«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

Раздел 3

 

ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ

 

Н.С. Сажина

Профилактика детской беспризорности во второй половине 1920-х годов
(по материалам Урала)

В последнее столетие в России  трижды остро  вставал вопрос  ликвидации  безнадзорности  и беспризорности детей в стране: первый раз после  окончания первой  мировой  и гражданской войн, второй раз после Великой  Отечественной  войны и третий – после  распада СССР и по настоящее время. Каждый  раз в стране  принимались  специфические, соответствующие  времени и обстоятельствам  меры.

Количество беспризорных на протяжении 1920-х гг. определить было крайне сложно, т.к. к ним относились голодающие, безнадзорные и уличные дети. Кроме того, в силу своего положения беспризорные, постоянно передвигаясь по стране, регистрировались в нескольких местах. По неполным данным Деткомиссии при ВЦИК на 1921 – 1922 гг. насчитывалось до 7 млн. беспризорных детей.

Период 1920-х гг. явился плодотворным периодом в плане создания системы социальной защиты детей. К середине 20-х гг. относилась разработка целостной программы по ликвидации таких социальных бедствий, как детская беспризорность и преступность. На законодательном уровне был закреплён комплекс мер, позволявший решать данные проблемы более эффективно и с меньшими затратами. Особый упор был сделан на привлечение к делу самых широких кругов общественности через создание организаций и проведение акций помощи беспризорным детям.

Во второй половине 1920-х гг. больше внимания стало уделяться профилактическим мероприятиям в борьбе с детской беспризорностью. В этом сыграли свою роль законы, направленные на организацию трудовой деятельности подростков. По данным Наркомпроса, почти 70% мальчиков и свыше 50% девочек, прошедших через комиссии по делам несовершеннолетних в 1921 г., уже в возрасте до 14 лет пытались встать на путь самостоятельного заработка  [8, с. 14]. Но исходя из постановления Наркомата труда от 3 июля 1919 г., а также Кодекса законов о труде 1922 г., приём на работу лиц до 16 лет запрещался [10], что мешало борьбе с беспризорностью и детской преступностью. Лишь в исключительных случаях инспекторам труда предоставлялось право давать разрешение на работу подросткам с 14 лет. 

Рабочий день несовершеннолетних с 14 до 16 лет должен был продолжаться 4 часа, а с 16 до 18 лет – 6 часов при оплате, как за полный рабочий день. Такие условия были крайне невыгодны предприятиям, получившим определённую самостоятельность в связи с НЭПом. Поэтому несмотря на установленные Трудовым кодексом 1922 г. и декретом ВЦИК от 2 мая 1922 г. минимумы по количеству несовершеннолетних рабочих для отдельных отраслей промышленности (от 2 до 13%), проблемы подростковой безработицы год за годом становилась всё острее [11]. Так, например, только с апреля по декабрь 1923 г. по РСФСР общая безработица увеличилась на 49,3%, а безработица среди подростков – на 75,3% [8, с. 17].

Для уменьшения количества безработных подростков или хотя бы замедления темпов роста их числа во второй половине 1920-х гг. стал использоваться целый комплекс мероприятий, утверждённых соответствующими декретами и постановлениями партийно-государственных органов:

1. Направление в школы ФЗУ, мастерские, профессионально-технические школы, ученические бригады, на обучение к кустарям и ремесленникам.

2. Установление на предприятиях определённого процента мест для подростков – «брони», а иногда и «сверхброни».

3. Открытие общежитий и столовых для голодающих детей.

4. Организация общественных работ.

Окружной отдел народного образования г. Свердловска также проводил работу по устройству детей в мастерские, на производство, в учебные заведения. За 1927 г. на производство было устроено 95 человек из детских домов и 11 сирот, в мастерские окружных деткомиссий – 74 человека из детских домов и 40 сирот и детей беднейших родителей [2]. Из детских домов, согласно Положению, должны были приниматься 30% детей по отношению к общему числу состоящих на учёте биржи труда подростков [2]. Фактически этот процент не выполнялся ввиду медлительности биржи труда в устройстве на работу детей и отсутствия в городе специального общежития для подростков – сирот и воспитанников детских домов.

Ещё одним средством ликвидации беспризорности, а также важной профилактической мерой было оказание материальной помощи детям беднейших семейств. В незначительных масштабах эта мера стала применяться со второй половины 1920-х гг., а более широкое её распространение и чёткое законодательное оформление относится к концу данного десятилетия. По постановлению СНК от 14 апреля 1928 г. местные исполкомы, начиная с 1928 – 1929 гг., должны были вводить в сметы ОНО и отделов здравоохранения специальные ассигнования на оказание систематической материальной помощи (деньгами, вещами, лечением и пр.) нуждающимся детям до 16 лет [12]. Помощь оказывалась тем детям, которые либо находились на иждивении одинокой матери, лишённой средств к существованию, либо испытывали острую материальную нужду вследствие безработицы, инвалидности, временного отсутствия родителей, либо являлись детьми многодетных (более 2-х несовершеннолетних детей) малообеспеченных семей. По г. Свердловску и Верх-Исетскому заводу в течение первой половины 1927 г. была оказана помощь по 177 заявлениям (62 семьям, 83 детям), из них 50% получили единовременную помощь. Размер пособия, выдаваемого на каждого ребёнка в семье, определялся 50 – 60 руб. в год (или 5 руб. в месяц), в зависимости от финансовых возможностей округов. Норма расходов Уральского отдела народного образования и отделов здравоохранения на помощь одиноким матерям устанавливалась от 10 до 15 руб. в месяц на одного ребёнка в зависимости от материального благосостояния, на патронирование подкидышей – 20 руб. в месяц на ребёнка [3]. Помощь оказывалась и из средств Деткомиссии ВЦИК [13]. А всего по РСФСР материальную помощь получали 20 тыс. детей, живущих в семьях. Оказание социальной помощи детям беднейших семей осуществлялось, в частности, и зачислением в детскую столовую. В этот период в Свердловске была всего одна столовая, где получали обеды 120 детей, что было явно недостаточно. Средства отпускались Деткомиссией ВЦИК, из расчёта 60 руб. в год на питание одного ребёнка и 40 руб. в год на одного столующегося (на содержание и оборудование столовой) [4].

В значительно больших масштабах, чем раньше, на местах стали использовать такие способы профилактики и ликвидации беспризорности, как опека и патронат. В одном только Свердловском округе на 1 сентября 1927 г. на рассмотрении находилось 1476 опекунских дел, из них по городу – 427 дел с числом подопечных – 580, по округу – 1049 дел с 1704 несовершеннолетними [13]. Опекунам, нуждающимся в помощи, выплачивалось по 60 руб. на ребёнка в год. Таких по Уральской области насчитывалось 1200 человек, помощь им составила 72 тыс. руб. [13]. Семье из 3 – 4 человек из средств Деткомиссии выдавалось от 3 до 8 руб. в месяц [13]. В связи с введением декрета ВЦИК «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» от 1 марта 1926 г., разрешалась практика усыновления. В Свердловске за полгода 1926 г. было произведено 105 усыновлений [5], однако в Уральской области эта форма устройства детей большого распространения не получила.

Другими профилактическими мерами детской беспризорности стали организация детских клубов, кружков, мастерских. В первой половине 1920-х гг. на Урале не была развёрнута культурно-просветительная работа среди детей и подростков, но с 1926 г. появилась возможность это исправить. Для безнадзорных и беспризорных детей в Свердловске был создан Дом охраны детства. В его задачи входило «помочь семье правильно организовать воспитательную работу и отдых детей путём проведения ряда культурных и внешкольных мероприятий и помочь беспризорным детям приблизиться к культурной жизни» [6]. Основными направлениями деятельности Дома являлись: педагогические консультации по вопросам воспитания и работа детского клуба. В состав клуба входили: стационарное кино, библиотека-читальня, драматическая студия, кружки, спортивная база, мастерская. Общая сумма, выделенная на организацию и содержание Дома, составляла 33000 – 42000 руб. из средств окружных отделов народного образования, здравоохранения, деткомиссии, общества «Красного Креста», Уральского профсоюзного совета и крупных профсоюзов, Центрального районного комитета и дохода от показа кинофильмов этого Дома  [6]. 

Для подростков детских учреждений Свердловской станции беспризорных детей был организован Центр детских мастерских с производственным уклоном на 250 чел. [7]. Подростков обучали сапожному, портняжному, чулочному, переплётно-картонному, столярному, кузнечному, токарному делам. Помимо практических занятий, в число общеобразовательных предметов вводилось преподавание специальных дисциплин, связанных с технологией ремесла. Поступающие в мастерские пожертвования и средства от продажи изделий составляли запасной фонд мастерских.

В целом по стране также наблюдался существенный рост детских мастерских. Если на 1 января 1926 г. их насчитывалось 453 и трудовой подготовкой было охвачено лишь 25% всех подростков [9, с. 61], то в октябре 1928 г. имелось уже около 2 тыс. детских мастерских [1].

Однако не везде активно велась работа по предупреждению детской беспризорности в Уральской области. Причинами этого являлись отсутствие средств на профилактическую работу в бюджетах округов, а также недостаточный штат работников отдела социально-правовой охраны несовершеннолетних в аппарате окружного отдела народного образования (один инструктор СПОН на ОкрОНО в 14 округах области), лишь Свердловск и Пермь имели социальную инспектуру, а в районных центрах вообще отсутствовали специальные работники по СПОНу.

Подводя итоги результатов профилактики детской беспризорности во второй половине 1920-х гг., необходимо учитывать положение, в котором находилась в тот период страна. Конечно, совсем ликвидировать беспризорность не удалось, но с учётом экономической ситуации в стране было сделано немало. Самое главное – удалось привлечь внимание государственных и общественных организаций к проблеме беспризорности и создать механизм постоянной помощи детям.

Опираясь на опыт исследуемого периода, можно сделать вывод, что для повышения действенности системы социальной защиты детей в современной России необходимы принятие и реализация эффективных государственных мер, разработка чётких профилактических мероприятий, комплексные усилия общества и государства, чтобы, как провозгласила Женевская декларация о защите детей ещё в 1924 г., «голодный ребёнок был накормлен, больной – получил лечение, а брошенный – помощь».

 

Библиографический список

1.  ГАРФ. Ф. Р-5207. Оп. 1. Д.392. Л. 30.

2.  ГАСО, ф. Р-170, оп.1, д. 419, л. 33.

3.  ГАСО, ф. Р-163, оп. 1, д. 73, л. 25.

4.  ГАСО, ф. Р-170, оп. 1, д. 419, л.113.  

5.  ГАСО, ф. Р-170, оп. 1, д. 419, л. 205.

6.  ГАСО, ф. Р-233, оп. 1. д. 793, л. 5-8.

7.  ГАСО, Ф. Р-163. Оп. 1. Д. 29. Л. 94.

8. Детская беспризорность и детский дом. М., 1926. 

9. Народное просвещение в РСФСР к 1926/1927 уч. г. (Отчёт Наркомпроса РСФСР за 1925/1926 г.) М., Л., 1927.

10. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1919, № 34, ст. 338; 1922, № 70, ст. 903.

11. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1922, № 70, ст. 903; № 39, ст. 447.

12. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1928, № 44, ст. 330.

13. ЦДООСО, ф. 61, оп. 1, д. 397, л. 164.

14. ЦДООСО, ф. 61, оп. 1, д. 397, л. 164.

15. ЦДООСО, ф. 4, оп. 5, д. 11, л. 234-236.

16. ЦДООСО, ф. 61, оп. 1, д. 397, л. 164.

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению