«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

 

Г.Н. Козлова, С.А. Сатуров

Соотношение процессов воспитания и социализации
в решении А.С. Макаренко проблемы детской беспризорности

Решение проблемы детской беспризорности в педагогическом опыте А.С. Макаренко во многом строилось на изменении соотношения двух процессов, в которых подростки накапливали опыт поведения. Первый процесс накопления общественно и личностно значимого опыта поведения – социализация. Сознание, установки, ценностные ориентации беспризорников во многом складывались под влиянием негативных жизненно-практических явлений и опыта, который они получали непосредственным путём в повседневных ситуациях, обстоятельствах, видах деятельности. Второй процесс – воспитание, организация накопления молодым поколением опыта, опосредованного «образом жизни» учреждения.

В своём воспитательном опыте А.С. Макаренко успешно обеспечивал педагогическую организацию повседневной деятельности, общения и культурного развития бывших беспризорников. При этом  их прошлые социально неприемлемые проступки, преступления предавались забвению. Новый, социально и личностно значимый опыт поведения  воспитанников формировался на основе различения сущности воспитательного процесса и его представления, явления в глазах воспитанников. Так обеспечивалось свободное самочувствие подростков, которые не ощущали себя объектами «воспитательной работы». Педагогически организованные условия жизнедеятельности в едином для взрослых и детей учрежденческом коллективе воспринимались как необходимые и естественные.

«Образ жизни» коммуны им. Ф.Э. Дзержинского определялся её производственно-трудовой основой. В 1928 – 1930 гг. в коммуне было 150 воспитанников. Производственной основой воспитания создавались предпосылки для социального взросления подростков. У них закреплялись такие личностные качества как ответственность, настойчивость, целеустремлённость, аккуратность, дисциплинированность, коллективизм.

В 1930 г. в коммуне производственный процесс проходил в механизированных деревообделочных мастерских, арматурном и швейном цехах. Стоимость ежедневной продукции достигала 3 тыс. рублей. Производство исполняло крупные заказы: мебель для учебных заведений, домов культуры, двери для строящегося Харьковского тракторного завода. Коммунары получали зарплату, исчисляемую по количеству сдельной работы, произведённой продукции. Организация труда была посменной, с чередованием учёбы в школе и  четырёх часов работы на производстве. Как и в горьковской колонии, применялась отрядная организация труда. Она являлась основой организации всей жизнедеятельности коллектива. Соотношение численности воспитанников и мастеров производства оставалось примерно 3:1. Срок пребывания воспитанников в коммуне – 3 – 4 года.

А.С. Макаренко соединял производительный труд с воспитанием так, чтобы при подчинении труда задачам воспитания не нарушалась логика производства. Тем самым он отказался от общепринятого понимания соединения воспитания и обучения с трудом, когда труд превращался в своеобразный придаток учебно-воспитательного процесса, утрачивалась его специфика, его сущностное свойство – производительность труда.

А.С. Макаренко разработал логику педагогической целесообразности – соотношения целей, средств и показателей результативности. В своей деятельности он рассматривал цели и средства в их взаимосвязи, в динамике, в постоянной связи с оценкой результатов воспитательного процесса. Он резко выступал против догматического, «рецептурного» подхода к пониманию целесообразности. Этот подход отражался в системе инспектирования коммуны им. Ф.Э. Дзержинского со стороны советских и общественных организаций. В нём практическая педагогическая логика игнорировалась, а А.С. Макаренко нередко критиковали за его «ужасные методы».

По словам А.С. Макаренко, проверялась исключительно номенклатура рекомендованных средств: наличие общественно-полезной работы, отсутствие наказаний, наличие самоуправления, простора для инициативы, самокритики. При этом обходилось изучение действительных достижений в воспитательном процессе.

Огромное воспитательное значение  в утверждении социально ценных образцов в сознании и опыте бывших беспризорников имели традиции, ритуалы, символы, эстетика быта и отношений. Они естественным путём закрепляли привычные формы и стандарты поведения.

Соотношение процессов воспитания и социализации в педагогическом опыте учащихся качественно отличалось от официально действующих в то время подходов и от подходов прошлого. Фактически официальная педагогика реализовывала идеи либерально-демократической педагогики конца ХIХ, начала ХХ вв.,  отрицая педагогические средства и формы организации жизненного опыта учащихся. Школьники  принимали активное участие в общественно-полезной работе, совершенствовали социальную среду. Они исполняли обязанности секретарей на сельских сходах, вместе с учителями проводили массовые культурно-просветительные, агитационно-пропагандистские, санитарно-оздоровительные мероприятия, выставки сельскохозяйственного и ремесленного труда, принимали участие в оборудовании клубных учреждений, библиотек, в строительстве и ремонте мостов, дорог. Это соединение процессов социализации и воспитания без их дифференциации нарушало логику педагогической целесообразности.

А.С. Макаренко не отказывался от связи воспитания и социализации, но принципиально иначе понимал и реализовывал их взаимодействие. Он не занимался организацией общественно полезной работы своих воспитанников в социальной среде и отрицал принципы просветительства, благотворительности в воспитании. Именно это обстоятельство было использовано как аргумент при его обвинении в отступлении от «основ соцвоса».

А.С. Макаренко связывал воспитание и социализацию не прямо, а через образ жизни учрежденческого коллектива. С одной стороны, этот коллектив обладал социальным статусом, правами юридического лица, хозяйственной самостоятельностью. С другой – это особый вид производственно-трудового коллектива, учитывающий возрастные особенности детей.

Эти положения изложены им в работах «Очерк работы Полтавской колонии им. М. Горького» и «В Главсоцвос НКП УССР» (1925 г.). 

Педагогическая концепция А.С. Макаренко зародилась на основе его опыта работы с беспризорниками. Сам А.С. Макаренко акцентировал внимание на том, что существует не проблема воспитания правонарушителей, а проблема воспитания вообще. Поэтому он максимально приближал воспитание правонарушителей к условиям воспитания «нормальных» детей. Эта основа его творчества вывела значение наследия А.С. Макаренко за рамки специфики работы с беспризорниками.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению