«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

О.А. Белкина

Профилактика девиантного поведения учащихся
в условиях Центра образования № 190

В последние годы растёт количество учащихся, поступающих в 7 – 9 классы компенсирующего обучения Центра образования № 190. Тенденция роста числа педагогически запущенных подростков с девиантным поведением, а также соматически и нервно ослабленных, с грузом негативных привычек детей «группы риска» характерна для всей России. Особую остроту эта проблема приобретала в высоко урбанизированном Уральском регионе, где по ряду социально-экономических, демографических и культурно-исторических причин велика доля таких детей.

Школа всегда реагирует на изменения в обществе. Распад традиционных экономических, политических, общественных структур вызвал кризисные симптомы в духовной жизни общества и семьи. Следствием этого стала семейная, средовая и социальная дезадаптация, охватившая значительную часть детей и подростков. Дезадаптация – психическое  состояние, возникшее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребёнка требованиям новой социальной ситуации.

Одним из основных проявлений дезадаптации у детей является девиантное поведение, выражающееся в протестах против моральных, семейных, общественных, и правовых норм.  Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и нежеланием или неспособностью подростка выполнять их. Почему же возникают эти противоречия?

С одной стороны, они обусловлены низким уровнем общей культуры семейных взаимоотношений, ошибками семейного воспитания, издержками учебно-воспитательного процесса, недостатками внимания со стороны учителей к ребёнку, безразличием к его интересам, запросам и потребностям. С другой стороны, в основе дезадаптации лежат причины психофизиологического или психобиологического характера, возникающие в определённый период возрастного развития или проявляющиеся как следствие каких-либо нарушений в развитии ребёнка.               

В связи с выше изложенным особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс форм активной психолого-медико-педагогической помощи наиболее трудной в воспитательном отношении категории учащихся, которые в силу различных причин пришли в наш Центр образования психически и соматически ослабленными, социально и педагогически запущенными, с проблемами школьной и семейной дезадаптации.

С этой целью в Центре образования открыты 7 – 9 классы компенсирующего обучения, создана психолого-медико-педагогическая служба учреждения, организована система воспитательной работы и досуговой деятельности учащихся, работает отделение технологического цикла.

В Центре образования осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение каждого дезадаптированного подростка. В настоящее время в её состав  входят следующие специалисты: психолог,  социальный педагог, школьный врач, подростковой психиатр, психолог-профессиолог, педагог-дефектолог, воспитатели.

Основные этапы взаимодействия специалистов различного профиля:

1 этап. Первичная и углублённая диагностика подростка. Комплексное обследование и определение варианта дезадаптации учащегося.

2 этап. Выработка и осуществление личностно-ориентированных психолого-педагогических и медицинских мер, социально-правовая поддержка подростка и его семьи.

Таким образом, идеологией нашего Центра образования стало создание единого реабилитационного пространства вокруг дезадаптированных подростков для профилактики отклоняющегося поведения.

 Всемирная организация здравоохранения выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска». Третичная профилактика решает такие задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Психопрофилактическая работа в Центре образования входит в комплекс мероприятий всех трёх уровней. Она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение на ранних этапах появления проблем.

В соответствии со спецификой девиантного поведения выделены следующие принципы  психопрофилактической  работы:

·            комплексность (организация воздействия на личность на разных уровнях социального пространства);

·            адресность (учёт всех характеристик личности);

·            массовость (приоритет групповых форм работы);

·            позитивность информации;

·            минимизация негативных последствий;

·            личная заинтересованность и ответственность участников;

·            максимальная активность личности;

·            устремлённость в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

В Центре образования применяются различные формы профилактики девиантного поведения подростков:

1. Организация социальной среды. Воздействие на социальные факторы: семью, социальную группу или конкретную личность.

В рамках данной модели профилактика девиантного поведения у подростков включает социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость, повышение правовой культуры. Реализуются программы: «Умей сказать себе «нет!», «Подросток и закон», по которым дети учатся определять грань между проступком и преступлением. Постоянно действует семинар для учащихся, родителей и педагогов «Понять, чтобы помочь». Осуществляется сотрудничество с социальными службами района и города, с правозащитным детским фондом «Шанс», совместная работа с ПДН по месту жительства и КДН.

Поскольку семья часто снимает с себя ответственность за ребёнка, Центр образования нередко ищет финансовые средства для профилактических прививок, лечения и полноценного питания учащихся. 

2. Информирование. Работа ведётся в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео и телефильмов, экскурсий на предприятия ближайшего микросоциума, посещения музеев, выставок. Содержание образования реализует курсы: основы трудового законодательства, основы потребительской культуры, основы административного права. Центр образования сотрудничает с Октябрьским отделением Городского Центра занятости населения, который информирует о рынке труда в регионе, знакомит с правилами поиска работы.  Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений.

3. Активное обучение социально важным навыкам. Данная модель реализуется преимущественно в форме групповых тренингов и деловых игр, которые проводят психологи Центра образования:

·            Тренинги резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию.

·            Тренинги  формирования жизненных навыков

·            Тренинги по толерантности.

·            Деловые игры «Как устроиться на работу», «Ведение телефонных переговоров».

4.          Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы  связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Совместно с Центром занятости населения созданы трудовые бригады на базе Центра образования, в которых учащиеся могут заработать деньги в свободное от учёбы время. Гиперактивные подростки могут выразить себя в студии спортивного танца «Брейк-данс». Для компенсации акцентуаций характера по истерическому типу используются танцевальный кружок «Ритм» и театр моды «Элит», кружки гитаристов и шахматистов.

5.          Организация здорового образа жизни. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой. Помимо уроков физкультуры работают спортивные секции: волейбольная, баскетбольная, футбольная.

Школьный врач и подростковый психиатр проводят первичную диагностику учащихся (с согласия ребёнка и его родителей), выявляют нарушения в состоянии здоровья, проводят консультации с родителями и рекомендуют амбулаторное или стационарное лечение в больницах города. Работают программы по половому воспитанию: «Девочка, девушка, женщина, мать», «Семья». Особую актуальность имеет профилактика вредных привычек и зависимостей у подростков. С этой целью в содержание образовательных программ включены сведения о негативном влиянии психоактивных веществ на организм человека, даются специальные знания об их причинах и последствиях. Под руководством педагогов ребята пишут рефераты, сочинения, участвуют в конкурсах плакатов.

6. Активизация личностных ресурсов – это активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста. Коррекционная направленность досуговой деятельности состоит в том, что педагогически запущенным и трудным  подросткам даётся возможность удовлетворить свои интересы, проявить свои способности, оценить самих себя и быть оценёнными другими, найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями, выбрать приемлемую форму поведения. Этому способствуют организованные на базе Центра образования студии и творческие мастерские, в которых происходит интеграция знаний и умений предметов технологического цикла и дополнительного образования.

7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

На внутришкольный учёт в этом году поставлены 36 учащихся за нарушение Устава  Центра образования №190, прогулы занятий, бродяжничество, сквернословие. В учреждении проводится работа по программе оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Результатом нашей работы является то, что 92% дезадаптированных подростков оканчивают основную и среднюю школу, успешно сдают квалификационные экзамены по профессиональной подготовке. Наши выпускники в большинстве случаев устраиваются на работу по специальностям, полученным в Центре образования.

Всё вышесказанное является свидетельством  того, что реабилитационная работа, проводимая в Центре образования, служит делу успешной социализации дезадаптированных подростков.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению