«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

Т.С. Шабанова, Н.П. Сулимова

Воспитание культурных навыков как аспект семейного воспитания

Семья – один из институтов социализации, исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на воспитание и подготовку детей к самостоятельной жизнедеятельности, к адаптации в социуме и интеграции в общество.

Определяющая роль семьи обусловлена её влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. В семье происходит усвоение социального опыта, овладение различными социальными ролями, закладываются основы нравственной, эстетической культуры, формируются нормы поведения и индивидуальные качества личности. А.С. Макаренко придавал семейному воспитанию особое значение, большое внимание уделяя при этом воспитанию культуры в семье.

Подлинное воспитание культурных навыков невозможно без формирования широкого круга духовных интересов и культурных потребностей. Приобщение ребёнка к красоте окружающего мира, формирование у него способности эмоционального переживания красоты, умения видеть её вокруг себя и создавать – это главное содержание воспитания.

А.С. Макаренко отмечал, что в  воспитании культурных навыков важны все моменты, насыщающие культурную жизнь маленького человека: чтение книг, газет, просмотры фильмов, посещение театров, выставок, музеев и т.д. «Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания» [1, с. 428]. Это касается детей младшего возраста. В школьные годы приобретает значение чтение газет, журналов, книг, посещение театров, кино, музеев, выставок и другие формы культурного развития.

Антон Семёнович считал, что семья обязательно должна выписывать хотя бы одну из газет. Чтение газеты не должно происходить в отдалении от ребёнка, а родители не должны просматривать газету каждый сам для себя. В каждой газете найдётся материал, который можно прочитать вслух и поговорить о нём всем вместе, если не специально для ребёнка, то обязательно в его присутствии. Когда он уже сам научится читать, газета должна приобретать для него всё большее значение. Сегодня в условиях всеобщей компьютеризации немногие семьи выписывают газеты. И практически каждый ребёнок большую часть времени проводит за компьютером. Во-первых, это удобно родителям, так как они могут делать свои дела, во-вторых, ребёнку, так как он использует компьютер не в качестве источника информации, а как игрушку для приятного времяпрепровождения. Но если родители заинтересованы в воспитании культурных навыков у ребёнка, то можно в Интернете находить печатные издания (различные газеты, журналы) и посвящать некоторое время совместному прочтению и обсуждению данных источников. Пользы от этого будет гораздо больше, чем от игрушек, в которые играют дети.

 На современном этапе компьютер заменяет не только газеты и журналы, но что ещё хуже и книги. Современные родители очень мало времени уделяют чтению книг. Гораздо легче включить ребёнку мультфильмы, чтобы он не мешал заниматься делами. Между тем А.С. Макаренко значительную роль в процессе воспитания культурных навыков отводил именно книге. Знакомство с книгой  должно начинаться с чтения вслух. Однако и в дальнейшем, как бы хорошо ни был грамотен ребёнок, чтение вслух должно составлять одно из самых широких мероприятий семьи. Очень полезно, если такое чтение книг происходит не специально для ребёнка-слушателя, а в кругу всей семьи, с расчётом на то, что оно вызовет и коллективный отзыв, и обмен мнениями; тогда и ребёнок сможет высказать своё отношение. Только при помощи такого коллективного чтения можно сформировать читательские вкусы ребёнка и выработать в нём привычку критически относиться к прочитанному.

А.С. Макаренко отмечал, что городская семья располагает ограниченными возможностями для приобщения ребёнка к красоте природы, но красота городских пейзажей, архитектурных ансамблей, театры, музыка, кино предоставляют родителям широкое поле для культурного и эстетического воспитания детей.

Значительная часть семейного досуга может быть отведена совместному просмотру телевизионных передач. Эта форма проведения свободного времени выполняет целый комплекс функций досуга: познавательную, эстетическую и т.д. Телевизионный экран предоставляет возможности для пополнения знаний и расширения кругозора, для восприятия произведений искусства и даже для опосредованного общения с природой (передача «В мире животных», например). Кроме того, просмотр телепередач в кругу семьи стимулирует внутрисемейное общение, формирует взаимопонимание и доброе отношение друг к другу. В наше время просмотр телепередач занимает значительную часть семейного досуга, но изменились предпочтения людей. Сегодня больше привлекают развлекательные программы, телешоу, а далеко не познавательные и научные.  На  наш взгляд, лучше посмотреть всей семьёй хотя бы один выпуск новостей в день и обсудить полученную информацию, чем переключать программы в поисках очередного шоу. Для ребёнка это более ценно.

Тем не менее, телевизионный экран не может заменить непосредственного живого общения с искусством и тем более с природой.

Одним из самых могучих воспитательных факторов по отношению не только к детям, но и к взрослым является кино, считал Антон Семёнович. Здесь так же, как и в других случаях, необходимы совместное обсуждение, обмен мнениями.  Однако, по мнению А.С. Макаренко, это вовсе не означает, что кино можно предложить детям в неограниченном количестве и без контроля. С этим можно согласиться  и сегодня. Современный кинематограф сменил направленность, теперь он не является формой пропаганды человеческих ценностей, а больше выполняет релаксационную функцию. На экране всё чаще пропагандируются жестокость, убийства. 

Всё, что относится к кино, может быть отнесено и к театру. Просмотр пьесы в театре требует от ребёнка более серьёзного и длительного напряжения внимания; в этом отношении театр гораздо сложнее кино. Ещё больше, чем кинофильм, театральная пьеса должна сопровождаться обсуждением и обменом мнений в семье. Только тогда её влияние будет более полным и сильным. Нужно отметить, что театр сегодня вновь выходит на одну из главных позиций в сфере семейного досуга. Даже в маленьких городах в кукольных театрах всегда полные залы, из областных городов приезжают с гастролями театры, коллективы и т.д. 

А.С. Макаренко также считал, что музей, выставка, галерея – это важные воспитательные средства. Они требуют от ребёнка серьёзного внимания, сосредоточенности, организуют работу детского интеллекта и вызывают глубокие эстетические и нравственные чувства. Сегодня очень много различных музейных экспозиций. В последнее время большой популярностью пользуются выставки восковых фигур, которые с удовольствием посещают и взрослые, и дети. Также очень интересны выставки в краеведческих музеях, выставки работ современных художников и т.д.

Культурные навыки – это не только развитие духовного потенциала ребёнка, но и его физическое развитие. Семья, считал Антон  Семёнович, должна поощрять интерес и к спорту. «Каждая семья должна стремиться к тому, чтобы её дети были спортсменами не только по интересу, но и в своём собственном опыте. Конечно, в этом случае всего лучше, если и сами родители принимают участие в спорте» [1, с. 436]. В нашей стране стали уделять много внимания спорту, появляются новые секции, открываются спортивные школы. Физическому развитию способствует и танец. Значение  как спортивных, так и танцевальных секций и  школ велико. И дело здесь не только в занятости ребёнка. Он  имеет возможность преобразовать свою энергию в нечто позитивное. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда ребёнок наиболее склонен к конфликтам с родителями, из-за чего он уходит из дома. Ведь одной из основных причин бродяжничества в этом возрасте является именно внутрисемейный конфликт. А теперь подумаем, если подросток всю свою негативную энергию будет тратить на создание какого-то образа в танце или направит её на достижение цели в спорте, то будет ли он искать причины для ссоры с родителями (ведь он дал выход энергии)?

 Все перечисленные аспекты касаются сферы досуга. Правильная организация досуговой деятельности ребёнка в семье способствует решению, а в большей степени предотвращению многих социально-педагогических проблем, в том числе безнадзорности и беспризорности, бродяжничества. То есть, если ребёнок знает, чем и как занять себя дома после школы, то и мыслей о бродяжничестве у него не возникает.

 

Библиографический список

1.      Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1959.   

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению