«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

О.В. Фёдорова, Н.Б. Белов

Профилактика беспризорности и безнадзорности
в учреждениях социального обслуживания г. Екатеринбурга

Анализ тенденций развития системы социального обслуживания свидетельствует о росте численности учреждений, одновременно оказывающих спектр услуг в соответствии с запросами и потребностями различных групп населения. Среди таких учреждений – областные государственные учреждения социального обслуживания «Центры социальной помощи семье и детям», комплексно решающие вопросы профилактики безнадзорности и беспризорности.

В Центрах Октябрьского, Орджоникидзевского, Верх-Исетского, Кировского, Чкаловского районов Екатеринбурга действуют такие отделения, нацеленные на профилактическую работу:

·  стационарные – для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·  отделения семейных воспитательных групп;

·  профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

·  психолого-педагогической помощи.

Стационарные отделения. Призваны оказывать экстренную помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и оставшимся без попечения родителей и средств к существованию. Возникли в конце 90-х гг. в рамках проекта реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях круглосуточного пребывания несовершеннолетних в возрасте от 3-х до 18-ти лет.

Один из наиболее эффективных вариантов реабилитации детей на стационарном отделении – распределение их по квартирам по 2 – 4 человека в комнате. Так, в стационарном отделении центра «Отрада» образуются реабилитационные группы, объединяющие детей по половозрастному признаку и степени социальной дезадаптации. Количество несовершеннолетних в группе не превышает 7 человек. Каждая группа проживает в 3-х комнатной квартире.  Деятельность таких реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних. Индивидуальные программы реабилитации реализуются  в двух направлениях:

1. Комплексный подход, направленный на осознание ребёнком самозначимости и самоценности своей жизни. Работа состоит из 4-х реабилитационных составляющих:

·  психологическая реабилитация,

·  социальное сопровождение,

·  медицинское сопровождение,

·  педагогическая реабилитация.

В процесс работы с ребёнком включаются все специалисты: воспитатели, врач-педиатр, врач-нарколог, психиатр, невропатолог, психолог, логопед, специалист по социальной работе и социальный педагог. Срок пребывания воспитанника в стационарном отделении определяется индивидуально в отношении каждого несовершеннолетнего.

2. Сопровождение в социуме для психофизического комфорта ребёнка. Отмечено, что реабилитация ребёнка в условиях круглосуточного пребывания стабилизирует ситуацию лишь до момента ухода несовершеннолетнего из учреждения и возвращения в прежнюю социальную среду. Следовательно, по возвращении ребёнка домой необходима последующая патронажная работа с включением в неё всех заинтересованных сторон (родителей, родственников, учителей, воспитателей, сверстников).

Отделения семейных воспитательных групп. Консилиум специалистов, работающих в стационарном отделении, определяет наиболее целесообразные формы дальнейшего устройства воспитанников: возвращение в биологическую семью, помещение ребёнка в семейную воспитательную группу (СВГ), приёмную или опекунскую семью, на усыновление, определение в учебное заведение или в учреждение государственного воспитания. Ещё несколько лет назад преобладающее число детей, проживающих в стационарных отделениях Центров, определялось в учреждения государственного воспитания. На данный момент в каждом Центре действует отделение семейных воспитательных групп, которое решает вопросы альтернативного жизнеустройства несовершеннолетних.

Такая форма воспитания как СВГ начала развиваться в Екатеринбурге специалистами Центров социальной помощи семье и детям Октябрьского, Кировского и Верх-Исетского районов в 1999 г. Семейная воспитательная группа – альтернативный вариант семейного воспитания. Базой для создания группы является реальная семья, берущая на себя заботу о воспитаннике специализированного учреждения и осуществляющая её при активной поддержке последнего. Патронаты не усыновляют ребёнка, а принимают на воспитание. Один из «родителей» оформляется воспитателем в приют, с ним заключается трудовое соглашение,  трудовой договор о создании семейной группы и договор о помещении ребёнка в СВГ, выплачивается зарплата, выделяются средства на содержание ребёнка. Неработающим гражданам засчитывается рабочий стаж, делаются отчисления в пенсионный фонд. Оформляются акт согласия биологических родителей и самого ребёнка на его помещение в семью и карта передачи.  Достоинства такой формы воспитания очевидны: ребёнок реализует свою потребность в любви, внимании, поддержке; получает опыт семейной жизни; приобретает положительные социальные навыки; овладевает социальными ролями.

В 2002 г. Центр «Отрада» Октябрьского района Екатеринбурга принял участие во Всероссийском конкурсе «Помощь детям-сиротам в России» и получил статус базового экспериментального учреждения. Специалистами Центра был разработан проект «Современная модель замещающей семьи» в рамках реализации опытно-экспериментального (пилотного) проекта подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 2006 гг. 

Программа «Современная модель замещающей семьи» была создана для реализации прав ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и оставшегося без попечения родителей, на проживание и воспитание в семье, создание оптимальных условий для его полноценной жизнедеятельности в современном социуме.

Специалистами, участвующими в проекте, был детально разработан механизм устройства ребёнка в СВГ, который включает в себя:

·  подготовительную работу с ребёнком в условиях стационарного отделения;

·  пропаганду СВГ в средствах массовой информации;

·  поэтапный отбор кандидатов в воспитатели (телефонный и визуальный контакты с претендентами; заполнение анкеты для кандидата в воспитатели и углублённое интервью с ним; посещение социальным педагогом семьи кандидата и опрос его ближайшего окружения);

·  знакомство «воспитателя» с ребёнком, готовым к помещению в семейную группу: личная встреча, встреча претендента со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем, педиатром, невропатологом, психиатром) для  ознакомления с индивидуальными особенностями выбранного ребёнка, организация общения ребёнка и «воспитателя» (совместная деятельность, игры, посещение театра, кино);

·  обучение кандидата в воспитатели: обучение претендента в условиях стационара с целью первичного ознакомления с особенностями педагогической деятельности; индивидуальное консультирование «воспитателя» по психолого-педагогическим основам; обучение на  групповых тренингах;

·  документальное оформление семейных воспитательных групп;

·  сопровождение специалистами Центра семейных воспитательных групп (клуб «Патронатная семья», индивидуальные встречи, дневник наблюдения, посещение на дому, телефонный контакт, цикл групповых занятий практического семинара по воспитанию ребёнка в патронатной семье).

При реализации проекта изучены различные варианты семейных групп:

·  Краткосрочное устройство. Воспитатели помогают ребёнку пережить кризисный период жизни и удовлетворить его насущные потребности, участвуют в диагностике основных проблем. Один из вариантов краткосрочного устройства – устройство на каникулы, на выходные.

·  Экстренное устройство. Применяется в случаях, когда ребёнок по каким-то причинам срочно изъят из кровной семьи, но ему противопоказано нахождение в учреждении. Например, ребёнок с особыми психологическими проблемами минует стадию помещения в специализированное учреждение, так как у детей из семей группы риска психологические проблемы часто затрудняют адаптацию в стационарном отделении. Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.

·  Устройство для подготовки к самостоятельной жизни. Задачи этого вида устройства специфические. Воспитатель рассматривается как авторитетный старший товарищ. Желательна специальная подготовка  воспитателей для такого вида устройства. Размещение ребёнка в семейную группу с целью подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни и успешной адаптации в подростковой и взрослой среде необходимо начинать за несколько месяцев до выхода его из данного учреждения.

·  Устройство с перспективой перехода в приёмную семью, на усыновление. Если ребёнок юридически  свободен, а семья готова перейти на другой этап развития отношений, то форму семейного воспитания рассматривают  как переходную.

·  Устройство на длительный срок. Ребёнок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи.  

Переход ребёнка в СВГ имеет ряд своих сложностей:

1. Во время длительной практики организации семейных воспитательных групп и приёмных семей специалистами Центра «Отрада» было замечено, что биологические родители начинают проявлять заботу о своём ребёнке именно в процессе налаживания взаимоотношений ребёнка с воспитателями или приёмной семьёй. Порой это вызывает страх у людей, решивших взять чужого ребёнка на воспитание. Задача Центра – сформировать у них понимание важности сохранения связей между их воспитанником или приёмным ребёнком с биологической семьёй.

2. Детям и взрослым необходимо время для того, чтобы справиться с личным состоянием нервозности, стресса и неуверенности, возникающим из-за изменения их жизненной ситуации. Ребёнок оказывается в новом доме, он вынужден приобретать новых друзей, жить по порядкам,  определённым в новой семье. Изменения происходят и с воспитателем семейной группы: он меняет устой своей повседневной жизни, пытается выстроить взаимоотношения между воспитанником и членами своей семьи. 

Справляться с переменами и разрешать проблемные ситуации необходимо с учётом особенностей каждого этапа адаптации детей в СВГ. Мы выделяем 4 таких этапа:

·  демонстрация идеальной модели поведения со стороны ребёнка;

·  синдром «посттравмирующей ситуации»: появление у ребёнка боязни возвращения в систему государственного воспитания;

·  проверочный этап: «проверка» ребёнком воспитателей на стабильность ситуации;

·  этап установления первичных привязанностей: установление взаимопонимания и дружеских взаимоотношений.

Ознакомление взрослого с предполагаемыми этапами даёт возможность предотвратить будущие кризисы и воспринимать многие негативные действия и проявления ребёнка как ожидаемые.

Эта форма воспитания ребёнка уже дала первые результаты, и отделение, занимающееся развитием СВГ, является одним из перспективных структурных подразделений учреждений социального обслуживания. Большинство семейных воспитательных групп получили новый статус.

С 2007 г. методической площадкой по жизнеустройству детей в замещающие семьи стал Центр социальной помощи семье и детям «Гнёздышко» Кировского района.

Несмотря на то, что стационарное отделение и отделение СВГ выполняют значимую роль в реабилитации несовершеннолетних, работа данных отделений направлена прежде всего на вторичную профилактику безнадзорности и беспризорности.

Отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

Работа данных отделений направлена на первичную, вторичную и третичную профилактики безнадзорности несовершеннолетних. В первое время своего существования отделение активно занимается социальным патронажем детей группы риска и их семей с целью оказания помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций, то есть нацелено на вторичную и третичную профилактики. Оно осуществляет социальную реабилитацию и поддержку выявленных безнадзорных несовершеннолетних и их семей в соответствии с индивидуальными программами социального сопровождения. Специалисты выезжают в районы или организуют выездную работу по запросам субъектов профилактики.

В настоящее время специалисты отделения продолжают сопровождение детей группы риска и их семей. В случае возникновения критической ситуации в семье ребёнка определяют в стационарное отделение. Сотрудники отделения активно  взаимодействуют при этом с администрацией района, отделом опеки и попечительства, центром занятости, комиссией по делам несовершеннолетних, отделом образования, Комитетом по делам молодёжи, ОДН РУВД и другими профилактическими учреждениями.

В 2006 г. особое внимание специалистами стало уделяться первичной профилактике безнадзорности несовершеннолетних: выявлению семейного неблагополучия на ранних стадиях и осуществлению профилактических мер для предотвращения дальнейшей деструкции семьи. Широкое распространение получила программа по профилактике зависимостей «Обучение жизненным навыкам». Она была запущена в нескольких школах Екатеринбурга в 2000 г. В двух центрах программа стала частью большого проекта. В Кировском районе сотрудники Центра «Гнёздышко» не просто проводили тренинги с детьми, но и организовывали совместные мероприятия для обученных детей и их родителей: каждая программа заканчивалась семейным вечером, на котором присутствовали родственники детей, участвовавших в проекте.

Специалисты центра «Отрада» начали проводить семинары для учителей, способных распространять данный профилактический подход. В настоящий момент ими охвачено 6 школ Октябрьского района. Программа включает в себя несколько элементов, которые реализуются в каждой школе-участнице проекта:

·  семинар для специалистов школы: администрации, учителей, специалистов по социальной работе, психологов и т.д.;

·  поддержка учителей на первоначальном этапе проведения тренингов для учеников (консультирование, присутствие на занятиях, проведение наиболее сложных элементов из занятий, мастер-классы);

·  работа специалистов выездного консультативного центра для детей, родителей и учителей на базе школы (консультации и диагностика психолога, социального педагога, нарколога, специалиста по социальной работе, юриста).

Отделения психолого-педагогической помощи. Нацелены на первичную профилактику семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних. Специалисты отделения осуществляют устранение, предупреждение, коррекцию, стабилизацию причин и факторов, ведущих к социальной дезадаптации (личностной, школьной, семейной) конкретных семей и детей через различные формы организации деятельности. В отделении для детей и их родителей специалистами проводятся диагностика, консультирование, индивидуальные и групповые занятия.

Особую популярность приобрели группы социализации для детей дошкольного возраста (группы развития «Росток» – центр «Отрада»), на которых дети встречаются 5 раз в неделю по 3 часа, и группы общения (Центр «Каравелла»), где совместно занимаются дети и их родители.

Работа выше перечисленных отделений очень востребована, так как специалисты обращаются к инновационным социальным технологиям, формам и методам социального обслуживания по предупреждению семейного неблагополучия, безнадзорности и беспризорности. Центры социальной помощи семье и детям, в которых действуют данные отделения, развивают те направления в своей деятельности, которые наиболее соответствуют запросам и потребностям целевых групп населения. В Центрах семья предстаёт в системе различных направлений работы, которые связаны между собой в единую целостную систему социальной помощи.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению