|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. Т.В. Мягкоступова, Г.П. Селивёрстова Йоготерапия как
средство профилактики беспризорности и безнадзорности На первый взгляд
может показаться, что предложенная нами тема не имеет никакого отношения к
проблеме педагогических чтений. Однако это не совсем так, поскольку средства
профилактики беспризорности и безнадзорности необходимо рассматривать в
разных аспектах, которые должны касаться всех сторон развития личности и
прежде всего её духовного, психического и физического здоровья. Здоровье для
человека является основополагающим фактором его жизнедеятельности. «Здоровье,
по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1968 г., свойство
человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с
перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов.
Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным». «Согласно заключению
экспертов ВОЗ 1985 г., состояние здоровья лишь на 10% зависит от уровня развития
медицины как науки, качества медицинской помощи, качества врачей и больничных
коек, наличия лекарств. На 20% здоровье определяется наследственными
факторами, на 20% – состоянием окружающей человека среды и на 50%
(преимущественно) – образом жизни человека» [5, с. 79]. Проблемы здоровья
учащихся, формирования их здорового образа жизни волновали педагогов всех
времён и народов. Ярким примером тому является А.С. Макаренко (1888 – 1939).
В его трудах нет специальных работ по проблеме здоровья. Но она является
главной составляющей всех направлений его практической и теоретической
деятельности. Формулируя цель
воспитания «полезного гражданина», рядом с определениями «образованного и
воспитанного» Макаренко ставит «здорового физически и психически» [4, с. 234].
«Какое бы значение мы ни придавали производству и школе, на первом месте
должна быть задача – выпустить здоровое поколение. Нам нужны здоровые
производственники и строители, а слабые, неврастенические люди испортили бы
наше дело», – пишет он [4, с.149]. Самой острой
проблемой сегодняшнего образования, на наш взгляд, является разрыв обучения,
воспитания и самообразования; при этом «обучение» (освоение детьми заданных
прошлой культурой знаний, умений, образцов) практически полностью вытесняет
как «воспитание» (освоение культурных норм отношений и поступков), так и
«самообразование» (творение собственного образа «Я», собственных жизненных
смыслов, самоактуализация и реализация – постепенный переход ребёнка на
деятельную и ответственную позицию взрослого). Педагогическим
результатом такой системы образования является «разорванный», нецелостный
человек, информационно перегруженный большей частью ненужными ему в
дальнейшей жизни знаниями, социально и
психологически неадаптированный к жизни, не ориентированный на дальнейшее
развитие, духовный поиск, здоровье. Та область в человеке, которая отвечает
за жизненные смыслы, постоянное эволюционирование образа «Я» остаётся пустой;
и эта пустотность проявляется потом вакуумом духовности и человечности,
задержкой социального развития человека. Отсюда же – различные болезни,
алкоголизм, наркомания как способы уйти от действительности. Образовательная
парадигма современности должна быть ориентирована на социальный заказ, в
основе которого лежат эволюционные задачи, творчество, здоровье,
работоспособность, жизнерадостность, жизненный успех, саморазвитие,
самореализация. Именно эта парадигма задаёт рамки для разработки и реализации
валеологического подхода к образованию. Наиболее
эффективной из валеологических практик является йоготерапия. Это
психотелесная практика, которая предполагает серьёзную работу над собой,
своим сознанием и здоровьем. Йога –
эзотерическая восточная практика, известная много тысячелетий и доступная в
своё время достаточно узкому кругу людей. Древние знания йоги так же
совершенны, как и точны, они предписывают мудрые шаги к достижению
физического и психического совершенства. Сегодня те ценности и установки,
которые заложены в ней, созвучны
экологическим, философско-этическим, философско-педагогическим
поискам, цель которых – поддержка человека в его стремлении к гармонии и
полноценному самоосуществлению. Основная задача
йоготерапии – поиск пути к здоровому отношению к себе, творческой
самореализации в культуре и человеческом общении. Обратимся к принципам
науки здоровья, сформулированным Светланой Лодкиной [2, с. 11], автором
программ по валеологии для детей: 1). Понятие
здоровья выходит за рамки физического тела и включает в себя также
энергетически-эфирную, эмоционально-чувственную, интеллектуальную и духовную
(творческую) сферы человека. 2) Здоровье достижимо для любого человека,
независимо от его природы. 3) Человек здоров лишь настолько, насколько
считает это возможным. 4) Человек здоров, когда он целостен и
гармоничен – как с внешним миром, так и со своим внутренним «Я» – своим
высшим потенциалом. 5) Болезнь не
есть нечто внешнее, случайное. Это всегда сигнал о дисгармонии в теле,
результат неверного поведения, нарушающего законы Вселенной. Боль – это
система восприятия, заставляющая человека прислушаться к себе и изменить
нечто в своей жизни. Понятие здоровья
охватывает всю совокупность человеческого бытия – от физического плана до
духовного. Древние прекрасно знали это. Уникальная древняя наука о здоровье –
йога имеет в своём названии корень «Yuj», что обозначает «соединять»,
«прикреплять». В этом же ключе йога рассматривает и здоровье: «Здоровье не
есть свобода от болезни. Здоровье – это совершенное состояние равновесия и
связи между всеми пятью оболочками (телами) человека. Условно можно выделить
пять таких оболочек или тел (чаще используется именно последний термин, так
как каждая новая оболочка занимает весь объём физического тела, образуя как
бы самостоятельное тело, в точном подобии с принципами матрёшки): 1) физическое тело, включающее кожу, кости,
мышцы, суставы, внутренние органы, ткани, жидкости; 2) энергетически-эфирное тело, включающее
внутренние управляющие системы организма (нервную, кровеносную, дыхательную,
пищеварительную, эндокринную), а также основные энергетические каналы и меридианы,
чакры; 3) эмоционально-чувственное тело – тело
эмоций, чувств, желаний, иногда определяемое как душа (тонкая душа, ранимая
душа); 4) ментальное тело – тело мыслей и
неразмысленных установок сознания (таких как, например: «Без мяса жить
нельзя», «Все люди обязательно болеют» и т.п.); 5) духовное тело – часть космического Целого,
творческое божественное начало человека. Это самая внутренняя матрёшечка,
духовный атом человека. В зависимости от
того, с каким телом отождествляет себя человек, сужаются или расширяются
границы его возможностей, в частности, возможностей здоровья. Здоровье
подвижно, оно подобно живой нити, пронизывающей человека от кожи до Я и от Я
до кожи при непрерывном осознании динамической жизненной силы или энергии,
которая действует в системе с обратной связью» [1, с. 7]. Йога – это
уникальная наука, культура и искусство. Она целостна, поскольку касается
всего спектра бытия человека, включая физический, психический и духовный
компоненты в их единстве. Это психосоматическая наука. Согласно йоге,
тело – это храм Я. Подобно тому, как человек должен содержать свой дом в порядке и чистоте, практика йоги очищает
храм – тело, сохраняя его чистым и здоровым. Она использует тело как лук, а
асаны (позы) как стрелы, с помощью которых можно поразить цель – достичь
неомрачённой и безраздельной благодати глубинного Я. Йога имеет восемь
аспектов: Яма – социальная
этика, общие нравственные требования; нияма – личная этика, самоочищение,
дисциплина; асаны – позы для тела; пранаяма – дыхательные техники,
ритмический контроль дыхания; пратьяхара – дисциплинирование органов
восприятия, контроль над чувствами; дхьяна – контроль над мыслями; дхарана –
концентрация; самадхи – погружение в глубокую медитацию, переживание высшего
блаженства, единства со всем сущим. Следует помнить,
что опасно развивать тело, если душа при этом остаётся в неведении. Поэтому,
ознакомившись с принципами ямы и
ниямы, можно переходить к изучению асан – третьей ступени йоги. Когда человек
будет хорошо знать своё тело, уметь управлять им, уметь концентрироваться во
время выполнения асан, то все остальные ступени йоги, обращённые к работе с
сознанием, тоже станут доступными. Асаны
воздействуют в разных формах на всё человеческое тело в его целостности. Они
имеют особое значение для психофизиологического, умственного и духовного
развития личности, в то время как другие типы гимнастик влияют на мышцы и
скелет тела, зачастую перегружая и ослабляя в нём жизненную энергию – прану. Асаны выполняют
медленно, без напряжения, с максимальной концентрацией внимания. Они
оказывают влияние не только на скелет и мышцы, но и тонизируют и
оздоравливают внутренние органы, нервную систему, эндокринные железы, снижают
концентрацию ядовитых веществ в организме, заряжают его жизненной энергией.
Кроме того, асаны дают силу в преодолении препятствий, развивают упорство,
концентрацию внимания, силу духа, пробуждают дремлющие в человеке силы и его
сверхпотенциал. Асаны готовят
человека к постижению высших истин, развивают его сознание. Выполняющий асаны
при столкновении с жизненными трудностями в состоянии противопоставить им
силу и бодрость. В его жизни начинает господствовать гармония. Выполняя
асаны, человек ощущает прилив сил, у него появляется новый интерес к жизни,
способствующий его самоактуализации и самореализации. Возможности йоги
для духовного самосовершенствования личности имеют широкую мировую практику и
за многие десятилетия оправдали себя. А почему бы с этой целью не
использовать их в образовательных учреждениях? Применение йоготерапии в
учебно-воспитательном процессе может иметь большое воспитательное значение. Она может
оказаться действенным инструментом повышения интереса учащихся к естественным
наукам, вовлечения их в спортивно-оздоровительную деятельность. Таким
образом, её элементы могут быть широко использованы и в реализации
воспитательных идей А.С. Макаренко, направленных на индивидуальное развитие
личности. А это, в свою очередь, прямо связано и с организацией
социально-педагогической деятельности по профилактике беспризорности и
безнадзорности среди школьников. Библиографический
список 1. Айенгар Б.К.С. Йогадипика. М., 1993. 2. Кумарин В. Антон
Макаренко – советский педагог? // Народное образование. 1988. №4. 3. Лодкина С.Р.
Валеология в школе: подходы, программы методики: Учеб.-метод. пособие для
педагогов. Часть I. Екатеринбург, 1995. 4. Макаренко А.С.
О коммунистическом воспитании. М., 1952. 5. Школа жизни – школа воспитания: Материалы
Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 115-летию со дня
рождения А.С. Макаренко и 100-летию со дня рождения С.А. Калабалина / Под
общей ред. И.П. Башкатова. Коломна: Коломенский государственный
педагогический институт, 2005. |
|
||
|
|
|
|
|