|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. М. А. Бастракова Формирование
художественных способностей у детей, Созидая и познавая действительность, человек преобразует
себя, осуществляет процесс творческого развития, охватывающий все сферы
личности. Преподавание любого вида искусства основывается на
педагогических технологиях, разработанных для достижения определённой
учебно-воспитательной цели. Детям из неблагополучных семей сложнее привить
нравственно-эстетические идеалы там, где нет элементарных условий проживания.
Под эту категорию попадают воспитанники детских домов и приютов. Вчерашние беспризорники, обитатели чердаков, подвалов и
вокзалов нелегко поддаются перевоспитанию. Агрессивные и замкнутые,
настороженные и затравленные, они проявляют лишь одни желания – воровать,
портить, ломать и жечь. Процесс перевоспитания таких детей сложен и
противоречив, он включает в себя педагогический и социальный аспект. Принято считать, что спокойный и эмоционально устойчивый
педагог положительно влияет на психику ребёнка. Но на вчерашних
беспризорников с отклонениями в психическом развитии, неуравновешенных и
относящихся к группе риска, привыкших подчиняться только окрику и силе, не
всегда данные качества педагога оказывают положительное воздействие. Эти дети
не затрудняются в неформальных выражениях в адрес взрослых и не признают никаких
авторитетов и общепринятых этических норм поведения. Учить искусству детей с
искажённой психикой и судьбой, выросших в ненависти и не верящих ни в кого и
ни во что – вот одна из задач, которую пришлось решать в детском доме № 3 г.
Екатеринбурга. Теоретических источников, литературы, информации и
исследований о том, как учить детей с подобным диагнозом, практически нет. А
те, что есть, предлагают программы обучения академической школы рисунка,
рассчитанной на детей с нормальной психикой. Необходимо было разрабатывать собственную методику
обучения. Большинство детей вынуждено проживать в казённых условиях. Отсюда
проявление агрессивности на любое действие. Чтобы придать детскому дому уют и
заинтересовать детей, администрации было предложено украсить стены росписью
на разнообразную тематику. Воспитанники с удивлением и восхищением наблюдали
за работой педагога, появился интерес и желание самим заняться росписью на
стенах. Каждый хотел попробовать свои силы в этом творчестве. В данном случае
воспитанники должны были поверить педагогу, его художественному потенциалу.
Задача заключалась в том, чтобы удивить, заинтересовать, и потом плавно
перейти к процессу обучения. В дальнейшем началась работа с группой
воспитанников 6 – 7 лет. Для формирования навыков и умений был выбран
репродуктивный метод, предполагающий совместную деятельность с педагогом. В небольшом коллективе детей у педагога есть возможность
контактировать со всей группой и отдельно с каждым ребёнком. Агрессивность и
раздражительность у этих детей в случае неудачи необходимо было гасить
вниманием, чутким отношением и доброжелательным сотрудничеством. Кроме этого
на занятиях использовались различные вспомогательные средства общения,
способствующие коррекции поведения и настроения. Было замечено, что рисование под музыку и песни любимых
певцов проходили спокойно, без эмоциональных стрессов. В подростковом
возрасте, когда воспитанники приобрели необходимые графические навыки и
умения, важно было сохранить их заинтересованность в рисовании, т.к. в этом возрасте
у них появляются новые интересы. Возникла необходимость в создании особо одарённой группы.
Но и здесь появились свои сложности. Многие воспитанники хотели рисовать
только то, что им нравится, занятия по обычным программам рисования им были
скучны. Поэтому было решено перейти к такому методу обучения рисунка как
копирование или срисовывание. Подростки коллекционируют фотографии с
изображением животных, птиц, бабочек, автомобилей и т.д. Копирование – это
тоже процесс обучения. Великие мастера эпохи Возрождения учились, копируя
работы своих учителей. Копирование требует выдержки, повышенного интереса и
любви к оригиналу. Перерисовывание любимого образа вызывает у воспитанников
эмоциональный восторг, особенно если копия соответствует оригиналу. На данном
этапе происходит процесс приобщения к искусству и познание самого себя как
творца, развиваются не творческие способности, глаз, рука, формируется вкус,
обогащаются художественно-технические знания: о способах смешивания красок,
подборе цветовых сочетаний, работе с масштабным измерением. Педагогу
необходимо вовремя выявлять недостатки и оказывать помощь там, где возникают
трудности. Если предоставить подростка самому себе, то вскоре интерес к
работе начинает пропадать. Трудности и неудачи для детей с подобным диагнозом
не способствуют достижению цели, и происходит охлаждение к выполнению данной
работы. Непременным условием для поддержания интереса и
эмоционального настроя являются постоянные выставки, где участники
награждаются призами и подарками. Детям очень важно пережить удовольствие от
демонстрации вознаграждения за свой талант. Дополнительное образование в процессе перевоспитания
детей, оставшихся без попечения родителей, может выступать как положительный
фактор, помогающий усвоению образцов нравственного поведения и дальнейшей
адаптации в обществе. |
|
||
|
|
|
|
|