|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. В.В. Никитин, Л.Н. Попов Творческое
отношение как условие коррекционной работы Физическая культура – это часть общей культуры общества,
направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, а также на
всестороннее развитие физических способностей человека. Кроме того,
физическая культура – это процесс и результат деятельности человека по
преобразованию своей телесной природы, а также совокупность материальных и
духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического
совершенствования людей. Физическое воспитание как важнейший компонент образовательной
цели-идеала (воспитание всесторонне и гармонично развитой личности) – это
«педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически
крепкого, социально-активного человека, включающий в себя обучение
двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств и связанных с
ним знаний» [1, с. 5]. Физическое воспитание располагает значительными
возможностями для профилактической и коррекционной работы с социальными
сиротами: детьми, подростками, оставшимися без попечения или без надзора
родителей. «Физическое воспитание представляет собой систему мероприятий
развивающего, совершенствующего и корригирующего характера, призванных
содействовать физическому развитию детей, укреплять их здоровье, обеспечивать
овладение ими жизненно важными двигательными навыками и умениями, высокую
умственную и физическую работоспособность, подготавливать к трудовой
деятельности» [5, с. 55]. Одним из следствий социального сиротства являются
отклонения в поведении, проявляющиеся либо в неуверенности, либо в
агрессивности ребёнка, подростка. Физическая культура и спорт – это не только
«средство удовлетворения потребности в борьбе, возможность реализации
инстинкта агрессии, клапан, выпускающий излишние пары отрицательных эмоций»
[6, с. 30], но и средство, облагораживающее, сублимирующее эти инстинкты и
отрицательные эмоции.
В этом случае ключевую роль в формировании поведенческих
реакций ребёнка играет личность педагога-воспитателя (преподавателя
физической культуры, тренера-наставника). Педагог для социального сироты –
это в какой-то мере «родитель», он должен стать ребёнку примером для
подражания, особенно в сфере социальных отношений. Педагог должен не только
указать ему правильное направление жизни, но и оказать ребёнку помощь по мере
прохождения им собственного, зачастую сложного жизненного пути. Для этого
педагог (преподаватель физической культуры) должен быть интересным для
ребёнка, уметь заинтересовать его творческим отношением к своему делу. Сущность любого творчества (в том числе педагогического) –
целостное духовно-душевно-телесное напряжение неравнодушно относящегося к
миру человека. В.А. Кан-Калик пишет: «Совершенно чётко определяются два аспекта
педагогического труда: творчество в процессе общения с детьми и общение с
детьми в процессе педагогического творчества» [2, с. 46]. «Общение как часть
педагогического творчества, проникновение творчества в общение учителя с
детьми – вот непременные условия продуктивного педагогического общения» [2,
с. 15]. Творческое отношение преподавателя физической культуры к
общению и взаимодействию способствует коррекции и развитию физических,
поведенческих отношений социального сироты к другим людям, к окружающему миру,
коррекции и развитию его умственных и нравственных отношений. П.Ф. Лесгафт
писал, что нравственность возможна лишь при «полной гармонии между физическим
и умственным образованием» [3, с. 14]. Творчество в процессе педагогического общения и
взаимодействия предполагает определённую свободу в самовыражении ребёнка,
подростка: «Прежде всего, следует создать ребёнку условия для самостоятельной
деятельности… Следует внушить подростку уверенность в своих силах… Задачей
педагога (взрослого) является активный контроль за различными занятиями
подростка, но ни в коем случае не стоит контроль превращать в
«надзирательство»… педагогу следует знать, что не стоит ограничивать всячески
ребёнка, юношу, подростка в их деятельности, а, во-первых, учить владеть
собой и ориентировать в окружающем мире, во-вторых, тщательно инструктировать
и прививать им навыки обращения с различными предметами и инструментами» [5,
с. 56 – 57]. Творческое отношение к работе реализуется и через
педагогическую речь. Речь преподавателя физической культуры – не только
знание и грамотное изложение специальной терминологии, это и умение
интересно, эмоционально выразить мысль. «Слово является в определённом
понимании единственным средством воспитания. Это особенно касается отрочества
– возраста познания идей, принципов, обобщающих истин. Желание охватить
сложные явления и отношения требуют большой чуткости к слову и его оттенкам»,
– писал В.А. Сухомлинский [4, с. 417]. Таким образом, творческое отношение преподавателя к
процессу физического воспитания способно обеспечить не только коррекцию
поведения, но и духовное, нравственное развитие личности ребёнка, подростка. Библиографический
список 1.
Евсеев Ю.Н. Физическая
культура. Ростов- н/Д.: Феникс, 2004. 2.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.
М.,1987. 3.
Лесгафт П.Ф. Избранные труды /
Сост. И.Н. Решетень. М., 1987. 4.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю
детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К., 1987. 5.
Хрипкова А.Г.,
Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша: Пособие для учителей. М.,
1982. 6.
Шабельникова
В.Я., Моева Е.П. Конфликт. М., 1989. |
|
||
|
|
|
|
|