличие от опеки при создании приёмной семьи не только возмещается содержание каждого ребёнка в семье, но и самим воспитателям выплачивается заработная плата. Это форма устройства детей позволяет решить две важнейшие социальные задачи.

Во-первых, это задача семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Она была и остаётся главной. В приёмные семьи могут передаваться дети из одной семьи, связанные кровным родством, независимо от возраста и состояния здоровья. Заметим, что при помещении в учреждения государственного воспитания детей из одной семьи приходится иногда разлучать, например, из-за большой разницы в возрасте, когда одного направляют в Дом ребёнка, а другого – в детский дом.

Во-вторых, создание приёмной семьи представляет возможность обеспечения занятости для лиц, имеющих склонность к воспитательской работе, получивших специальное образование, но не работающих по разным причинам в соответствующих учреждениях.

Таким образом, приёмная семья как форма устройства детей имеет не только ряд преимуществ с точки зрения организации и функционирования, но и значительный, ещё не использованный социальный потенциал.

Если родители ребёнка не лишены родительских прав, социальные службы предпринимают усилия по их социальной реабилитации и восстановлению функционального единства биологической семьи. Очевидно, что «домашнего» ребёнка нецелесообразно держать в специализированном учреждении, поэтому его помещают в семейную группу. Если усилия по реабилитации семьи окажутся тщетными, ребёнок останется у воспитателя, возможно, своего будущего опекуна.

Специализированное учреждение всемерно содействует воспитанию детей, помещённых в семейную группу. Специалисты учреждения – психологи, социальные педагоги, медицинские работники – осуществляют постоянный патронаж над ребёнком, проживающим в семейной группе. Одновременно воспитатель может запрашивать и получать от учреждения медико-психологическую, педагогическую, экстренную и систематическую помощь в решении проблем ребёнка.

Положение воспитателя семейной группы весьма специфично. Он сотрудник учреждения, подотчётный ему в своих действиях. На воспитателей распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков. Но вместе с тем его рабочим местом является его дом, семья с особым в каждом случае укладом, жизненным распорядком, приоритетами, интересами и склонностями членов семьи, особым микроклиматом.

Он сам устанавливает режим, выбирает форму организации жизни и быта воспитанника в зависимости от возможностей семьи, семейного уклада, развивает его интересы и способности, организует отдых и досуг.

Воспитанник семейной группы имеет право сохранить связь со специализированным учреждением, подопечным которого он юридически остаётся. При необходимости он может  заниматься в спортивных секциях, различных кружках, участвовать в социально-психологических тренингах, праздниках, работать в мастерской, пользоваться библиотекой, выезжать вместе с другими детьми в места отдыха.

Пребывание в семейно-воспитательной группе позволяет ребёнку менее болезненно пережить неблагоприятную ситуацию, возникшую в родительской семье, если его пребывание в учреждении обусловлено необходимостью наладить отношения в семье.

Если же ребёнок сирота или его родители лишены родительских прав, то, воспитываясь в семейной группе, в условиях семейного окружения, он получает шанс не только на позитивную социализацию, но и на возможное в будущем усыновление в семье своих воспитателей. В семейно-воспитательной группе тесно связаны интересы ребёнка, воспитателя и государства (через учреждение как его представителя).

Интерес ребёнка заключается в том, чтобы жить и воспитываться в семье, получить право на персональную любовь и заботу, возможность прожить полноценное детство с непременным чувством собственной значимости для взрослого и быть защищённым от любых ударов судьбы. Интерес воспитателя состоит в возможности реализовать свой педагогический потенциал, получить всё богатство переживаний, связанных с воспитанием нового человека. Интерес государства обусловлен тем, что особенностью семейно-воспитательной группы является возможность помещения ребёнка из учреждения в семейные условия воспитания. Кроме рассмотренных форм семейного устройства детей существуют неурегулированные федеральным законодательством формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Патронатное воспитание – форма устройства ребёнка на воспитание в семью патронатного воспитателя, при обязательном разграничении прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребёнка между родителями, уполномоченной службой и патронатным воспитателем.

Таким образом, в российском законодательстве и в практике оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предусмотрена возможность различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Однако значительная часть таких детей остаётся на попечении учреждений государственного воспитания. К настоящему времени совершенно очевидной стала проблема организации дальнейшего сопровождения выпускников учреждений государственного воспитания. Выпускники учреждений  не адаптированы к жизни в обществе, не готовы выполнять свои гражданские обязанности, зато отличаются иждивенческим отношением к государству, гипертрофированной сосредоточенностью на своих правах. Практика показывает, что у воспитанников учреждений государственного воспитания и так слишком сильны иждивенческие настроения из-за того, что во время пребывания в учреждении при обилии всевозможных прав они не имели сколько-нибудь значимых обязанностей. Жизнь в учреждении устроена так, что воспитанники являются предметом заботы и внимания со стороны воспитателей и персонала. Но собственного опыта ответственной заботы о ком-либо у воспитанников нет. Возможно, следует развивать связи между интернатами для престарелых и интернатами для детей-сирот. Это поможет создать для каждого ребёнка необходимое эмоциональное общение со старшими, приобрести опыт неформального общения с взрослыми. И особенно важно, что при умелой организации такой работы у детей и подростков появится бесценный опыт заботы о других людях, совершенно необходимый для создания собственной семьи.

Задача устройства детей в замещающую семью требует внедрения новых методов работы и дополнительного обучения специалистов. Но в результате может быть обеспечена реализация главного интереса каждого ребёнка – жить и воспитываться в семье.

В случае невозможности устройства ребёнка в замещающую семью учреждение должно создавать патронатные семьи или семейно-воспитательные группы как форму семейного воспитания. В то же время необходимо в самом учреждении создавать условия жизни, максимально приближённые к семейным: организовывать открытое образовательное пространство (учебное, досуговое, производственное); расширять круг общения детей. Это важно для приобретения воспитанниками социального опыта, формирования новых поведенческих установок и социальных навыков, позволяющих гибко реагировать в новых, непривычных жизненных обстоятельствах, выбирая социально приемлемые способы поведения.

Большую роль могли бы сыграть получающие в настоящее время своё развитие новые формы включения «интернатских» детей в семейную среду. Речь идёт о так называемых «гостевых» семьях, в которые ребёнка приглашают на выходные или на каникулы.

Открытость  учреждения для социальных контактов позволит привлечь к созданию замещающей семьи и тех, кто не задумывался над этим, даст возможность гражданам, желающим создать замещающую семью, попробовать свои силы в общении с детьми.

Ориентация учреждения государственного воспитания на семейное устройство воспитанников должна сегодня стать определяющей.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению