«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

В.В. Никитин, Л.Н. Попов

Творческое отношение как условие коррекционной работы
преподавателя физической культуры с социальными сиротами

Физическая культура – это часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, а также на всестороннее развитие физических способностей человека. Кроме того, физическая культура – это процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей телесной природы, а также совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей.

Физическое воспитание как важнейший компонент образовательной цели-идеала (воспитание всесторонне и гармонично развитой личности) – это «педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически крепкого, социально-активного человека, включающий в себя обучение двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств и связанных с ним знаний» [1, с. 5].

Физическое воспитание располагает значительными возможностями для профилактической и коррекционной работы с социальными сиротами: детьми, подростками, оставшимися без попечения или без надзора родителей. «Физическое воспитание представляет собой систему мероприятий развивающего, совершенствующего и корригирующего характера, призванных содействовать физическому развитию детей, укреплять их здоровье, обеспечивать овладение ими жизненно важными двигательными навыками и умениями, высокую умственную и физическую работоспособность, подготавливать к трудовой деятельности» [5, с. 55]. Одним из следствий социального сиротства являются отклонения в поведении, проявляющиеся либо в неуверенности, либо в агрессивности ребёнка, подростка. Физическая культура и спорт – это не только «средство удовлетворения потребности в борьбе, возможность реализации инстинкта агрессии, клапан, выпускающий излишние пары отрицательных эмоций» [6, с. 30], но и средство, облагораживающее, сублимирующее эти инстинкты и отрицательные эмоции.                                                                                                            

В этом случае ключевую роль в формировании поведенческих реакций ребёнка играет личность педагога-воспитателя (преподавателя физической культуры, тренера-наставника). Педагог для социального сироты – это в какой-то мере «родитель», он должен стать ребёнку примером для подражания, особенно в сфере социальных отношений. Педагог должен не только указать ему правильное направление жизни, но и оказать ребёнку помощь по мере прохождения им собственного, зачастую сложного жизненного пути. Для этого педагог (преподаватель физической культуры) должен быть интересным для ребёнка, уметь заинтересовать его творческим отношением к своему делу.

Сущность любого творчества (в том числе педагогического) – целостное духовно-душевно-телесное напряжение неравнодушно относящегося к миру человека. В.А. Кан-Калик пишет: «Совершенно чётко определяются два аспекта педагогического труда: творчество в процессе общения с детьми и общение с детьми в процессе педагогического творчества» [2, с. 46]. «Общение как часть педагогического творчества, проникновение творчества в общение учителя с детьми – вот непременные условия продуктивного педагогического общения» [2, с. 15].

Творческое отношение преподавателя физической культуры к общению и взаимодействию способствует коррекции и развитию физических, поведенческих отношений социального сироты к другим людям, к окружающему миру, коррекции и развитию его умственных и нравственных отношений. П.Ф. Лесгафт писал, что нравственность возможна лишь при «полной гармонии между физическим и умственным образованием» [3, с. 14].

Творчество в процессе педагогического общения и взаимодействия предполагает определённую свободу в самовыражении ребёнка, подростка: «Прежде всего, следует создать ребёнку условия для самостоятельной деятельности… Следует внушить подростку уверенность в своих силах… Задачей педагога (взрослого) является активный контроль за различными занятиями подростка, но ни в коем случае не стоит контроль превращать в «надзирательство»… педагогу следует знать, что не стоит ограничивать всячески ребёнка, юношу, подростка в их деятельности, а, во-первых, учить владеть собой и ориентировать в окружающем мире, во-вторых, тщательно инструктировать и прививать им навыки обращения с различными предметами и инструментами» [5, с. 56 – 57].

Творческое отношение к работе реализуется и через педагогическую речь. Речь преподавателя физической культуры – не только знание и грамотное изложение специальной терминологии, это и умение интересно, эмоционально выразить мысль. «Слово является в определённом понимании единственным средством воспитания. Это особенно касается отрочества – возраста познания идей, принципов, обобщающих истин. Желание охватить сложные явления и отношения требуют большой чуткости к слову и его оттенкам», – писал В.А. Сухомлинский [4, с. 417].

Таким образом, творческое отношение преподавателя к процессу физического воспитания способно обеспечить не только коррекцию поведения, но и духовное, нравственное развитие личности ребёнка, подростка.

Библиографический список

1.   Евсеев Ю.Н. Физическая культура.  Ростов- н/Д.: Феникс, 2004.

2.   Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.,1987.

3.   Лесгафт П.Ф. Избранные труды / Сост. И.Н. Решетень. М., 1987.

4.   Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К., 1987.

5.   Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша: Пособие для учителей. М., 1982.

6.   Шабельникова В.Я., Моева Е.П. Конфликт. М., 1989.  

 

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению