|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. О.А. Белкина Профилактика
девиантного поведения учащихся В последние годы растёт
количество учащихся, поступающих в 7 – 9 классы компенсирующего обучения
Центра образования № 190. Тенденция роста числа педагогически запущенных
подростков с девиантным поведением, а также соматически и нервно ослабленных,
с грузом негативных привычек детей «группы риска» характерна для всей России.
Особую остроту эта проблема приобретала в высоко урбанизированном Уральском
регионе, где по ряду социально-экономических, демографических и культурно-исторических
причин велика доля таких детей. Школа всегда реагирует на изменения в обществе. Распад
традиционных экономических, политических, общественных структур вызвал
кризисные симптомы в духовной жизни общества и семьи. Следствием этого стала
семейная, средовая и социальная дезадаптация, охватившая значительную часть
детей и подростков. Дезадаптация – психическое состояние, возникшее в результате
несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребёнка
требованиям новой социальной ситуации. Одним
из основных проявлений дезадаптации у детей является девиантное поведение, выражающееся в протестах против моральных,
семейных, общественных, и правовых норм.
Существенным признаком отклоняющегося
поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали
и права и нежеланием или неспособностью подростка выполнять их. Почему же
возникают эти противоречия? С одной стороны, они
обусловлены низким уровнем общей культуры семейных взаимоотношений, ошибками
семейного воспитания, издержками учебно-воспитательного процесса,
недостатками внимания со стороны учителей к ребёнку, безразличием к его
интересам, запросам и потребностям. С другой стороны, в основе дезадаптации
лежат причины психофизиологического или психобиологического характера,
возникающие в определённый период возрастного развития или проявляющиеся как
следствие каких-либо нарушений в развитии ребёнка. В
связи с выше изложенным особую социальную и педагогическую значимость
приобретает внедрение в образовательный процесс форм активной
психолого-медико-педагогической помощи наиболее трудной в воспитательном
отношении категории учащихся, которые в силу различных причин пришли в наш
Центр образования психически и соматически ослабленными, социально и
педагогически запущенными, с проблемами школьной и семейной дезадаптации. С
этой целью в Центре образования открыты 7 – 9 классы компенсирующего
обучения, создана психолого-медико-педагогическая служба учреждения,
организована система воспитательной работы и досуговой деятельности учащихся,
работает отделение технологического цикла. В
Центре образования осуществляется психолого-педагогическое и
медико-социальное сопровождение каждого дезадаптированного подростка. В
настоящее время в её состав входят
следующие специалисты: психолог,
социальный педагог, школьный врач, подростковой психиатр, психолог-профессиолог,
педагог-дефектолог, воспитатели. Основные
этапы взаимодействия специалистов различного профиля: 1
этап. Первичная и углублённая диагностика подростка. Комплексное обследование
и определение варианта дезадаптации учащегося. 2
этап. Выработка и осуществление личностно-ориентированных
психолого-педагогических и медицинских мер, социально-правовая поддержка
подростка и его семьи. Таким
образом, идеологией нашего Центра образования стало создание единого
реабилитационного пространства вокруг дезадаптированных подростков для
профилактики отклоняющегося поведения. Всемирная организация здравоохранения
выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная
профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов,
вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к
влиянию этих факторов. Задача вторичной профилактики – раннее
выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска».
Третичная профилактика решает такие задачи, как лечение нервно-психических
расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика
также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже
сформированным девиантным поведением. Психопрофилактическая
работа в Центре образования входит в комплекс мероприятий всех трёх уровней.
Она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие
девиантное поведение на ранних этапах появления проблем. В
соответствии со спецификой девиантного поведения выделены следующие принципы психопрофилактической работы: ·
комплексность (организация воздействия на личность на
разных уровнях социального пространства); ·
адресность (учёт всех характеристик личности); ·
массовость (приоритет групповых форм работы); ·
позитивность информации; ·
минимизация негативных последствий; ·
личная заинтересованность и ответственность
участников; ·
максимальная активность личности; ·
устремлённость в будущее (оценка последствий
поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего
без девиантного поведения). В
Центре образования применяются различные формы профилактики девиантного
поведения подростков: 1. Организация
социальной среды. Воздействие на
социальные факторы: семью, социальную группу или конкретную личность. В
рамках данной модели профилактика девиантного поведения у подростков включает
социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и
трезвость, повышение правовой культуры. Реализуются программы: «Умей сказать
себе «нет!», «Подросток и закон», по которым дети учатся определять грань
между проступком и преступлением. Постоянно действует семинар для учащихся,
родителей и педагогов «Понять, чтобы помочь». Осуществляется сотрудничество с
социальными службами района и города, с правозащитным детским фондом «Шанс»,
совместная работа с ПДН по месту жительства и КДН. Поскольку
семья часто снимает с себя ответственность за ребёнка, Центр образования нередко
ищет финансовые средства для профилактических прививок, лечения и
полноценного питания учащихся. 2. Информирование. Работа ведётся в
форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео и
телефильмов, экскурсий на предприятия ближайшего микросоциума, посещения
музеев, выставок. Содержание образования реализует курсы: основы трудового
законодательства, основы потребительской культуры, основы административного
права. Центр образования сотрудничает с Октябрьским отделением Городского
Центра занятости населения, который информирует о рынке труда в регионе,
знакомит с правилами поиска работы.
Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы
личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. 3. Активное
обучение социально важным навыкам. Данная модель реализуется преимущественно
в форме групповых тренингов и деловых игр, которые проводят психологи Центра
образования: ·
Тренинги резистентности
(устойчивости) к негативному социальному влиянию. ·
Тренинги формирования жизненных навыков ·
Тренинги по толерантности. ·
Деловые игры «Как
устроиться на работу», «Ведение телефонных переговоров». 4.
Организация
деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма
работы связана с представлениями о
заместительном эффекте девиантного поведения. Совместно с Центром занятости населения
созданы трудовые бригады на базе Центра образования, в которых учащиеся могут
заработать деньги в свободное от учёбы время. Гиперактивные подростки могут
выразить себя в студии спортивного танца «Брейк-данс». Для компенсации
акцентуаций характера по истерическому типу используются танцевальный кружок
«Ритм» и театр моды «Элит», кружки гитаристов и шахматистов. 5.
Организация
здорового образа жизни. Здоровый стиль жизни предполагает
здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и
отдыха, общение с природой. Помимо уроков физкультуры работают спортивные
секции: волейбольная, баскетбольная, футбольная. Школьный врач и
подростковый психиатр проводят первичную диагностику учащихся (с согласия ребёнка
и его родителей), выявляют нарушения в состоянии здоровья, проводят
консультации с родителями и рекомендуют амбулаторное или стационарное лечение
в больницах города. Работают программы по половому воспитанию: «Девочка,
девушка, женщина, мать», «Семья». Особую актуальность имеет профилактика
вредных привычек и зависимостей у подростков. С этой целью в содержание
образовательных программ включены сведения о негативном влиянии психоактивных
веществ на организм человека, даются специальные знания об их причинах и
последствиях. Под руководством педагогов ребята пишут рефераты, сочинения, участвуют
в конкурсах плакатов. 6. Активизация
личностных ресурсов – это активные занятия
подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и
личностного роста. Коррекционная направленность досуговой деятельности состоит
в том, что педагогически запущенным и трудным
подросткам даётся возможность удовлетворить свои интересы, проявить
свои способности, оценить самих себя и быть оценёнными другими, найти оптимальный
вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями, выбрать приемлемую форму
поведения. Этому способствуют организованные на базе Центра образования
студии и творческие мастерские, в которых происходит интеграция знаний и
умений предметов технологического цикла и дополнительного образования. 7. Минимизация
негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже
сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов
или их негативных последствий. На
внутришкольный учёт в этом году поставлены 36 учащихся за нарушение
Устава Центра образования №190,
прогулы занятий, бродяжничество, сквернословие. В учреждении проводится
работа по программе оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную
ситуацию. Результатом нашей работы является то, что 92% дезадаптированных
подростков оканчивают основную и среднюю школу, успешно сдают квалификационные
экзамены по профессиональной подготовке. Наши выпускники в большинстве
случаев устраиваются на работу по специальностям, полученным в Центре
образования. Всё
вышесказанное является свидетельством
того, что реабилитационная работа, проводимая в Центре образования,
служит делу успешной социализации дезадаптированных подростков. |
|
||
|
|
|
|
|