«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

Ю.Б. Лутфуллина, Н.П. Сулимова

Воспитание дисциплины в семье
как средство решения социально-педагогической проблемы

Семейное воспитание имеет огромное значение в развитии и становлении любого человека. Можно сказать, что это – фундамент, на котором строится вся жизнь. И от того, насколько добротен и твёрд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.

Много внимания работе с семьёй, воспитанию в семье в своё время уделял А.С. Макаренко. Он всегда считал, что «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение» [2, с. 59].

Существует много сложных социальных проблем в вопросах семейного воспитания, связанных с детской наркоманией, беспризорничеством. Именно поэтому данное направление социально-педагогической работы остаётся актуальным на сегодняшний день.

Термин «дисциплина» имеет несколько значений. В одном случае под дисциплиной понимают собрание правил поведения. В других случаях дисциплиной называют уже сложившиеся, воспи¬танные привычки человека, в третьих – видят в дисциплине только послушание. А.С. Макаренко понятие дисциплины связывал в первую очередь с выполнением чёткого режима и предъявляемых требований. Он отмечал, что один режим требований и послушания должен быть в большой семье, где много детей, и совершенно иной в такой семье, где только один ребёнок. Режим, полезный по отношению к младшим детям, может принести большой вред, если его применять к более взрослым детям. Точно так же свои особенности должен иметь режим для девочек, в особенности в старшем возрасте.

Поэтому режим не может быть постоянным по своему характеру именно потому, что является только средством воспитания. Каждое воспитание преследует определённые цели, причём эти цели всегда изменяются и усложняются.

Первое, на что необходимо обращать внимание родителей, это то, что режим должен быть целесообразен. А.С. Макаренко отмечал, что, если родители требуют, чтобы дети в определённый час сходились к обеду и садились за стол вместе с другими, то они должны понимать, что такой порядок необходим для облегчения работы матери или домработницы, а также для того, чтобы несколько раз в день собраться всей семьёй, побыть вместе, поделиться своими мыслями или чувствами. Если родители требуют, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то те должны понимать, что это необходимо из уважения к труду людей, производящих  продукты, из уважения к труду родителей и из соображений семейной экономии.

Во-вторых, важным свойством каждого режима является его определённость и постоянство. Если сегодня нужно чистить зубы, то нужно их чистить и завтра; если сегодня нужно убрать после себя постель, то нужно это сделать и завтра.

А.С. Макаренко в своих работах обращал особенное внимание родителей на это обстоятельство: «Многие ошибочно полагают так: мальчик утром не убрал свою постель, стоит ли из-за этого поднимать скандал? Во-первых, он это сделал первый раз, во-вторых, неубранная постель – вообще пустяк, не стоит из-за неё портить мальчику нервы. Такое рассуждение целиком неправильно. В деле воспитания нет пустяков. Неубранная постель обозначает не только возникающую неряшливость, но и возникающее пренебрежение к установленному режиму, начало такого опыта, который потом может принять формы прямой враждебности по отношению к родителям» [1, с. 375].

Однако, определённость режима, его точность и обязательность подвергаются большой опасности, если родители сами относятся к режиму неискренне, если они требуют его выполнения от детей, а в то же время сами живут беспорядочно, не подчиняясь никакому режиму.

Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьёй, находится в почти полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома. В таком случае для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать, что окружает сына или  дочь.

Чрезвычайно важным, по мнению А.С. Макаренко, является и вопрос о форме режимных отношений между родителями и детьми. В течение семейной жизни, конечно, много бывает случаев, когда уместна и ласка, и беседа, и твёрдость, и даже уступчивость. Но там, где дело касается режима, все эти формы должны уступить место одной главной, и это единственная и лучшая форма – распоряжение.

Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своём деловом распоряжения, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть подчиняться распоряжению и выполнять его охотно. В противном случае у ребёнка может возникнуть отторжение требований взрослого и потребность самореализации вне дома, что в свою очередь может стать толчком к беспризорности. Следовательно, самое важное в этой области – следить, чтобы у детей не накапливался опыт непослушания, чтобы не нарушался семейный режим.

«Если режим развивается правильно с самого начала, если родители внимательно следят за его развитием, наказания не будут нужны. В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного воспитания»... – писал А.С. Макаренко [1, с. 379].

 Нельзя не согласиться с тем, что институт семьи действительно играет очень важную роль в жизни каждого человека. Первичная социализация ребёнка происходит именно в семье, и оттого насколько успешно она протекает, во многом зависит будущее ребёнка.     

Воспитание дисциплины в семье является одной из возможных проблем, с которой могут столкнуться родители. Средством профилактики возникновения подобной ситуации А.С. Макаренко предлагает прививать детям определённость режима, его точность и обязательность выполнения.

Данный подход к решению проблем дисциплины можно использовать и в настоящее время. Но он наиболее эффективен  в младшем возрасте, когда ребёнок ещё не может адекватно оценивать свои действия и поступки, когда он нуждается в помощи взрослых. По мере взросления ребёнка определённость и точность режима можно ослаблять, ребёнок уже сам должен учиться понимать последствия своих поступков, родители могут выступать лишь в качестве консультантов, которые в случае возникновения проблем могут помочь найти правильное решение.

 

Библиографический список

1.      Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1959.   

2.      Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Педагогические сочинения: В 8 т. Т.4. М., 1984.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению