|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. Е.А. Попова, И.Н. Цуп Роль социальных
работников в коррекции и реабилитации дезадаптированных подростков В России имеется
традиция превентивной теории и практики. Так, в 1930-е гг. успешно
развивалось направление социальной и коррекционно-реабилитационной работы,
представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко и С.Т.
Шацкий. Своей блестящей опытно-экспериментальной работой они заложили и
развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики,
социальной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками, в которой
важнейшим фактором воспитания является созданная педагогом воспитывающая
среда. Разные
направления теории и практики социальной работы в России опирались на традиции
русской дореволюционной науки, которая в самых различных отраслях знания
(педагогике, психологии, медицине, юриспруденции) носила глубоко
гуманистический и социально-ориентированный характер. Настоящие перемены в
нашем обществе требуют истинного персонализированного гуманизма в социальной
политике, ориентированного на понимание и принятие человека и его природы,
понимание проблем и затруднений, испытываемых каждым отдельным индивидом,
особенно формирующимся, незрелым в социальном и физическом отношении
ребёнком, подростком. Современная
охранно-защитная концепция профилактики и реабилитации предполагает переход
от административно-карательных мер к всесторонней психолого-педагогической,
медико-психологической, социально-правовой помощи и поддержки детям и семьям
группы социального риска, к программам социальной реабилитации и коррекции
детей и подростков с отклонениями в психологическом и социальном развитии. В Центре
образования №190 успешно реализуется принцип единого реабилитационного
пространства вокруг дезадаптированного подростка, используются современные
технологии мультидисциплинарного подхода в создании индивидуальной программы
реабилитации учащегося. Анализируя и
систематизируя многолетнюю работу в этом направлении, коллектив учреждения
разработал основы проекта «Реабилитационное пространство», схему службы
«Ребёнок на улице, уличный социальный работник». Подобный проект был
отработан в 2004-2005 гг. в пяти районах Юго-Западного административного
округа Москвы. В целом проект
образовательного центра № 190 выглядит следующим образом: Основная задача
– расширять социальный аспект индивидуальной программы реабилитации
(ИПР) в рамках единого реабилитационного пространства путём привлечения
службы уличных социальных работников, которые должны выполнять роль
проводников в структуре реабилитационного пространства Центра образования. Одним из основных
факторов дезадаптации учащихся является семейная депривация как результат
разрыва с семьёй. Депривационный ребёнок утрачивает способности к конструктивным
социальным контактам. Он плохо посещает школу, состоит на учёте в комиссиях
по делам несовершеннолетних (КДН), криминализируется. Для восстановления
социального функционирования такие дети нуждаются в регламентации их жизни с
постоянным контролем. Уличный социальный работник вступает в доверительные
отношения с ребёнком, ориентирует его в реабилитационном пространстве,
мотивирует на изменение отношений к родителям, к социальным ценностям, к
жизни. Направления
деятельности: 1.
Информационное. Мониторинг территории района с
целью сбора информации о детско-подростковом сообществе, в которое входят
учащиеся Центра образования. Сбор информации о семьях, ближайшем окружении
каждого ребёнка, потребностях и путях их реализации, образе жизни уличных
детей, присущем данному микрорайону; составление их портретов, обмен
информацией с остальными участниками реабилитационного процесса; выявление
нарушений прав несовершеннолетних и информирование о них соответствующих
органов. 2.
Диагностическое. Организация психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк) по постановке многоуровневого диагноза. 3.
Реабилитационное. Разработка и реализация
индивидуальных программ реабилитации. Основная задача – оказание всесторонней
экстренной помощи детям, оказавшимся в критической ситуации, восстановление
социального функционирования учащихся, работа над восстановлением
конструктивных социальных контактов. 4.
Организационное. Создание функционального модуля,
нацеленного на организацию реабилитационного пространства. Главные принципы деятельности: 1.
Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Реабилитационная
программа нацелена на защиту интересов и прав подростка, формирование его
успешности в социальных отношениях. 2.
Принцип принятия. Ребёнок принимается в сферу
реабилитационного пространства таким, какой он есть, со всеми его проблемами
и болезнями. 3.
Принцип добровольности. Коррекционная
работа с каждым подростком ведётся с учётом его согласия на сотрудничество. 4.
Системность. Работа представляет собой систему, позволяющую вести планомерную,
систематическую, многоуровневую работу, с хорошо отлаженным механизмом, с
чётким графиком, формами и методами работы, чётким распределением
функциональных обязанностей, наличием критериев оценки результатов
деятельности. 5.
Комплексность. Предполагает комплекс форм и методов
работы и видов помощи подросткам с нарушенной социализацией. Функции проекта: 1.
Реализация
многопрофильного и межведомственного подходов к реабилитационному процессу
дезадаптированных подростков, подчинённых единой логике, основанных на единой
информационной основе. 2.
Разработка и внедрение
целостной структуры реабилитации дезадаптированных детей и подростков. 3.
Всесторонний анализ явлений дезадаптированности
несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности, школьной неуспешности. 4.
Активизация защиты прав детства. Роль и задачи
уличного социального работника. Уличный
социальный работник – это буфер между улицей и обществом, проводник
социально-педагогического влияния на дезадаптированную личность, защитник её
жизненных интересов, корректор мотивационной и поведенческой сферы, контролёр
режима, восстанавливающий способности детей к социализации. Методика работы
уличного социального работника. Цель – контроль поведения ребёнка,
организация его взаимодействия с образовательным учреждением, семьёй и
другими общественными структурами, защита прав и интересов. Задачи: 1) мониторинг
территории района с целью сбора полной информации о детско-подростковом
сообществе для выявления нарушений прав несовершеннолетних; выявление
криминальных ситуаций и информирование о них правоохранительных органов;
оказание всесторонней помощи дезадаптированным детям и подросткам; коррекция
их мотивационной сферы; 2) тесное
сотрудничество с различными структурами реабилитационного пространства; 3) разработка и
реализация реабилитационных программ. Принципы работы
уличного социального работника: ·
принцип соблюдения интересов несовершеннолетних; ·
принцип добровольности. Взаимодействие социального
работника с подростком осуществляется только на основе взаимного согласия,
без которого социальный работник ограничивается функцией наблюдателя.
Социальный работник имеет право активно вмешиваться в ситуацию вопреки воле
подростка только в случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и
здоровья подростка; ·
принцип принятия и доверия; ·
принцип единой команды; ·
принцип открытости; ·
работа в парах «парень – девушка»; ·
вечернее время работы; ·
пунктуальность, стабильность, чёткость. Методы и формы работы уличного социального работника:
волонтёрская
деятельность; подключение к воспитательной работе детского актива; создание
сети общественных информаторов для повышения оперативности реагирования на
различные ситуации; включение несовершеннолетних в коллективную деятельность,
производственные отношения и жизнь образовательного учреждения. Критерии оценки эффективности: 1)
Рост числа подростков, успешно продолжающих обучение
в МОУ Центр образования № 190, посещающих секции, кружки, переставших
бродяжничать, ушедших из криминальных групп и т.д. 2)
Увеличение количества подростков, отказавшихся от
курения, алкоголя и других психотропных веществ. 3)
Увеличение числа подростков, включённых в районные,
городские мероприятия досугового и культурно-спортивного характера,
вовлечённых в трудовую деятельность. 4)
Оценка работы Центра со стороны государственных и
общественных организаций. 5)
Количество в районе ЧП, связанных с деятельностью
уличных работников. Будущее социальной службы. В рамках
концепции реабилитационного пространства она должна стать ключевым звеном.
Именно эта структура в тесном взаимодействии с другими звеньями способна
преодолеть межведомственные барьеры и организовать эффективный процесс
реабилитации дезадаптированных детей. Уличный социальный работник тесно
контактирует с ребёнком, его ближайшим окружением с целью изменения образа
жизни, сложившегося в этом окружении и приведшего к социальной дезадаптации.
Социальный работник тесно контактирует с педагогом, психологом, медицинским
работником, семьёй, общественными структурами с целью реализации
индивидуальной программы реабилитации. Генезис
отклоняющегося поведения детей и подростков имеет сложную многофакторную
природу. Реализация междисциплинарного подхода в коррекции реабилитации
дезадаптированных подростков не позволяет замыкаться в рамках одной
специализации, а, напротив, предполагает использование достижений педагогики,
возрастной, социальной, медицинской и
педагогической психологии, социологии, медицины, юриспруденции. За
экономию на социальном здоровье молодёжи и недооценку важности комплексных
мер социальной профилактики и реабилитации отклоняющегося поведения
приходится дорого платить. Цена эта – несостоявшиеся судьбы молодых людей,
социальные болезни, возникающие в связи с общественной дезадаптацией,
невозможность воспроизвести физически и духовно здоровое потомство. |
|
||
|
|
|
|
|