|
|
|
||
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 22
марта 2007 г. В.П. Сидоров, Г.П. Селивёрстова Спортивный туризм
в решении проблемы Ребёнок
в понимании А.С. Макаренко – поле потенциальных возможностей. Главными
составляющими его развития являются: активная жизненная позиция, удовлетворение
избранной деятельностью, физический и духовный комфорт, материальное
благополучие, психофизиологическая удовлетворённость. По
всем этим показателям выпускники детских домов относятся к группе риска.
Стартовые позиции у детей, воспитывающихся в семьях и детских домах, очень
разные. Атмосферу родительской любви не могут заменить преподаватели и
воспитатели детских домов. Но ребят из детских домов отличает более активная
жизненная позиция, стремление к максимальной самореализации, которые не
всегда присущи их «домашним» сверстникам. Именно такие ребята составляют
основу кружков дополнительного образования в оздоровительном лагере «Юность
Урала», расположенном на берегу красивейшего пруда под Верхней Сысертью. Дети
в лагере делятся на две категории: разочарованные в жизни, дети из курилки,
которым чуждо всё, что находится за её пределами, и те, что тянутся к жизни.
Дети второй категории являются активными кружковцами в системе
дополнительного образования. Они встречают там любящих своё дело педагогов, находят
неформальное общение, расширяют свой кругозор, приобретают необходимые в
жизни знания, умения, навыки. Именно там многие находят себе дело по душе и
впервые задумываются о выборе профессии. Причём часто на выбор профессии
влияет личность педагога. У многих ребят появляется желание стать тренером,
учителем, художником, потому что этим делом занимается их любимый педагог. Занятия
в спортивных кружках оздоровительного лагеря являются для детей источником
мышечной радости, средством развития, коррекции и компенсации двигательных
нарушений. Их возможности нужно максимально использовать для укрепления
детского здоровья. Это особенно касается учащихся специальных коррекционных
школ с задержкой психического развития (ЗПР), школ-интернатов, воспитанников
приютов и детских домов, где возможности физической культуры используются не
всегда полноценно. В
частности мало внимания в оздоровительной работе с детьми перечисленных
учреждений уделяется спортивному туризму. Как и многие виды спорта, он связан
с различными компонентами физической культуры. В базовой физической культуре
спортивно-оздоровительный туризм представлен в виде школьного, в
профессионально-прикладной физической культуре – в виде элементов
ориентирования на местности и преодоления разнообразных естественных
препятствий. Именно
в лагере предоставляется уникальная возможность для занятий туризмом. Важно,
чтобы дети с ЗПР не воспринимали воздействие взрослых людей как лечение.
Туризм в этом смысле предполагает скрытое лечебное воздействие, внешне
ориентированное только на удовольствие.
Воздействия
средствами туризма на эмоционально-волевую сферу детей воспринимаются
последними не как медицинское вмешательство, а как игра, в которую дети легко
включаются. Средствами рекреационного туризма можно корректировать
эмоциональную сдержанность, агрессию, подавить чувство тревоги, научить
ребёнка радоваться жизни. Ценность
туризма в том, что он способствует гармоничному развитию человека. Туризм
содействует умственному развитию человека, обогащая его новыми знаниями в
области географии, истории, искусства, экономики, социологии. Походная жизнь,
сопряжённая с преодолением разнообразных трудностей, помогает формированию и
развитию высоких моральных и волевых качеств, дисциплинирует человека.
Коллективные путешествия сплачивают людей, развивают чувство товарищеской
солидарности. Туризм способствует эстетическому воспитанию, так как
знакомство с красотой природы развивает в человеке чувство прекрасного. Участия
в туристических походах дают глубокий оздоровительный эффект благодаря
влиянию на человека естественных сил природы в сочетании с двигательными
действиями. Общение с природой имеет неоценимое психологическое значение.
Смена обстановки с выходом человека из повседневных однообразных условий
жизни обеспечивает переключение нервно-эмоциональной сферы на новые объекты
внешней среды, отвлекая его от утомляющих факторов и отрицательных
воздействий. Улучшение показателей нервно-психической сферы наблюдается у 98
из 100 участников походов. Улучшаются функциональные показатели гемодинамики,
на 18 – 20 % повышаются показатели
обменных процессов. Наиболее
характерными результатами являются развитие оптимизма, уравновешенности,
выдержки, веры в свои силы, снижение симптомов возбудимости и утомляемости
нервной системы. Повышенный тонус нервно-психической сферы после воскресного
похода сохраняется в течение 2-х суток, достигая максимума на 2 день, до
середины рабочей недели. В
туристических походах происходит стимуляция естественного иммунитета.
Продолжительная мышечная нагрузка обеспечивает повышение уровня не только
обменных процессов и деятельности эндокринной системы, но и тканевого
иммунитета. Образующиеся при физической нагрузке многие биостимуляторы
содействуют рассасыванию очагов затихающего воспаления, стимулируют регенеративные
процессы в тканях организма. Именно этим можно объяснить отсутствие
простудных заболеваний у подавляющего большинства участников походов даже при
существенном охлаждении. В
отличие от спортивного туризма, ориентированного на расширение возможностей
человека в преодолении естественных препятствий и приспособления к новым, ещё
не освоенным условиям, рекреационный туризм используется для повышения
надёжности жизнедеятельности в повседневных условиях даже обычной среды
обитания. Туристические
группы как нельзя лучше сочетают два направления в педагогической логике А.С.
Макаренко: «от воспитания к обучению» и «от социально-коллективного – к
личному, индивидуальному». Можно сказать, что именно в туристической группе
мы имеем такую форму воспитания коллективом, при которой отдельная личность
будет наиболее дисциплинирована и наиболее свободна. Жизнь показывает, что
приобщение проблемных детей к туризму, как правило, несовместимо со
стремлением к беспорядочному бродяжничеству. А это уже имеет прямое отношение
к решению проблем беспризорности и безнадзорности. |
|
||
|
|
|
|
|