«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

Е.А. Попова, И.Н. Цуп

Роль социальных работников в коррекции и реабилитации дезадаптированных подростков
в Муниципальном общеобразовательном  учреждении Центре образования №190

В России имеется традиция превентивной теории и практики. Так, в 1930-е гг. успешно развивалось направление социальной и коррекционно-реабилитационной работы, представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. Своей блестящей опытно-экспериментальной работой они заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками, в которой важнейшим фактором воспитания является созданная педагогом воспитывающая среда.

Разные направления теории и практики социальной работы в России опирались на традиции русской дореволюционной науки, которая в самых различных отраслях знания (педагогике, психологии, медицине, юриспруденции) носила глубоко гуманистический и социально-ориентированный характер. Настоящие перемены в нашем обществе требуют истинного персонализированного гуманизма в социальной политике, ориентированного на понимание и принятие человека и его природы, понимание проблем и затруднений, испытываемых каждым отдельным индивидом, особенно формирующимся, незрелым в социальном и физическом отношении ребёнком, подростком.

Современная охранно-защитная концепция профилактики и реабилитации предполагает переход от административно-карательных мер к всесторонней психолого-педагогической, медико-психологической, социально-правовой помощи и поддержки детям и семьям группы социального риска, к программам социальной реабилитации и коррекции детей и подростков с отклонениями в психологическом и социальном развитии.

В Центре образования №190 успешно реализуется принцип единого реабилитационного пространства вокруг дезадаптированного подростка, используются современные технологии мультидисциплинарного подхода в создании индивидуальной программы реабилитации учащегося.

Анализируя и систематизируя многолетнюю работу в этом направлении, коллектив учреждения разработал основы проекта «Реабилитационное пространство», схему службы «Ребёнок на улице, уличный социальный работник». Подобный проект был отработан в 2004-2005 гг. в пяти районах Юго-Западного административного округа Москвы.

В целом проект образовательного центра № 190 выглядит следующим образом: 

Основная задача – расширять социальный аспект индивидуальной программы реабилитации (ИПР) в рамках единого реабилитационного пространства путём привлечения службы уличных социальных работников, которые должны выполнять роль проводников в структуре реабилитационного пространства Центра образования.

Одним из основных факторов дезадаптации учащихся является семейная депривация как результат разрыва с семьёй. Депривационный ребёнок утрачивает способности к конструктивным социальным контактам. Он плохо посещает школу, состоит на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних (КДН), криминализируется. Для восстановления социального функционирования такие дети нуждаются в регламентации их жизни с постоянным контролем. Уличный социальный работник вступает в доверительные отношения с ребёнком, ориентирует его в реабилитационном пространстве, мотивирует на изменение отношений к родителям, к социальным ценностям, к жизни.

Направления деятельности:

1.       Информационное. Мониторинг территории района с целью сбора информации о детско-подростковом сообществе, в которое входят учащиеся Центра образования. Сбор информации о семьях, ближайшем окружении каждого ребёнка, потребностях и путях их реализации, образе жизни уличных детей, присущем данному микрорайону; составление их портретов, обмен информацией с остальными участниками реабилитационного процесса; выявление нарушений прав несовершеннолетних и информирование о них соответствующих органов.  

2.       Диагностическое. Организация психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) по постановке многоуровневого диагноза.

3.       Реабилитационное. Разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации. Основная задача – оказание всесторонней экстренной помощи детям, оказавшимся в критической ситуации, восстановление социального функционирования учащихся, работа над восстановлением конструктивных социальных контактов.

4.       Организационное. Создание функционального модуля, нацеленного на организацию реабилитационного пространства.

Главные принципы деятельности:

1.       Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Реабилитационная программа нацелена на защиту интересов и прав подростка, формирование его успешности в социальных отношениях.

2.       Принцип принятия. Ребёнок принимается в сферу реабилитационного пространства таким, какой он есть, со всеми его проблемами и болезнями.

3.       Принцип добровольности. Коррекционная работа с каждым подростком ведётся с учётом его согласия на сотрудничество.

4.       Системность. Работа представляет  собой систему, позволяющую вести планомерную, систематическую, многоуровневую работу, с хорошо отлаженным механизмом, с чётким графиком, формами и методами работы, чётким распределением функциональных обязанностей, наличием критериев оценки результатов деятельности.

5.       Комплексность. Предполагает комплекс форм и методов работы и видов помощи подросткам с нарушенной социализацией.

Функции проекта:

1.       Реализация многопрофильного и межведомственного подходов к реабилитационному процессу дезадаптированных подростков, подчинённых единой логике, основанных на единой информационной основе.

2.       Разработка и внедрение целостной структуры реабилитации дезадаптированных детей и подростков.

3.       Всесторонний анализ явлений дезадаптированности несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности, школьной неуспешности.

4.       Активизация защиты прав детства.

Роль и задачи уличного социального работника.

Уличный социальный работник – это буфер между улицей и обществом, проводник социально-педагогического влияния на дезадаптированную личность, защитник её жизненных интересов, корректор мотивационной и поведенческой сферы, контролёр режима, восстанавливающий способности детей к социализации.

Методика работы уличного социального работника.

Цель – контроль поведения ребёнка, организация его взаимодействия с образовательным учреждением, семьёй и другими общественными структурами, защита прав и интересов.

Задачи:

1) мониторинг территории района с целью сбора полной информации о детско-подростковом сообществе для выявления нарушений прав несовершеннолетних; выявление криминальных ситуаций и информирование о них правоохранительных органов; оказание всесторонней помощи дезадаптированным детям и подросткам; коррекция их мотивационной сферы;

2) тесное сотрудничество с различными структурами реабилитационного пространства;

3) разработка и реализация реабилитационных программ.

Принципы работы уличного социального работника:

·          принцип соблюдения интересов несовершеннолетних;

·          принцип добровольности. Взаимодействие социального работника с подростком осуществляется только на основе взаимного согласия, без которого социальный работник ограничивается функцией наблюдателя. Социальный работник имеет право активно вмешиваться в ситуацию вопреки воле подростка только в случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и здоровья подростка;

·          принцип принятия и доверия;

·          принцип единой команды;

·          принцип открытости;

·          работа в парах «парень – девушка»;

·          вечернее время работы;

·          пунктуальность, стабильность, чёткость.

Методы и формы работы уличного социального работника: волонтёрская деятельность; подключение к воспитательной работе детского актива; создание сети общественных информаторов для повышения оперативности реагирования на различные ситуации; включение несовершеннолетних в коллективную деятельность, производственные отношения и жизнь образовательного учреждения.

Критерии оценки эффективности:

1)         Рост числа подростков, успешно продолжающих обучение в МОУ Центр образования № 190, посещающих секции, кружки, переставших бродяжничать, ушедших из криминальных групп и т.д.

2)         Увеличение количества подростков, отказавшихся от курения, алкоголя и других психотропных веществ.

3)         Увеличение числа подростков, включённых в районные, городские мероприятия досугового и культурно-спортивного характера, вовлечённых в трудовую деятельность.

4)         Оценка работы Центра со стороны государственных и общественных организаций.

5)         Количество в районе ЧП, связанных с деятельностью уличных работников.

Будущее социальной службы. В рамках концепции реабилитационного пространства она должна стать ключевым звеном. Именно эта структура в тесном взаимодействии с другими звеньями способна преодолеть межведомственные барьеры и организовать эффективный процесс реабилитации дезадаптированных детей. Уличный социальный работник тесно контактирует с ребёнком, его ближайшим окружением с целью изменения образа жизни, сложившегося в этом окружении и приведшего к социальной дезадаптации. Социальный работник тесно контактирует с педагогом, психологом, медицинским работником, семьёй, общественными структурами с целью реализации индивидуальной программы реабилитации.

Генезис отклоняющегося поведения детей и подростков имеет сложную многофакторную природу. Реализация междисциплинарного подхода в коррекции реабилитации дезадаптированных подростков не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а, напротив, предполагает использование достижений педагогики, возрастной, социальной, медицинской и педагогической психологии, социологии, медицины, юриспруденции.

За экономию на социальном здоровье молодёжи и недооценку важности комплексных мер социальной профилактики и реабилитации отклоняющегося поведения приходится дорого платить. Цена эта – несостоявшиеся судьбы молодых людей, социальные болезни, возникающие в связи с общественной дезадаптацией, невозможность воспроизвести физически и духовно здоровое потомство.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению