«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

О.Б. Набокова,  Т.С. Шабанова, Н.П. Сулимова

Искусство родительского воспитания в теории А.С. Макаренко

А.С. Макаренко считал, что семья играет огромную роль в жизни каждого человека. Она даёт полноту жизни, приносит счастье. Семья  –дело государственного значения, так как от того, каких детей она воспитает, зависит будущее нашего общества. «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не всё: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы. Это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» [1,  347].

Знание особенностей воспитательного процесса в огромной мере облегчает родителям дело воспитания, но такими знаниями обладают не все. Перед педагогом встаёт важнейшая обязанность – активно учить родителей искусству воспитания. Азбука воспитания, раскрывающаяся в системе образования, по мнению А.С.Макаренко, должна дойти до всех родителей.

Незнание педагогики приводит к тому, что в семьях дети порой вырастают индивидуалистами. Вот и надо разъяснить родителям, что хоть в пору детства и отрочества виднейшее место в жизни человека занимает школа, это вовсе не значит, что они могут забыть о своих обязанностях. Родители должны всемерно помогать школе, а не жертвовать детям всем, в том числе и собственным счастьем. Макаренко называет таких родителей самыми плохими воспитателями, а их жертву – самым ужасным подарком, какой только они могут сделать своему ребёнку.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод  воспитания!

Умение нормировать любовь и строгость важно и в дошкольном возрасте ребёнка, и в его школьные годы. Некоторые родители возражали Антону Семёновичу, утверждая, что можно воспитать детей без всякой строгости, если делать всё радушно и ласково. Но Макаренко и не подразумевал под строгостью какой-то особый гнев. Строгость, по его мнению, хороша только тогда, когда она не имеет никаких признаков истерии.

Мы считаем, что можно научиться быть строгим и при ласковом тоне. Нужен не крик, а спокойствие, уверенность, твёрдое решение, что обычно производит самое большое впечатление. В этом будут заключаться и уважение к ребёнку, и требование к нему. В безмерной любви к детям как раз и отсутствует требование, без которого нет воспитательного процесса. Неумеренность любви к ребёнку не только губит лучшие черты его характера, но и заражает его порой самым разнузданным эгоизмом. Родители не замечают, что эта неумеренность – выражение их родительской деспотии и что ребёнок, для счастья которого они готовы пожертвовать всем, по их вине становится глубоко несчастным. А.С. Макаренко категорически настаивал на том, чтобы вмешательство родителей в жизнь детей подчинялось какой-то норме. Нельзя допускать, чтобы во имя слепой любви родители окутывали детей ненужной заботой, сковывали ребячью свободу и инициативу. Также вредна и неумеренность в строгости родителей. В обращении с детьми недопустима  грубость, а тем более телесные наказания.

Мы считаем, что наказание не воспитывает само по себе. Оно воздействует положительно лишь тогда, когда вызывает в душе ребёнка переживание вины, стыда за проступок, искреннее раскаяние. Если же у него возникает слепой страх перед родительской властью, молчаливое озлобление из-за несправедливости, оно лишено педагогического смысла.

Родительский авторитет – вот что, по мнению А.С.Макаренко, является основой искусства родительского воспитания. Родительский авторитет – это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение.

Главным основанием родительского авторитета является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей.

А.С. Макаренко выделял несколько видов родительского авторитета:

-          авторитет подавления – повседневное воздействие на ребёнка своим видом, жёсткое и порой жестокое отношение с ним;

-          авторитет расстояния – родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как с начальниками; 

-          авторитет чванства – возвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома;

-          авторитет педантизма – большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям отношения к себе как к безукоризненному авторитету;

-          авторитет резонёрства – бесконечные назидания и наставления ребёнку;

-          авторитет любви – стремление повседневно и повсеместно показывать свою любовь к ребёнку и ожидание демонстрации любви ребёнка;

-          авторитет доброты – чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к ребёнку;

-          авторитет дружбы – стремление создать с раннего возраста отношения с ребёнком как с равным;

-          авторитет подкупа – послушание ребёнка достигается путём подкупа подарками и обещаниями.

Однако, по мнению А.С. Макаренко, главным   основанием   родительского авторитета должны быть жизнь и работа родителей, их гражданское  лицо, их поведение.

На наш взгляд, настоящий родительский авторитет основан на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя свой характер.

При этом успех семейного воспитания будет обеспечен только при условии постоянного сознательного выполнения родителями их гражданского долга перед обществом. Именно такой подход, на наш взгляд, может позволить избежать безнадзорности детей и создать благоприятные условия для их развития.

 

Библиографический список

1.      Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1959.   

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению