«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

А.А. Игнатенко, В.С. Третьякова

Роль коммуникативной компетентности педагога в формировании личности
(по произведениям А.С. Макаренко)

Главное в педагогическом  искусстве – искусство взаимодействия педагога и воспитанника. Взаимодействие педагога и воспитанника осуществляется через общение. Общение в педагогике рассматривается как сложный и многогранный процесс, который может одновременно являться и взаимодействием индивидов, и информационным обменом, и отношением людей друг к другу, взаимовлиянием, сопереживанием и их взаимным пониманием.

Для педагога общение выступает как цель, содержание и способ деятельности, следовательно, возникает необходимость развития у педагога коммуникативных способностей, умений, навыков, что входит в понятие «коммуникативной компетентности». Данный термин в психолого-педагогической литературе на сегодняшний день не имеет однозначной трактовки, ещё сложнее обстоит дело с «коммуникативной компетентностью педагога». Так, под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Являясь, по мнению Н.В. Яковлевой, интегративным личностным качеством, коммуникативная компетентность предполагает ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения. Коммуникативную компетентность можно считать значимой и относительно самостоятельной подсистемой в структуре профессиональной компетентности, она позволяет «особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми» [1, с.109]. Исследователи проблемы сходятся в том, что коммуникативная компетентность присуща всем людям, но в ряде профессий она становится профессионально значимой. Поэтому традиционно выделяют общую и профессиональную коммуникативную компетентность. Коммуникативная компетентность педагога входит в раздел профессиональной педагогической компетентности. Относительно коммуникативной компетентности педагога существуют разные мнения. Мы будем придерживаться  следующего определения: коммуникативная компетентность – это «согласованность, (соуровневость) между его ценностными ориентациями, знаниями, практическими умениями и реальным поведением, проявляющимся в процессе педагогического общения» [3, с.92].

Также мы можем выделить основные составляющие коммуникативной компетентности социального педагога: а) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций педагогической коммуникации; б) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с динамикой ситуации педагогического общения; в) построение речевых актов в соответст¬вие с языковыми и речевыми нормами.

Кроме того, коммуникативная компетенция включает в себя индивидуальный стиль педагога, гармонизацию педагогического общения, творчество, поиск личностных смыслов, индивидуальную педагогическую культуру. Педагог владеет коммуникативной компетентностью, если владеет профессиональными коммуникативными умениями. К ним мы относим профессиональную педагогическую речь. Данное понятие входит в понятие  профессиональное педагогическое общение, которое включает в себя хорошее знание языка профессии (термины, понятия) и предполагает общение специалистов с неспециалистами, реализует взаимодействие педагогов с коллегами, учениками и их родителями вокруг вопросов, связанных с обучением и воспитанием. Предметом профессионального педагогического общения является сфера образования.

Культура речи педагога, знание о речи и умение общаться, необходимы каждому человеку, но её роль для педагога, для его профессиональной деятельности трудно переоценить.

Огромную роль в этом играет профессиональная педагогическая речь. Это главное средство обучения и воспитания. Профессиональная речь является посредником между педагогом и воспитанником. От неё зависит и благоприятный психологический климат, и осуществление функций открытия воспитанника, соучастия его внутреннему миру, и, что самое главное, возвышения – восхождение воспитанника к духовным ценностям, в ходе взаимодействия с педагогом.

Для позитивного преобразования личности ребёнка, для осознания себя и других, самоутверждения, получения удовлетворения от контактов со своими воспитанниками педагогу важно овладевать полноценными средствами и способами коммуникативной деятельности.

Это взгляд на коммуникативную компетенцию с современной точки зрения. Обратимся к истории педагогики, в частности к опыту А. С. Макаренко. В его работах мы не найдём определения коммуникативной компетентности, но о профессиональных качествах воспитателя он неоднократно писал и говорил.

В педагогической практике А.С. Макаренко уделял большое внимание взаимодействию между педагогом и воспитанником. Одним из первых он поставил вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки педагога, воспитателя, о совершенствовании его педагогических умений. Особое значение Антон Семёнович вкладывал в понятие педагогическая техника. Он утверждал, что «теория должна разработать педагогическую технику, она  должна повернуться лицом к практике… Большая бедность в педагогической методике, в технике, и поэтому окончившие педагогические вузы ничего не знают, как надо говорить с учеником, нет умения сидеть, стоять, не знают, как надо пройти по лестнице. Вы скажете это пустяк… А я утверждаю, что в педагогике это не пустяк» [2, с.154]. Выступая в Московском областном педагогическом институте, он повторяет, «что приходится ругаться не из-за отсутствия педагогических идей, а из-за отсутствия педагогической техники» [2, с.155].

Какой же смысл вкладывал А.С. Макаренко в понятие «педагогическая техника»? Прежде всего, это способность педагога владеть разнообразными специальными приёмами, умениями и навыками личного воздействия на учащегося или ученический коллектив. А.С. Макаренко считал, что «не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать своё настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет» [2, с.74]. По словам А.С. Макаренко, это искусство «как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, разговаривать, как посмотреть на учащегося, на весь класс. Это искусство придать своему лицу необходимое выражение, сдержать своё настроение…» [2, с.80].

Владение педагогической техникой – необходимое условие овладения технологией общения. А.С. Макаренко отмечал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15 – 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Из этого признания А.С. Макаренко, очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств: правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. «Я знал, что значит сказать – «здравствуй» – сухим, сдержанным тоном и «здравствуй» – спокойным, добрым тоном; или «Всё. Можешь идти» – суровым, холодным тоном  и  «Всё. Можешь идти» – сдержанным, но мягким тоном». Поэтому можно сказать, что умение воспитателя общаться с детьми Макаренко ставил на одно из первых мест.

Опытный воспитатель, опираясь на макаренковские положения, общается со своими воспитанниками не только на занятиях, но и в свободное от уроков время, проводит с ними досуг. Это помогает ему более глубоко и всесторонне узнать учащихся (их ценностные ориентации, потребности, направленность  интересов), найти каждому дело по душе.

Антон Семёнович также обращал внимание и на внешний вид воспитателя, который, по его мнению, должен всегда опрятно выглядеть.

Как известно, к Макаренко подростки приходили с «дефективными», «искривлёнными» характерами. Их сознание соответствовало дефективным отношениям. И именно здесь были важны коммуникативные умения воспитателя, умения взаимодействовать с ребёнком, найти контакт с ним, то слово, тот тон, который в первую минуту заставит ребёнка открыться вам и впоследствии довериться.

Социально-педагогическая значимость опыта А.С. Макаренко состоит и в том, что он показал в своих произведениях, как надо строить общение с воспитанниками и какую огромную роль при этом играют коммуникативные умения воспитателя.

 

Библиографический список

1.          Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности // Дисс. д-ра психол. наук. Л., 1990.

2.               Макаренко А.С. Педагогические произведения. В 4-х т. Т. 4. М., 1949.

3.          Прозорова Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности // Мир психологии.  2000.  № 2.  С. 191 202.

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению