|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. Раздел 3 ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И БЕСПРИЗОРНОСТИ Н.С. Сажина Профилактика
детской беспризорности во второй половине 1920-х годов В последнее
столетие в России трижды остро вставал вопрос ликвидации
безнадзорности и беспризорности
детей в стране: первый раз после
окончания первой мировой и гражданской войн, второй раз после
Великой Отечественной войны и третий – после распада СССР и по настоящее время.
Каждый раз в стране принимались
специфические, соответствующие
времени и обстоятельствам меры.
Количество
беспризорных на протяжении 1920-х гг. определить было крайне сложно, т.к. к
ним относились голодающие, безнадзорные и уличные дети. Кроме того, в силу
своего положения беспризорные, постоянно передвигаясь по стране, регистрировались
в нескольких местах. По неполным данным Деткомиссии при ВЦИК на 1921 – 1922
гг. насчитывалось до 7 млн. беспризорных детей. Период 1920-х гг.
явился плодотворным периодом в плане создания системы социальной защиты
детей. К середине 20-х гг. относилась разработка целостной программы по
ликвидации таких социальных бедствий, как детская беспризорность и
преступность. На законодательном уровне был закреплён комплекс мер,
позволявший решать данные проблемы более эффективно и с меньшими затратами. Особый
упор был сделан на привлечение к делу самых широких кругов общественности
через создание организаций и проведение акций помощи беспризорным детям. Во второй
половине 1920-х гг. больше внимания стало уделяться профилактическим
мероприятиям в борьбе с детской беспризорностью. В этом сыграли свою роль
законы, направленные на организацию трудовой деятельности подростков. По
данным Наркомпроса, почти 70% мальчиков и свыше 50% девочек, прошедших через
комиссии по делам несовершеннолетних в 1921 г., уже в возрасте до 14 лет
пытались встать на путь самостоятельного заработка [8, с. 14]. Но исходя из постановления
Наркомата труда от 3 июля 1919 г., а также Кодекса законов о труде 1922 г.,
приём на работу лиц до 16 лет запрещался [10], что мешало борьбе с беспризорностью
и детской преступностью. Лишь в исключительных случаях инспекторам труда
предоставлялось право давать разрешение на работу подросткам с 14 лет. Рабочий день
несовершеннолетних с 14 до 16 лет должен был продолжаться 4 часа, а с 16 до
18 лет – 6 часов при оплате, как за полный рабочий день. Такие условия были
крайне невыгодны предприятиям, получившим определённую самостоятельность в
связи с НЭПом. Поэтому несмотря на установленные Трудовым кодексом 1922 г. и
декретом ВЦИК от 2 мая 1922 г. минимумы по количеству несовершеннолетних
рабочих для отдельных отраслей промышленности (от 2 до 13%), проблемы
подростковой безработицы год за годом становилась всё острее [11]. Так,
например, только с апреля по декабрь 1923 г. по РСФСР общая безработица увеличилась
на 49,3%, а безработица среди подростков – на 75,3% [8, с. 17]. Для уменьшения
количества безработных подростков или хотя бы замедления темпов роста их
числа во второй половине 1920-х гг. стал использоваться целый комплекс
мероприятий, утверждённых соответствующими декретами и постановлениями
партийно-государственных органов: 1. Направление в
школы ФЗУ, мастерские, профессионально-технические школы, ученические
бригады, на обучение к кустарям и ремесленникам. 2. Установление
на предприятиях определённого процента мест для подростков – «брони», а
иногда и «сверхброни». 3. Открытие
общежитий и столовых для голодающих детей. 4. Организация
общественных работ. Окружной отдел
народного образования г. Свердловска также проводил работу по устройству детей
в мастерские, на производство, в учебные заведения. За 1927 г. на
производство было устроено 95 человек из детских домов и 11 сирот, в
мастерские окружных деткомиссий – 74 человека из детских домов и 40 сирот и
детей беднейших родителей [2]. Из детских домов, согласно Положению, должны
были приниматься 30% детей по отношению к общему числу состоящих на учёте
биржи труда подростков [2]. Фактически этот процент не выполнялся ввиду
медлительности биржи труда в устройстве на работу детей и отсутствия в городе
специального общежития для подростков – сирот и воспитанников детских домов. Ещё одним
средством ликвидации беспризорности, а также важной профилактической мерой
было оказание материальной помощи детям беднейших семейств. В незначительных
масштабах эта мера стала применяться со второй половины 1920-х гг., а более
широкое её распространение и чёткое законодательное оформление относится к
концу данного десятилетия. По постановлению СНК от 14 апреля 1928 г. местные
исполкомы, начиная с 1928 – 1929 гг., должны были вводить в сметы ОНО и
отделов здравоохранения специальные ассигнования на оказание систематической
материальной помощи (деньгами, вещами, лечением и пр.) нуждающимся детям до
16 лет [12]. Помощь оказывалась тем детям, которые либо находились на иждивении
одинокой матери, лишённой средств к существованию, либо испытывали острую
материальную нужду вследствие безработицы, инвалидности, временного
отсутствия родителей, либо являлись детьми многодетных (более 2-х
несовершеннолетних детей) малообеспеченных семей. По г. Свердловску и
Верх-Исетскому заводу в течение первой половины 1927 г. была оказана помощь
по 177 заявлениям (62 семьям, 83 детям), из них 50% получили единовременную
помощь. Размер пособия, выдаваемого на каждого ребёнка в семье, определялся 50
– 60 руб. в год (или 5 руб. в месяц), в зависимости от финансовых
возможностей округов. Норма расходов Уральского отдела народного образования
и отделов здравоохранения на помощь одиноким матерям устанавливалась от 10 до
15 руб. в месяц на одного ребёнка в зависимости от материального
благосостояния, на патронирование подкидышей – 20 руб. в месяц на ребёнка
[3]. Помощь оказывалась и из средств Деткомиссии ВЦИК [13]. А всего по РСФСР
материальную помощь получали 20 тыс. детей, живущих в семьях. Оказание социальной
помощи детям беднейших семей осуществлялось, в частности, и зачислением в
детскую столовую. В этот период в Свердловске была всего одна столовая, где
получали обеды 120 детей, что было явно недостаточно. Средства отпускались
Деткомиссией ВЦИК, из расчёта 60 руб. в год на питание одного ребёнка и 40
руб. в год на одного столующегося (на содержание и оборудование столовой)
[4]. В значительно
больших масштабах, чем раньше, на местах стали использовать такие способы
профилактики и ликвидации беспризорности, как опека и патронат. В одном
только Свердловском округе на 1 сентября 1927 г. на рассмотрении находилось
1476 опекунских дел, из них по городу – 427 дел с числом подопечных – 580, по
округу – 1049 дел с 1704 несовершеннолетними [13]. Опекунам, нуждающимся в
помощи, выплачивалось по 60 руб. на ребёнка в год. Таких по Уральской области
насчитывалось 1200 человек, помощь им составила 72 тыс. руб. [13]. Семье из 3
– 4 человек из средств Деткомиссии выдавалось от 3 до 8 руб. в месяц [13]. В
связи с введением декрета ВЦИК «Об изменении Кодекса законов об актах
гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» от 1 марта 1926
г., разрешалась практика усыновления. В Свердловске за полгода 1926 г. было
произведено 105 усыновлений [5], однако в Уральской области эта форма
устройства детей большого распространения не получила. Другими
профилактическими мерами детской беспризорности стали организация детских
клубов, кружков, мастерских. В первой половине 1920-х гг. на Урале не была
развёрнута культурно-просветительная работа среди детей и подростков, но с
1926 г. появилась возможность это исправить. Для безнадзорных и беспризорных
детей в Свердловске был создан Дом охраны детства. В его задачи входило
«помочь семье правильно организовать воспитательную работу и отдых детей
путём проведения ряда культурных и внешкольных мероприятий и помочь
беспризорным детям приблизиться к культурной жизни» [6]. Основными
направлениями деятельности Дома являлись: педагогические консультации по
вопросам воспитания и работа детского клуба. В состав клуба входили:
стационарное кино, библиотека-читальня, драматическая студия, кружки,
спортивная база, мастерская. Общая сумма, выделенная на организацию и
содержание Дома, составляла 33000 – 42000 руб. из средств окружных отделов
народного образования, здравоохранения, деткомиссии, общества «Красного
Креста», Уральского профсоюзного совета и крупных профсоюзов, Центрального
районного комитета и дохода от показа кинофильмов этого Дома [6].
Для подростков
детских учреждений Свердловской станции беспризорных детей был организован
Центр детских мастерских с производственным уклоном на 250 чел. [7].
Подростков обучали сапожному, портняжному, чулочному, переплётно-картонному,
столярному, кузнечному, токарному делам. Помимо практических занятий, в число
общеобразовательных предметов вводилось преподавание специальных дисциплин,
связанных с технологией ремесла. Поступающие в мастерские пожертвования и
средства от продажи изделий составляли запасной фонд мастерских. В целом по стране
также наблюдался существенный рост детских мастерских. Если на 1 января 1926
г. их насчитывалось 453 и трудовой подготовкой было охвачено лишь 25% всех
подростков [9, с. 61], то в октябре 1928 г. имелось уже около 2 тыс. детских
мастерских [1]. Однако не везде
активно велась работа по предупреждению детской беспризорности в Уральской
области. Причинами этого являлись отсутствие средств на профилактическую
работу в бюджетах округов, а также недостаточный штат работников отдела
социально-правовой охраны несовершеннолетних в аппарате окружного отдела
народного образования (один инструктор СПОН на ОкрОНО в 14 округах области),
лишь Свердловск и Пермь имели социальную инспектуру, а в районных центрах
вообще отсутствовали специальные работники по СПОНу. Подводя итоги
результатов профилактики детской беспризорности во второй половине 1920-х
гг., необходимо учитывать положение, в котором находилась в тот период
страна. Конечно, совсем ликвидировать беспризорность не удалось, но с учётом
экономической ситуации в стране было сделано немало. Самое главное – удалось
привлечь внимание государственных и общественных организаций к проблеме
беспризорности и создать механизм постоянной помощи детям. Опираясь на опыт
исследуемого периода, можно сделать вывод, что для повышения действенности
системы социальной защиты детей в современной России необходимы принятие и
реализация эффективных государственных мер, разработка чётких
профилактических мероприятий, комплексные усилия общества и государства,
чтобы, как провозгласила Женевская декларация о защите детей ещё в 1924 г.,
«голодный ребёнок был накормлен, больной – получил лечение, а брошенный –
помощь». Библиографический
список 1. ГАРФ. Ф. Р-5207. Оп. 1. Д.392. Л. 30. 2. ГАСО, ф. Р-170, оп.1, д. 419, л. 33. 3. ГАСО, ф. Р-163, оп. 1, д. 73, л. 25. 4. ГАСО, ф. Р-170, оп. 1, д. 419, л.113. 5. ГАСО, ф. Р-170, оп. 1, д. 419, л. 205. 6. ГАСО, ф. Р-233, оп. 1. д. 793, л. 5-8. 7. ГАСО, Ф. Р-163. Оп. 1. Д. 29. Л. 94. 8. Детская
беспризорность и детский дом. М., 1926.
9. Народное
просвещение в РСФСР к 1926/1927 уч. г. (Отчёт Наркомпроса РСФСР за 1925/1926
г.) М., Л., 1927. 10. Собрание
узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1919,
№ 34, ст. 338; 1922, № 70, ст. 903. 11. Собрание узаконений
и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1922, № 70, ст.
903; № 39, ст. 447. 12. Собрание
узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1928,
№ 44, ст. 330. 13. ЦДООСО, ф.
61, оп. 1, д. 397, л. 164. 14. ЦДООСО, ф.
61, оп. 1, д. 397, л. 164. 15. ЦДООСО, ф. 4,
оп. 5, д. 11, л. 234-236. 16. ЦДООСО, ф.
61, оп. 1, д. 397, л. 164. |
|
||
|
|
|
|
|