|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. О.В. Фёдорова, Н.Б. Белов Профилактика
беспризорности и безнадзорности Анализ тенденций
развития системы социального обслуживания свидетельствует о росте численности
учреждений, одновременно оказывающих спектр услуг в соответствии с запросами
и потребностями различных групп населения. Среди таких учреждений – областные
государственные учреждения социального обслуживания «Центры социальной помощи
семье и детям», комплексно решающие вопросы профилактики безнадзорности и
беспризорности. В Центрах Октябрьского, Орджоникидзевского,
Верх-Исетского, Кировского, Чкаловского районов Екатеринбурга действуют такие
отделения, нацеленные на профилактическую работу: · стационарные –
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; · отделения
семейных воспитательных групп; · профилактики
безнадзорности несовершеннолетних; · психолого-педагогической
помощи. Стационарные
отделения. Призваны оказывать экстренную помощь детям и подросткам,
попавшим в трудную жизненную ситуацию и оставшимся без попечения родителей и
средств к существованию. Возникли в конце 90-х гг. в рамках проекта
реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
условиях круглосуточного пребывания несовершеннолетних в возрасте от 3-х до
18-ти лет. Один
из наиболее эффективных вариантов реабилитации детей на стационарном
отделении – распределение их по квартирам по 2 – 4 человека в комнате. Так, в
стационарном отделении центра «Отрада» образуются реабилитационные группы,
объединяющие детей по половозрастному признаку и степени социальной
дезадаптации. Количество несовершеннолетних в группе не превышает 7 человек.
Каждая группа проживает в 3-х комнатной квартире. Деятельность таких реабилитационных групп
осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные
программы реабилитации несовершеннолетних. Индивидуальные программы
реабилитации реализуются в двух
направлениях: 1. Комплексный подход, направленный на осознание ребёнком самозначимости
и самоценности своей жизни. Работа состоит из 4-х реабилитационных
составляющих: · психологическая
реабилитация, · социальное
сопровождение, · медицинское
сопровождение, · педагогическая
реабилитация. В процесс работы с ребёнком включаются все специалисты:
воспитатели, врач-педиатр, врач-нарколог, психиатр, невропатолог, психолог,
логопед, специалист по социальной работе и социальный педагог. Срок
пребывания воспитанника в стационарном отделении определяется индивидуально в
отношении каждого несовершеннолетнего. 2. Сопровождение в социуме для
психофизического комфорта ребёнка. Отмечено, что реабилитация ребёнка в
условиях круглосуточного пребывания стабилизирует ситуацию лишь до момента ухода
несовершеннолетнего из учреждения и возвращения в прежнюю социальную среду.
Следовательно, по возвращении ребёнка домой необходима последующая
патронажная работа с включением в неё всех заинтересованных сторон
(родителей, родственников, учителей, воспитателей, сверстников). Отделения семейных воспитательных групп. Консилиум
специалистов, работающих в стационарном отделении, определяет наиболее
целесообразные формы дальнейшего устройства воспитанников: возвращение в
биологическую семью, помещение ребёнка в семейную воспитательную группу (СВГ), приёмную или опекунскую
семью, на усыновление, определение в учебное заведение или в учреждение
государственного воспитания. Ещё несколько лет назад преобладающее число
детей, проживающих в стационарных отделениях Центров, определялось в
учреждения государственного воспитания. На данный момент в каждом Центре
действует отделение семейных воспитательных групп, которое решает вопросы
альтернативного жизнеустройства несовершеннолетних. Такая форма воспитания как СВГ начала развиваться в Екатеринбурге
специалистами Центров социальной помощи семье и детям Октябрьского,
Кировского и Верх-Исетского районов в 1999 г. Семейная воспитательная группа
– альтернативный вариант семейного воспитания. Базой для создания группы является
реальная семья, берущая на себя заботу о воспитаннике специализированного
учреждения и осуществляющая её при активной поддержке последнего. Патронаты
не усыновляют ребёнка, а принимают на воспитание. Один из «родителей»
оформляется воспитателем в приют, с ним заключается трудовое соглашение, трудовой договор о создании семейной группы
и договор о помещении ребёнка в СВГ, выплачивается зарплата, выделяются
средства на содержание ребёнка. Неработающим гражданам засчитывается рабочий
стаж, делаются отчисления в пенсионный фонд. Оформляются акт согласия
биологических родителей и самого ребёнка на его помещение в семью и карта
передачи. Достоинства такой формы
воспитания очевидны: ребёнок реализует свою потребность в любви, внимании,
поддержке; получает опыт семейной жизни; приобретает положительные социальные
навыки; овладевает социальными ролями. В Программа
«Современная модель замещающей семьи» была создана для реализации прав
ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и оставшегося без
попечения родителей, на проживание и воспитание в семье, создание оптимальных
условий для его полноценной жизнедеятельности в современном социуме. Специалистами, участвующими в проекте, был детально
разработан механизм устройства ребёнка в СВГ, который включает в себя: · подготовительную
работу с ребёнком в условиях стационарного отделения; · пропаганду СВГ в
средствах массовой информации; · поэтапный отбор
кандидатов в воспитатели (телефонный и визуальный контакты с претендентами;
заполнение анкеты для кандидата в воспитатели и углублённое интервью с ним;
посещение социальным педагогом семьи кандидата и опрос его ближайшего
окружения); · знакомство
«воспитателя» с ребёнком, готовым к помещению в семейную группу: личная
встреча, встреча претендента со специалистами (психологом, логопедом,
дефектологом, воспитателем, педиатром, невропатологом,
психиатром) для ознакомления с
индивидуальными особенностями выбранного ребёнка, организация общения ребёнка
и «воспитателя» (совместная деятельность, игры, посещение театра, кино); · обучение кандидата в воспитатели: обучение претендента в условиях
стационара с целью первичного ознакомления с особенностями педагогической
деятельности; индивидуальное консультирование «воспитателя» по
психолого-педагогическим основам; обучение на
групповых тренингах; · документальное
оформление семейных воспитательных групп; · сопровождение специалистами Центра семейных воспитательных групп (клуб
«Патронатная семья», индивидуальные встречи, дневник наблюдения, посещение на
дому, телефонный контакт, цикл групповых занятий практического семинара по
воспитанию ребёнка в патронатной семье). При реализации проекта изучены
различные варианты семейных групп: · Краткосрочное устройство. Воспитатели
помогают ребёнку пережить кризисный период жизни и удовлетворить его насущные
потребности, участвуют в диагностике основных проблем. Один из вариантов
краткосрочного устройства – устройство на каникулы, на выходные. · Экстренное устройство. Применяется в
случаях, когда ребёнок по каким-то причинам срочно изъят из кровной семьи, но
ему противопоказано нахождение в учреждении. Например, ребёнок с особыми
психологическими проблемами минует стадию помещения в специализированное
учреждение, так как у детей из семей группы риска психологические проблемы
часто затрудняют адаптацию в стационарном отделении. Размещение производится
на срок до нахождения постоянной патронатной семьи либо семьи усыновителей;
или до возвращения в кровную семью. · Устройство для подготовки к самостоятельной жизни. Задачи этого вида
устройства специфические. Воспитатель рассматривается как авторитетный
старший товарищ. Желательна специальная подготовка воспитателей для такого вида устройства.
Размещение ребёнка в семейную группу с целью подготовки к дальнейшей
самостоятельной жизни и успешной адаптации в подростковой и взрослой среде
необходимо начинать за несколько месяцев до выхода его из данного учреждения.
· Устройство с перспективой перехода в приёмную семью,
на усыновление. Если ребёнок юридически
свободен, а семья готова перейти на другой этап развития отношений, то
форму семейного воспитания рассматривают
как переходную. · Устройство на длительный срок. Ребёнок
устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью
крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой
семьи. Переход ребёнка в
СВГ имеет ряд своих сложностей: 1. Во время длительной практики
организации семейных воспитательных групп и приёмных семей специалистами
Центра «Отрада» было замечено, что биологические родители начинают проявлять
заботу о своём ребёнке именно в процессе налаживания взаимоотношений ребёнка
с воспитателями или приёмной семьёй. Порой это вызывает страх у людей,
решивших взять чужого ребёнка на воспитание. Задача Центра – сформировать у
них понимание важности сохранения связей между их воспитанником или приёмным
ребёнком с биологической семьёй. 2. Детям и
взрослым необходимо время для того, чтобы справиться с личным состоянием
нервозности, стресса и неуверенности, возникающим из-за изменения их
жизненной ситуации. Ребёнок оказывается в новом доме, он вынужден приобретать
новых друзей, жить по порядкам,
определённым в новой семье. Изменения происходят и с воспитателем
семейной группы: он меняет устой своей повседневной жизни, пытается выстроить
взаимоотношения между воспитанником и членами своей семьи. Справляться с переменами и
разрешать проблемные ситуации необходимо с учётом особенностей каждого этапа
адаптации детей в СВГ. Мы выделяем 4
таких этапа: · демонстрация
идеальной модели поведения со стороны ребёнка; · синдром
«посттравмирующей ситуации»: появление у ребёнка боязни возвращения в систему
государственного воспитания; · проверочный этап:
«проверка» ребёнком воспитателей на стабильность ситуации; · этап установления
первичных привязанностей: установление взаимопонимания и дружеских
взаимоотношений. Ознакомление взрослого с предполагаемыми этапами даёт
возможность предотвратить будущие кризисы и воспринимать многие негативные
действия и проявления ребёнка как ожидаемые. Эта форма воспитания ребёнка уже дала первые результаты, и
отделение, занимающееся развитием СВГ, является одним из перспективных
структурных подразделений учреждений социального обслуживания. Большинство
семейных воспитательных групп получили новый статус. С Несмотря на то, что стационарное отделение и отделение СВГ
выполняют значимую роль в реабилитации несовершеннолетних, работа данных
отделений направлена прежде всего на вторичную профилактику безнадзорности и
беспризорности. Отделения профилактики безнадзорности
несовершеннолетних. Работа данных отделений направлена на первичную, вторичную
и третичную профилактики безнадзорности несовершеннолетних. В первое время
своего существования отделение активно занимается социальным патронажем детей
группы риска и их семей с целью оказания помощи в преодолении сложных
жизненных ситуаций, то есть нацелено на вторичную и третичную профилактики.
Оно осуществляет социальную реабилитацию и поддержку выявленных безнадзорных
несовершеннолетних и их семей в соответствии с индивидуальными программами
социального сопровождения. Специалисты выезжают в районы или организуют
выездную работу по запросам субъектов профилактики. В настоящее время специалисты отделения продолжают
сопровождение детей группы риска и их семей. В случае возникновения
критической ситуации в семье ребёнка определяют в стационарное отделение. Сотрудники отделения активно взаимодействуют при этом с администрацией района, отделом опеки и попечительства,
центром занятости, комиссией по делам несовершеннолетних, отделом
образования, Комитетом по делам молодёжи, ОДН РУВД и другими
профилактическими учреждениями. В Специалисты центра «Отрада» начали проводить семинары для
учителей, способных распространять данный профилактический подход. В
настоящий момент ими охвачено 6 школ Октябрьского района. Программа включает
в себя несколько элементов, которые реализуются в каждой школе-участнице
проекта: · семинар для
специалистов школы: администрации, учителей, специалистов по социальной
работе, психологов и т.д.; · поддержка
учителей на первоначальном этапе проведения тренингов для учеников
(консультирование, присутствие на занятиях, проведение наиболее сложных
элементов из занятий, мастер-классы); · работа
специалистов выездного консультативного центра для детей, родителей и
учителей на базе школы (консультации и диагностика психолога, социального
педагога, нарколога, специалиста по социальной работе, юриста). Отделения психолого-педагогической помощи. Нацелены на
первичную профилактику семейного неблагополучия и безнадзорности
несовершеннолетних. Специалисты отделения осуществляют устранение,
предупреждение, коррекцию, стабилизацию причин и факторов, ведущих к
социальной дезадаптации (личностной, школьной, семейной) конкретных семей и
детей через различные формы организации деятельности. В отделении для детей и
их родителей специалистами проводятся диагностика, консультирование,
индивидуальные и групповые занятия. Особую популярность приобрели группы социализации для
детей дошкольного возраста (группы развития «Росток» – центр «Отрада»), на
которых дети встречаются 5 раз в неделю по 3 часа, и группы общения (Центр
«Каравелла»), где совместно занимаются дети и их родители. Работа
выше перечисленных отделений очень востребована, так как специалисты
обращаются к инновационным социальным технологиям, формам и методам
социального обслуживания по предупреждению семейного неблагополучия,
безнадзорности и беспризорности. Центры социальной помощи семье и детям, в
которых действуют данные отделения, развивают те направления в своей
деятельности, которые наиболее соответствуют запросам и потребностям целевых
групп населения. В Центрах семья предстаёт в системе различных направлений
работы, которые связаны между собой в единую целостную систему социальной
помощи. |
|
||
|
|
|
|
|