|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. Т.С. Шабанова, Н.П. Сулимова Воспитание
культурных навыков как аспект семейного воспитания Семья – один из институтов социализации, исторически
сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей,
направленной на воспитание и подготовку детей к самостоятельной
жизнедеятельности, к адаптации в социуме и интеграции в общество. Определяющая роль семьи обусловлена её влиянием на весь
комплекс физической и духовной жизни растущего человека. В семье происходит
усвоение социального опыта, овладение различными социальными ролями,
закладываются основы нравственной, эстетической культуры, формируются нормы
поведения и индивидуальные качества личности. А.С. Макаренко придавал
семейному воспитанию особое значение, большое внимание уделяя при этом
воспитанию культуры в семье. Подлинное воспитание культурных навыков невозможно без
формирования широкого круга духовных интересов и культурных потребностей.
Приобщение ребёнка к красоте окружающего мира, формирование у него
способности эмоционального переживания красоты, умения видеть её вокруг себя
и создавать – это главное содержание воспитания. А.С. Макаренко отмечал, что в воспитании культурных навыков важны все
моменты, насыщающие культурную жизнь маленького человека: чтение книг, газет,
просмотры фильмов, посещение театров, выставок, музеев и т.д. «Хорошо
рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания» [1, с. 428]. Это
касается детей младшего возраста. В школьные годы приобретает значение чтение
газет, журналов, книг, посещение театров, кино, музеев, выставок и другие
формы культурного развития. Антон Семёнович считал, что семья обязательно должна
выписывать хотя бы одну из газет. Чтение газеты не должно происходить в
отдалении от ребёнка, а родители не должны просматривать газету каждый сам
для себя. В каждой газете найдётся материал, который можно прочитать вслух и
поговорить о нём всем вместе, если не специально для ребёнка, то обязательно
в его присутствии. Когда он уже сам научится читать, газета должна
приобретать для него всё большее значение. Сегодня в условиях всеобщей
компьютеризации немногие семьи выписывают газеты. И практически каждый
ребёнок большую часть времени проводит за компьютером. Во-первых, это удобно
родителям, так как они могут делать свои дела, во-вторых, ребёнку, так как он
использует компьютер не в качестве источника информации, а как игрушку для
приятного времяпрепровождения. Но если родители заинтересованы в воспитании
культурных навыков у ребёнка, то можно в Интернете находить печатные издания
(различные газеты, журналы) и посвящать некоторое время совместному прочтению
и обсуждению данных источников. Пользы от этого будет гораздо больше, чем от
игрушек, в которые играют дети. На современном
этапе компьютер заменяет не только газеты и журналы, но что ещё хуже и книги.
Современные родители очень мало времени уделяют чтению книг. Гораздо легче
включить ребёнку мультфильмы, чтобы он не мешал заниматься делами. Между тем
А.С. Макаренко значительную роль в процессе воспитания культурных навыков
отводил именно книге. Знакомство с книгой
должно начинаться с чтения вслух. Однако и в дальнейшем, как бы хорошо
ни был грамотен ребёнок, чтение вслух должно составлять одно из самых широких
мероприятий семьи. Очень полезно, если такое чтение книг происходит не
специально для ребёнка-слушателя, а в кругу всей семьи, с расчётом на то, что
оно вызовет и коллективный отзыв, и обмен мнениями; тогда и ребёнок сможет
высказать своё отношение. Только при помощи такого коллективного чтения можно
сформировать читательские вкусы ребёнка и выработать в нём привычку
критически относиться к прочитанному. А.С. Макаренко отмечал, что городская семья располагает
ограниченными возможностями для приобщения ребёнка к красоте природы, но
красота городских пейзажей, архитектурных ансамблей, театры, музыка, кино
предоставляют родителям широкое поле для культурного и эстетического
воспитания детей. Значительная часть семейного досуга может быть отведена
совместному просмотру телевизионных передач. Эта форма проведения свободного
времени выполняет целый комплекс функций досуга: познавательную, эстетическую
и т.д. Телевизионный экран предоставляет возможности для пополнения знаний и
расширения кругозора, для восприятия произведений искусства и даже для
опосредованного общения с природой (передача «В мире животных», например).
Кроме того, просмотр телепередач в кругу семьи стимулирует внутрисемейное
общение, формирует взаимопонимание и доброе отношение друг к другу. В наше
время просмотр телепередач занимает значительную часть семейного досуга, но
изменились предпочтения людей. Сегодня больше привлекают развлекательные
программы, телешоу, а далеко не познавательные и научные. На
наш взгляд, лучше посмотреть всей семьёй хотя бы один выпуск новостей
в день и обсудить полученную информацию, чем переключать программы в поисках
очередного шоу. Для ребёнка это более ценно. Тем не менее, телевизионный экран не может заменить
непосредственного живого общения с искусством и тем более с природой. Одним из самых могучих воспитательных факторов по
отношению не только к детям, но и к взрослым является кино, считал Антон
Семёнович. Здесь так же, как и в других случаях, необходимы совместное
обсуждение, обмен мнениями. Однако, по
мнению А.С. Макаренко, это вовсе не означает, что кино можно предложить детям
в неограниченном количестве и без контроля. С этим можно согласиться и сегодня. Современный кинематограф сменил
направленность, теперь он не является формой пропаганды человеческих
ценностей, а больше выполняет релаксационную функцию. На экране всё чаще
пропагандируются жестокость, убийства.
Всё, что относится к кино, может быть отнесено и к театру.
Просмотр пьесы в театре требует от ребёнка более серьёзного и длительного
напряжения внимания; в этом отношении театр гораздо сложнее кино. Ещё больше,
чем кинофильм, театральная пьеса должна сопровождаться обсуждением и обменом
мнений в семье. Только тогда её влияние будет более полным и сильным. Нужно
отметить, что театр сегодня вновь выходит на одну из главных позиций в сфере
семейного досуга. Даже в маленьких городах в кукольных театрах всегда полные
залы, из областных городов приезжают с гастролями театры, коллективы и
т.д. А.С. Макаренко также считал, что музей, выставка, галерея
– это важные воспитательные средства. Они требуют от ребёнка серьёзного
внимания, сосредоточенности, организуют работу детского интеллекта и вызывают
глубокие эстетические и нравственные чувства. Сегодня очень много различных
музейных экспозиций. В последнее время большой популярностью пользуются
выставки восковых фигур, которые с удовольствием посещают и взрослые, и дети.
Также очень интересны выставки в краеведческих музеях, выставки работ современных
художников и т.д. Культурные навыки – это не только развитие духовного
потенциала ребёнка, но и его физическое развитие. Семья, считал Антон Семёнович, должна поощрять интерес и к
спорту. «Каждая семья должна стремиться к тому, чтобы её дети были спортсменами
не только по интересу, но и в своём собственном опыте. Конечно, в этом случае
всего лучше, если и сами родители принимают участие в спорте» [1, с. 436]. В
нашей стране стали уделять много внимания спорту, появляются новые секции,
открываются спортивные школы. Физическому развитию способствует и танец.
Значение как спортивных, так и
танцевальных секций и школ велико. И
дело здесь не только в занятости ребёнка. Он
имеет возможность преобразовать свою энергию в нечто позитивное.
Особенно это важно в подростковом возрасте, когда ребёнок наиболее склонен к
конфликтам с родителями, из-за чего он уходит из дома. Ведь одной из основных
причин бродяжничества в этом возрасте является именно внутрисемейный
конфликт. А теперь подумаем, если подросток всю свою негативную энергию будет
тратить на создание какого-то образа в танце или направит её на достижение
цели в спорте, то будет ли он искать причины для ссоры с родителями (ведь он
дал выход энергии)? Все перечисленные
аспекты касаются сферы досуга. Правильная организация досуговой деятельности
ребёнка в семье способствует решению, а в большей степени предотвращению
многих социально-педагогических проблем, в том числе безнадзорности и
беспризорности, бродяжничества. То есть, если ребёнок знает, чем и как занять
себя дома после школы, то и мыслей о бродяжничестве у него не возникает. Библиографический список 1.
Макаренко А.С. Книга для
родителей. М., 1959. |
|
||
|
|
|
|
|