«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

М. А. Бастракова

Формирование художественных способностей у детей,
оставшихся без попечения родителей

Созидая и познавая действительность, человек преобразует себя, осуществляет процесс творческого развития, охватывающий все сферы личности.

Преподавание любого вида искусства основывается на педагогических технологиях, разработанных для достижения определённой учебно-воспитательной цели. Детям из неблагополучных семей сложнее привить нравственно-эстетические идеалы там, где нет элементарных условий проживания. Под эту категорию попадают воспитанники детских домов и приютов.

Вчерашние беспризорники, обитатели чердаков, подвалов и вокзалов нелегко поддаются перевоспитанию. Агрессивные и замкнутые, настороженные и затравленные, они проявляют лишь одни желания – воровать, портить, ломать и жечь. Процесс перевоспитания таких детей сложен и противоречив, он включает в себя педагогический и социальный аспект.

Принято считать, что спокойный и эмоционально устойчивый педагог положительно влияет на психику ребёнка. Но на вчерашних беспризорников с отклонениями в психическом развитии, неуравновешенных и относящихся к группе риска, привыкших подчиняться только окрику и силе, не всегда данные качества педагога оказывают положительное воздействие. Эти дети не затрудняются в неформальных выражениях в адрес взрослых и не признают никаких авторитетов и общепринятых этических норм поведения. Учить искусству детей с искажённой психикой и судьбой, выросших в ненависти и не верящих ни в кого и ни во что – вот одна из задач, которую пришлось решать в детском доме № 3 г. Екатеринбурга.

Теоретических источников, литературы, информации и исследований о том, как учить детей с подобным диагнозом, практически нет. А те, что есть, предлагают программы обучения академической школы рисунка, рассчитанной на детей с нормальной психикой.

Необходимо было разрабатывать собственную методику обучения. Большинство детей вынуждено проживать в казённых условиях. Отсюда проявление агрессивности на любое действие. Чтобы придать детскому дому уют и заинтересовать детей, администрации было предложено украсить стены росписью на разнообразную тематику. Воспитанники с удивлением и восхищением наблюдали за работой педагога, появился интерес и желание самим заняться росписью на стенах. Каждый хотел попробовать свои силы в этом творчестве. В данном случае воспитанники должны были поверить педагогу, его художественному потенциалу. Задача заключалась в том, чтобы удивить, заинтересовать, и потом плавно перейти к процессу обучения. В дальнейшем началась работа с группой воспитанников 6 – 7 лет. Для формирования навыков и умений был выбран репродуктивный метод, предполагающий совместную деятельность с педагогом.

В небольшом коллективе детей у педагога есть возможность контактировать со всей группой и отдельно с каждым ребёнком. Агрессивность и раздражительность у этих детей в случае неудачи необходимо было гасить вниманием, чутким отношением и доброжелательным сотрудничеством. Кроме этого на занятиях использовались различные вспомогательные средства общения, способствующие коррекции поведения и настроения.

Было замечено, что рисование под музыку и песни любимых певцов проходили спокойно, без эмоциональных стрессов. В подростковом возрасте, когда воспитанники приобрели необходимые графические навыки и умения, важно было сохранить их заинтересованность в рисовании, т.к. в этом возрасте у них появляются новые интересы.

Возникла необходимость в создании особо одарённой группы. Но и здесь появились свои сложности. Многие воспитанники хотели рисовать только то, что им нравится, занятия по обычным программам рисования им были скучны. Поэтому было решено перейти к такому методу обучения рисунка как копирование или срисовывание. Подростки коллекционируют фотографии с изображением животных, птиц, бабочек, автомобилей и т.д. Копирование – это тоже процесс обучения. Великие мастера эпохи Возрождения учились, копируя работы своих учителей. Копирование требует выдержки, повышенного интереса и любви к оригиналу.

Перерисовывание любимого образа вызывает у воспитанников эмоциональный восторг, особенно если копия соответствует оригиналу. На данном этапе происходит процесс приобщения к искусству и познание самого себя как творца, развиваются не творческие способности, глаз, рука, формируется вкус, обогащаются художественно-технические знания: о способах смешивания красок, подборе цветовых сочетаний, работе с масштабным измерением. Педагогу необходимо вовремя выявлять недостатки и оказывать помощь там, где возникают трудности. Если предоставить подростка самому себе, то вскоре интерес к работе начинает пропадать. Трудности и неудачи для детей с подобным диагнозом не способствуют достижению цели, и происходит охлаждение к выполнению данной работы.

Непременным условием для поддержания интереса и эмоционального настроя являются постоянные выставки, где участники награждаются призами и подарками. Детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации вознаграждения за свой талант.

Дополнительное образование в процессе перевоспитания детей, оставшихся без попечения родителей, может выступать как положительный фактор, помогающий усвоению образцов нравственного поведения и дальнейшей адаптации в обществе.

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению