|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. Ю.Б. Лутфуллина, Н.П. Сулимова Воспитание
дисциплины в семье Семейное воспитание имеет огромное значение в развитии и становлении
любого человека. Можно сказать, что это – фундамент, на котором строится вся
жизнь. И от того, насколько добротен и твёрд этот фундамент, зависит очень
многое в судьбе человека. Много внимания работе с семьёй, воспитанию в семье в своё время уделял
А.С. Макаренко. Он всегда считал, что «Семья – очень важное, очень
ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит
счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим
государственное значение» [2, с. 59]. Существует много сложных социальных проблем в вопросах семейного
воспитания, связанных с детской наркоманией, беспризорничеством. Именно
поэтому данное направление социально-педагогической работы остаётся
актуальным на сегодняшний день. Термин «дисциплина» имеет несколько значений. В одном случае под
дисциплиной понимают собрание правил поведения. В других случаях дисциплиной
называют уже сложившиеся, воспи¬танные привычки человека, в третьих – видят в
дисциплине только послушание. А.С. Макаренко понятие дисциплины связывал в
первую очередь с выполнением чёткого режима и предъявляемых требований. Он
отмечал, что один режим требований и послушания должен быть в большой семье,
где много детей, и совершенно иной в такой семье, где только один ребёнок.
Режим, полезный по отношению к младшим детям, может принести большой вред,
если его применять к более взрослым детям. Точно так же свои особенности
должен иметь режим для девочек, в особенности в старшем возрасте. Поэтому режим не может быть постоянным по своему характеру именно
потому, что является только средством воспитания. Каждое воспитание
преследует определённые цели, причём эти цели всегда изменяются и
усложняются. Первое, на что необходимо обращать внимание родителей, это то, что
режим должен быть целесообразен. А.С. Макаренко отмечал, что, если родители
требуют, чтобы дети в определённый час сходились к обеду и садились за стол
вместе с другими, то они должны понимать, что такой порядок необходим для
облегчения работы матери или домработницы, а также для того, чтобы несколько
раз в день собраться всей семьёй, побыть вместе, поделиться своими мыслями
или чувствами. Если родители требуют, чтобы дети не оставляли недоеденных
кусков, то те должны понимать, что это необходимо из уважения к труду людей,
производящих продукты, из уважения к
труду родителей и из соображений семейной экономии. Во-вторых, важным свойством каждого режима является его определённость
и постоянство. Если сегодня нужно чистить зубы, то нужно их чистить и завтра;
если сегодня нужно убрать после себя постель, то нужно это сделать и завтра. А.С. Макаренко в своих работах обращал особенное внимание родителей на
это обстоятельство: «Многие ошибочно полагают так: мальчик утром не убрал
свою постель, стоит ли из-за этого поднимать скандал? Во-первых, он это
сделал первый раз, во-вторых, неубранная постель – вообще пустяк, не стоит
из-за неё портить мальчику нервы. Такое рассуждение целиком неправильно. В
деле воспитания нет пустяков. Неубранная постель обозначает не только
возникающую неряшливость, но и возникающее пренебрежение к установленному
режиму, начало такого опыта, который потом может принять формы прямой
враждебности по отношению к родителям» [1, с. 375]. Однако, определённость режима, его точность и обязательность
подвергаются большой опасности, если родители сами относятся к режиму
неискренне, если они требуют его выполнения от детей, а в то же время сами
живут беспорядочно, не подчиняясь никакому режиму. Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьёй, находится в почти
полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома. В таком
случае для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать,
что окружает сына или дочь. Чрезвычайно важным, по мнению А.С. Макаренко, является и вопрос о
форме режимных отношений между родителями и детьми. В течение семейной жизни,
конечно, много бывает случаев, когда уместна и ласка, и беседа, и твёрдость,
и даже уступчивость. Но там, где дело касается режима, все эти формы должны
уступить место одной главной, и это единственная и лучшая форма –
распоряжение. Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный,
приветливый, но всегда решительный тон в своём деловом распоряжения, а дети с
самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть
подчиняться распоряжению и выполнять его охотно. В противном случае у ребёнка
может возникнуть отторжение требований взрослого и потребность самореализации
вне дома, что в свою очередь может стать толчком к беспризорности.
Следовательно, самое важное в этой области – следить, чтобы у детей не
накапливался опыт непослушания, чтобы не нарушался семейный режим. «Если режим развивается правильно с самого начала, если родители
внимательно следят за его развитием, наказания не будут нужны. В хорошей
семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного
воспитания»... – писал А.С. Макаренко [1, с. 379]. Нельзя не согласиться с тем,
что институт семьи действительно играет очень важную роль в жизни каждого
человека. Первичная социализация ребёнка происходит именно в семье, и оттого
насколько успешно она протекает, во многом зависит будущее ребёнка. Воспитание дисциплины в семье является одной из возможных проблем, с
которой могут столкнуться родители. Средством профилактики возникновения
подобной ситуации А.С. Макаренко предлагает прививать детям определённость
режима, его точность и обязательность выполнения. Данный подход к решению проблем дисциплины можно использовать и в
настоящее время. Но он наиболее эффективен
в младшем возрасте, когда ребёнок ещё не может адекватно оценивать
свои действия и поступки, когда он нуждается в помощи взрослых. По мере
взросления ребёнка определённость и точность режима можно ослаблять, ребёнок
уже сам должен учиться понимать последствия своих поступков, родители могут
выступать лишь в качестве консультантов, которые в случае возникновения
проблем могут помочь найти правильное решение. Библиографический список 1.
Макаренко А.С. Книга для
родителей. М., 1959. 2.
Макаренко А.С. Лекции о
воспитании детей. Педагогические сочинения: В 8 т. Т.4. М., 1984. |
|
||
|
|
|
|
|