|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. Н.А. Малышкина Современный
подход к решению проблемы устройства детей, Проблема
устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет свою
актуальность, несмотря на то обстоятельство, что уже в течение ряда лет
принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы,
направленные на профилактику детской безнадзорности и беспризорности, что
проводятся исследования, призванные вскрыть причины такого масштабного
явления в современной России, какой стала детская беспризорность. Помощь
детям, оставшимся без попечения родителей, состоит в их устройстве, то есть в
помещении для проживания и воспитания в приёмную семью, в семью опекунов или
попечителей, либо в передаче на усыновление. В последние годы наметились
некоторые позитивные тенденции в этом плане. Усилилась профилактическая
направленность в работе с неблагополучными семьями. Деятельность органов
государственной власти и органов местного самоуправления в сфере устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена прежде
всего на развитие семейных форм воспитания, которые обеспечиваются
замещающими семьями – приёмными, опекунскими, а также семейными
воспитательными группами. Семейные формы
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются
приоритетными. Органы опеки и попечительства прилагают все усилия для
создания замещающих семей. Замещающая семья – форма жизнеустройства ребёнка,
приближённая к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая
наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и
социализации, приобретения опыта жизни в семье. В основе
выделения семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лежит воспитательный критерий. К семейным формам
устройства детей относятся те, что предоставляют ребёнку семейные условия вне
зависимости от характера правоотношений между ребёнком и другими членами
замещающей семьи. В теории и на
практике произошло смешение понятий «семейная форма устройства детей» и
«семейные условия воспитания». Но их следует различать, поскольку семейные
условия воспитания создаются в семейно-воспитательных группах, по своему
правовому статусу являющихся структурными подразделениями учреждений
государственного воспитания. Взрослые в таких группах числятся штатными
воспитателями, а ребёнок имеет статус воспитанника учреждения. Правовая связь
между ним и его воспитателями отсутствует, опекуном ребёнка является
учреждение государственного воспитания. В этом случае речь идёт о создании
семейных условий для воспитания, а не о семейном устройстве ребёнка. Жизнь в условиях
семьи – совсем другое дело. Реальный опыт жизни в семье обеспечивает
проживание ситуаций, связанных с усвоением социальных норм, обогащает
личность за счёт формирования новых ценностей, личностных смыслов. Главное
для ребёнка в семье – наличие взрослого, которого можно называть «папа» или
«мама». Наличие детско-родительских отношений даже при отсутствии кровного
родства переживается ребёнком в тесной связи с представлением о своей
ценности, уникальности для этих отношений. Такую же исключительную ценность,
уникальность имеют в этих отношениях и родители. Никакой эрзац семейных
отношений, смоделированный даже очень талантливым педагогом, в условиях
коллективного воспитания в казённом учреждении никогда не заменит того опыта
взаимоотношений между людьми, который даёт семья: радость и горе, любовь и
негодование, эгоизм и бескорыстие – всё это естественным образом проявляется
в обыденной жизни. Представления о культе главы семьи, ответственном за всех
её членов, любви и заботе друг о друге – всё это формируется только в
реальной семейной жизни. Поэтому любая
форма замещающей семьи предпочтительнее даже прекрасно организованного и
материально обеспеченного учреждения с
прекрасными педагогами. Наибольший
интерес представляет устройство под опеку (попечительство) в семью. Отличием
опеки (попечительства) от усыновления является прекращение взаимных прав и
обязанностей опекуна (попечителя) и опекаемого (подопечного) по достижении
ребёнком совершеннолетия. При этом не имеет значения, насколько близкие
личные отношения связывают этих людей. На практике опеку в отношении детей,
оставшихся без родительского попечения, обычно оформляют родственники. Такое
решение вполне оправданно в случае, когда ребёнок знает о том, что это не его
родители, но привязан к ним и может быть хорошо принят в семье опекунов.
Немаловажным является и то обстоятельство, что опекуны получают компенсацию
затрат на содержание ребёнка. Поскольку на опекуна
возложена обязанность воспитания опекаемого ребёнка, он сам определяет методы
и способы воспитания, свободен в выборе решений по вопросам устройства
ребёнка в дошкольное учреждение, в учебное заведение, в учреждение
дополнительного образования. Однако при защите имущественных прав, когда речь
идёт о распоряжении имуществом или доходами опекаемого, опекун должен
утвердить свои действия в органах опеки и попечительства. Предоставление
несовершеннолетним при попечительстве относительной свободы, в том числе в
гражданско-правовой сфере, не означает, что им не нужна помощь в
осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта
помощь со стороны попечителя отличается большим разнообразием, может
заключаться в совете, в посещении учреждений, организаций, способных помочь
подростку. Попечитель призван ограждать своего подопечного от всякого рода
злоупотреблений со стороны третьих лиц, выводить его из-под влияния лиц с
антисоциальными установками, бороться за трезвый образ его жизни и т.п. Здесь
попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не
может безразлично относиться к своим детям, во-вторых, как законный
представитель, уполномоченный в установленном законом порядке на защиту прав
и интересов несовершеннолетнего, в-третьих, как лицо, содействующее в
осуществлении подопечным своих прав и обязанностей. Появившаяся в
российском законодательстве новая форма устройства детей, оставшихся без
родительского попечения – приёмная семья
принципиально отличается от двух предыдущих форм договорным характером
отношений, которые возникают между органом опеки и попечительства и
гражданами, желающими создать замещающую семью. Приёмные родители по
отношению к приёмному ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна. Однако
в отличие от опеки при создании приёмной семьи не только возмещается
содержание каждого ребёнка в семье, но и самим воспитателям выплачивается
заработная плата. Это форма устройства детей позволяет решить две важнейшие
социальные задачи. Во-первых, это
задача семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Она
была и остаётся главной. В приёмные семьи могут передаваться дети из одной
семьи, связанные кровным родством, независимо от возраста и состояния
здоровья. Заметим, что при помещении в учреждения государственного воспитания
детей из одной семьи приходится иногда разлучать, например, из-за большой
разницы в возрасте, когда одного направляют в Дом ребёнка, а другого – в
детский дом. Во-вторых,
создание приёмной семьи представляет возможность обеспечения занятости для
лиц, имеющих склонность к воспитательской работе, получивших специальное
образование, но не работающих по разным причинам в соответствующих
учреждениях. Таким образом,
приёмная семья как форма устройства детей имеет не только ряд преимуществ с
точки зрения организации и функционирования, но и значительный, ещё не
использованный социальный потенциал. Если родители
ребёнка не лишены родительских прав, социальные службы предпринимают усилия
по их социальной реабилитации и восстановлению функционального единства
биологической семьи. Очевидно, что «домашнего» ребёнка нецелесообразно
держать в специализированном учреждении, поэтому его помещают в семейную
группу. Если усилия по реабилитации семьи окажутся тщетными, ребёнок останется
у воспитателя, возможно, своего будущего опекуна. Специализированное
учреждение всемерно содействует воспитанию детей, помещённых в семейную
группу. Специалисты учреждения – психологи, социальные педагоги, медицинские
работники – осуществляют постоянный патронаж над ребёнком, проживающим в
семейной группе. Одновременно воспитатель может запрашивать и получать от
учреждения медико-психологическую, педагогическую, экстренную и
систематическую помощь в решении проблем ребёнка. Положение
воспитателя семейной группы весьма специфично. Он сотрудник учреждения,
подотчётный ему в своих действиях. На воспитателей распространяются условия
оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков. Но вместе с тем его рабочим
местом является его дом, семья с особым в каждом случае укладом, жизненным
распорядком, приоритетами, интересами и склонностями членов семьи, особым
микроклиматом. Он сам
устанавливает режим, выбирает форму организации жизни и быта воспитанника в
зависимости от возможностей семьи, семейного уклада, развивает его интересы и
способности, организует отдых и досуг. Воспитанник
семейной группы имеет право сохранить связь со специализированным
учреждением, подопечным которого он юридически остаётся. При необходимости он
может заниматься в спортивных секциях,
различных кружках, участвовать в социально-психологических тренингах,
праздниках, работать в мастерской, пользоваться библиотекой, выезжать вместе
с другими детьми в места отдыха. Пребывание в
семейно-воспитательной группе позволяет ребёнку менее болезненно пережить
неблагоприятную ситуацию, возникшую в родительской семье, если его пребывание
в учреждении обусловлено необходимостью наладить отношения в семье. Если же ребёнок
сирота или его родители лишены родительских прав, то, воспитываясь в семейной
группе, в условиях семейного окружения, он получает шанс не только на
позитивную социализацию, но и на возможное в будущем усыновление в семье
своих воспитателей. В семейно-воспитательной группе тесно связаны интересы
ребёнка, воспитателя и государства (через учреждение как его представителя). Интерес ребёнка
заключается в том, чтобы жить и воспитываться в семье, получить право на
персональную любовь и заботу, возможность прожить полноценное детство с
непременным чувством собственной значимости для взрослого и быть защищённым
от любых ударов судьбы. Интерес воспитателя состоит в возможности реализовать
свой педагогический потенциал, получить всё богатство переживаний, связанных
с воспитанием нового человека. Интерес государства обусловлен тем, что особенностью
семейно-воспитательной группы является возможность помещения ребёнка из
учреждения в семейные условия воспитания. Кроме рассмотренных форм семейного
устройства детей существуют неурегулированные федеральным законодательством
формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Патронатное
воспитание – форма устройства ребёнка на воспитание в семью патронатного
воспитателя, при обязательном разграничении прав и обязанностей по защите
законных интересов этого ребёнка между родителями, уполномоченной службой и
патронатным воспитателем. Таким образом, в
российском законодательстве и в практике оказания помощи детям, попавшим в
трудную жизненную ситуацию, предусмотрена возможность различных форм
семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Однако
значительная часть таких детей остаётся на попечении учреждений
государственного воспитания. К настоящему времени совершенно очевидной стала
проблема организации дальнейшего сопровождения выпускников учреждений
государственного воспитания. Выпускники учреждений не адаптированы к жизни в обществе, не
готовы выполнять свои гражданские обязанности, зато отличаются иждивенческим
отношением к государству, гипертрофированной сосредоточенностью на своих
правах. Практика показывает, что у воспитанников учреждений государственного
воспитания и так слишком сильны иждивенческие настроения из-за того, что во
время пребывания в учреждении при обилии всевозможных прав они не имели
сколько-нибудь значимых обязанностей. Жизнь в учреждении устроена так, что
воспитанники являются предметом заботы и внимания со стороны воспитателей и
персонала. Но собственного опыта ответственной заботы о ком-либо у
воспитанников нет. Возможно, следует развивать связи между интернатами для
престарелых и интернатами для детей-сирот. Это поможет создать для каждого
ребёнка необходимое эмоциональное общение со старшими, приобрести опыт
неформального общения с взрослыми. И особенно важно, что при умелой
организации такой работы у детей и подростков появится бесценный опыт заботы
о других людях, совершенно необходимый для создания собственной семьи. Задача устройства
детей в замещающую семью требует внедрения новых методов работы и
дополнительного обучения специалистов. Но в результате может быть обеспечена
реализация главного интереса каждого ребёнка – жить и воспитываться в семье. В случае
невозможности устройства ребёнка в замещающую семью учреждение должно
создавать патронатные семьи или семейно-воспитательные группы как форму
семейного воспитания. В то же время необходимо в самом учреждении создавать
условия жизни, максимально приближённые к семейным: организовывать открытое
образовательное пространство (учебное, досуговое, производственное);
расширять круг общения детей. Это важно для приобретения воспитанниками социального
опыта, формирования новых поведенческих установок и социальных навыков,
позволяющих гибко реагировать в новых, непривычных жизненных обстоятельствах,
выбирая социально приемлемые способы поведения. Большую роль
могли бы сыграть получающие в настоящее время своё развитие новые формы
включения «интернатских» детей в семейную среду. Речь идёт о так называемых
«гостевых» семьях, в которые ребёнка приглашают на выходные или на каникулы. Открытость учреждения для социальных контактов
позволит привлечь к созданию замещающей семьи и тех, кто не задумывался над
этим, даст возможность гражданам, желающим создать замещающую семью,
попробовать свои силы в общении с детьми. Ориентация
учреждения государственного воспитания на семейное устройство воспитанников
должна сегодня стать определяющей. |
|
||
|
|
|
|
|