«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

В.П. Сидоров, Г.П. Селивёрстова

Спортивный туризм в решении проблемы
беспризорности и безнадзорности подростков

Ребёнок в понимании А.С. Макаренко – поле потенциальных возможностей. Главными составляющими его развития являются: активная жизненная позиция, удовлетворение избранной деятельностью, физический и духовный комфорт, материальное благополучие, психофизиологическая удовлетворённость.

По всем этим показателям выпускники детских домов относятся к группе риска. Стартовые позиции у детей, воспитывающихся в семьях и детских домах, очень разные. Атмосферу родительской любви не могут заменить преподаватели и воспитатели детских домов. Но ребят из детских домов отличает более активная жизненная позиция, стремление к максимальной самореализации, которые не всегда присущи их «домашним» сверстникам. Именно такие ребята составляют основу кружков дополнительного образования в оздоровительном лагере «Юность Урала», расположенном на берегу красивейшего пруда под Верхней Сысертью.

Дети в лагере делятся на две категории: разочарованные в жизни, дети из курилки, которым чуждо всё, что находится за её пределами, и те, что тянутся к жизни. Дети второй категории являются активными кружковцами в системе дополнительного образования. Они встречают там любящих своё дело педагогов, находят неформальное общение, расширяют свой кругозор, приобретают необходимые в жизни знания, умения, навыки. Именно там многие находят себе дело по душе и впервые задумываются о выборе профессии. Причём часто на выбор профессии влияет личность педагога. У многих ребят появляется желание стать тренером, учителем, художником, потому что этим делом занимается их любимый педагог.

Занятия в спортивных кружках оздоровительного лагеря являются для детей источником мышечной радости, средством развития, коррекции и компенсации двигательных нарушений. Их возможности нужно максимально использовать для укрепления детского здоровья. Это особенно касается учащихся специальных коррекционных школ с задержкой психического развития (ЗПР), школ-интернатов, воспитанников приютов и детских домов, где возможности физической культуры используются не всегда полноценно.

В частности мало внимания в оздоровительной работе с детьми перечисленных учреждений уделяется спортивному туризму. Как и многие виды спорта, он связан с различными компонентами физической культуры. В базовой физической культуре спортивно-оздоровительный туризм представлен в виде школьного, в профессионально-прикладной физической культуре – в виде элементов ориентирования на местности и преодоления разнообразных естественных препятствий.

Именно в лагере предоставляется уникальная возможность для занятий туризмом. Важно, чтобы дети с ЗПР не воспринимали воздействие взрослых людей как лечение. Туризм в этом смысле предполагает скрытое лечебное воздействие, внешне ориентированное только на удовольствие.  

Воздействия средствами туризма на эмоционально-волевую сферу детей воспринимаются последними не как медицинское вмешательство, а как игра, в которую дети легко включаются. Средствами рекреационного туризма можно корректировать эмоциональную сдержанность, агрессию, подавить чувство тревоги, научить ребёнка радоваться жизни.

Ценность туризма в том, что он способствует гармоничному развитию человека. Туризм содействует умственному развитию человека, обогащая его новыми знаниями в области географии, истории, искусства, экономики, социологии. Походная жизнь, сопряжённая с преодолением разнообразных трудностей, помогает формированию и развитию высоких моральных и волевых качеств, дисциплинирует человека. Коллективные путешествия сплачивают людей, развивают чувство товарищеской солидарности. Туризм способствует эстетическому воспитанию, так как знакомство с красотой природы развивает в человеке чувство прекрасного.

Участия в туристических походах дают глубокий оздоровительный эффект благодаря влиянию на человека естественных сил природы в сочетании с двигательными действиями. Общение с природой имеет неоценимое психологическое значение. Смена обстановки с выходом человека из повседневных однообразных условий жизни обеспечивает переключение нервно-эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлекая его от утомляющих факторов и отрицательных воздействий. Улучшение показателей нервно-психической сферы наблюдается у 98 из 100 участников походов. Улучшаются функциональные показатели гемодинамики, на 18 – 20 %  повышаются показатели обменных процессов.

Наиболее характерными результатами являются развитие оптимизма, уравновешенности, выдержки, веры в свои силы, снижение симптомов возбудимости и утомляемости нервной системы. Повышенный тонус нервно-психической сферы после воскресного похода сохраняется в течение 2-х суток, достигая максимума на 2 день, до середины рабочей недели.

В туристических походах происходит стимуляция естественного иммунитета. Продолжительная мышечная нагрузка обеспечивает повышение уровня не только обменных процессов и деятельности эндокринной системы, но и тканевого иммунитета. Образующиеся при физической нагрузке многие биостимуляторы содействуют рассасыванию очагов затихающего воспаления, стимулируют регенеративные процессы в тканях организма. Именно этим можно объяснить отсутствие простудных заболеваний у подавляющего большинства участников походов даже при существенном охлаждении.

В отличие от спортивного туризма, ориентированного на расширение возможностей человека в преодолении естественных препятствий и приспособления к новым, ещё не освоенным условиям, рекреационный туризм используется для повышения надёжности жизнедеятельности в повседневных условиях даже обычной среды обитания.

Туристические группы как нельзя лучше сочетают два направления в педагогической логике А.С. Макаренко: «от воспитания к обучению» и «от социально-коллективного – к личному, индивидуальному». Можно сказать, что именно в туристической группе мы имеем такую форму воспитания коллективом, при которой отдельная личность будет наиболее дисциплинирована и наиболее свободна. Жизнь показывает, что приобщение проблемных детей к туризму, как правило, несовместимо со стремлением к беспорядочному бродяжничеству. А это уже имеет прямое отношение к решению проблем беспризорности и безнадзорности.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению