«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

А.В. Лазарев, Л.Н. Попов

Метод организации ситуации успеха
как ведущий компонент социально-педагогической работы с социальными сиротами
в общеобразовательной школе

Учебная деятельность ребёнка проходит успешно и приводит к качественным результатам только в том случае, когда «у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности» [1, с. 5].

Мотивация – это желание самой личности активной разносторонней деятельности, достижения результата, запланированного педагогом. Существуют следующие способы мотивации: «чёткая постановка цели деятельности и её принятие учеником; представление об объёме работы, способах и времени; помощь в деятельности ученику, внимание к его работе; опора на положительное в ученике; создание ситуации успеха (давать то, что ученик способен сделать); перспектива личного роста, личный интерес – это повышает социальный статус; постоянная рефлексия, т.е. осознание значимости деятельности для себя и для общества; создание положительной обстановки; чёткая организация занятий; сочетание индивидуальной и групповой работы; гуманная система взаимоотношений» [5, с. 30].

Однако, в ходе профессиональной деятельности учителя могут возникать серьёзные затруднения, вызванные наличием в классе социальных сирот – детей, у которых нет одного или двух родителей, а также детей, о которых родители не заботятся – тех детей, у которых зачастую отсутствует мотивы как учения, так и социализации. Р.В. Овчарова утверждает, что социальная запущенность ребёнка как следствие социального сиротства приводит к «недоразвитию социальных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мотивов личности, социальной тупости, слабой социальной рефлексии, минимизированному социальному опыту, трудностям в овладении социальными ролями» [3, с. 249].

Социально-педагогическая реабилитация социальных сирот в образовательных учреждениях «заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешении конфликтных ситуаций, преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, коррекции их общения и поведения, а также восстановлении их в статусе учебной деятельности, формирующей отношения ученика с окружающими» [Там же, с. 254].

По словам С.А. Смирнова, ведущая педагогическая идея в работе с детьми – создание ситуации успеха («цепочки» успешных результатов, вызывающих у ребёнка чувство радости) в значимых видах деятельности, дающей возможность позитивного самоутверждения личности, формирования ценностных установок, предупреждения отклонений в поведении и нравственном развитии – использование метода организации ситуации успеха. 

Ситуация успеха в обучении, как наиболее значимом виде деятельности ребёнка школьного возраста, должна опираться на мотивы учения, которыми руководствуется ученик. Выделяются следующие мотивы учения:

      непосредственно побуждающие – наименее социально значимые, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей (стремление получить отметку, заслужить одобрение, избежать осуждения, получить конкретный результат и т.п.);

      интеллектуальные – связанные с потребностью познания мира, со стремлением получить удовлетворение не только результатом, но и процессом познания;

      мотивы общения – социально значимые, связанные с потребностью находиться в коллективе, учиться среди других, чувствовать себя членом сообщества;

      моральные – также социально значимые, но уже связанные с пониманием учёбы как нравственного долга человека перед обществом, семьёй, своей гражданской совестью.

Таким образом, проблема реабилитации социальных сирот в ходе обучения может решаться на основе формирования их положительного эмоционального отношения (мотивации) к учебной деятельности как наиболее значимой для ребёнка с социальной точки зрения.

Необходимо отметить, что обратной стороной ситуации успеха может быть так называемая ситуация мнимого успеха. Она заключается в том, что школьники бывают вполне довольны своими невысокими результатами, хотя они способны иметь более серьёзные успехи. С.А. Смирнов отмечает, что в этом случае «удовлетворённость ребёнка свидетельствует либо о явно заниженном уровне притязаний, об устойчивом неверии в свои силы, либо о слабости познавательных интересов, об умственной отсталости личности, о стремлении довольствоваться минимальными результатами, достигаемыми с минимальной затратой сил» [4, с. 249].

Крайне нежелательной ситуацией является так называемый «Опасный успех». Это одна из разновидностей мнимого успеха. Опасностью в данном случае является не просто удовлетворённость ученика своими невысокими результатами в учении, а его негативное отношение ко всем попыткам извне, направленным на улучшение его результатов.

Для преодоления подобных ситуаций педагог должен создать условия, при которых учащийся сможет получать конкретные результаты при достижении как личностно, так социально значимых целей. Педагог только тогда поможет ребёнку найти выход из этих сложных ситуаций, когда будет использовать не только один метод создания ситуации успеха, а все компоненты системы основных методов эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение и порицание, использование игровых форм в обучении, а главное, будет выстраивать систему перспектив (целей).

Метод постановки системы перспектив был разработан А.С. Макаренко. Он предлагал строить жизнь детей в детском коллективе на основе системы «перспективных линий». А.С. Макаренко считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трёх уровней: ближней (рассчитанной на время выполнения одного задания, урока или учебного дня), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет, на всю жизнь). Кроме того, на каждом из этих уровней он ставил несколько перспектив. Перспективы (цели) должны быть всегда положительными.  А.С. Макаренко писал: «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» [2, с. 61].

Метод организации ситуации успеха в таком широком и целостном понимании является ведущим компонентом в системе методов эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности ребёнка, в системе социально-педагогической реабилитации социального сироты в общеобразовательной школе.

Библиографический список

1.         Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. В 2 ч. Екатеринбург, УрГПУ, 1991. Ч.2.

2.         Макаренко А.С. Избранные педагогические произведения. М., 1946.

3.         Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2005.

4.         Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М., 1999.  

5.         Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.   / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 2002.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению