«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной

социально-педагогической деятельности»

Материалы IV Всероссийских Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 22 марта 2007 г.

 

Раздел 2

 

ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕСПРИЗОРНОСТИ

И БЕЗНАДЗОРНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

НАСЛЕДИИ А.С. МАКАРЕНКО И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

 

 

Р.М. Ситько

Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современность

Глобальный гуманистический кризис, который переживает мировое сообщество, преобразования, происходящие в современной России, реформирование социально-экономических и духовно-культурных основ жизни россиян, сложности переходного периода наиболее остро и болезненно сказываются на мире детства.

XXI в. встретился с проблемами безнадзорности и беспризорности детей. Причин их возникновения много: кризисные ситуации в семье, социальный образ жизни родителей, немотивированное исключение детей из образовательных учреждений, коммерциализация досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений, приобщение уличных детей к противоправному бизнесу, приток беженцев и мигрантов и др. Данные причины порождают деформацию развития личности ребёнка.

Нашему обществу сегодня нужны люди, каждый из которых мог бы сказать: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив». Это высоконравственное начало особенно важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания, когда агрессивный индивидуализм деформирует личность и общество.

Приведённые слова о личном счастье принадлежат выдающемуся педагогу современности А.С. Макаренко, одному из одарённых, социально активных людей, в которых всегда нуждается общество и которые особенно необходимы в переломные времена. Это мы чувствуем на опыте последних лет, ощущая, как нам недостаёт таких людей, как А.С. Макаренко. Кристально честный, энергичный, деятельный он был таким задолго до того, как о его искусстве созидания человека узнал весь мир.

Жизненность системы А.С. Макаренко доказана самой жизнью и реалиями современности. Современное состояние беспризорности и безнадзорности России сравнивается с ситуацией в России XX в., порождённой потрясениями 1914 – начала 1920-х гг. Катастрофические последствия для российского общества были вызваны Первой мировой войной, Октябрьской революцией, Гражданской войной. Стаи голодных, брошенных, осиротевших детей пополняли численность несовершеннолетних преступников и хулиганов. В такой ситуации борьба с беспризорностью явилась важным направлением внутренней политики советского государства, в котором классовый подход при выработке адекватной молодёжной политики выражал общечеловеческие ценности.

Показателем степени серьёзности проблемы и отношения к ней советского государства стало назначение в 1921 г. на пост председателя Комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИКе народного комиссара внутренних дел Ф.Э. Дзержинского. Патронаж Наркомата внутренних дел позволил найти альтернативную по отношению к репрессиям технологию ресоциализации подростков-правонарушителей.

Автором нового подхода стал А.С. Макаренко, создавший уникальное учреждение, в котором реализовывалась его концепция ресоциализации малолетних правонарушителей. И хотя систему А.С. Макаренко критиковали и в период его деятельности, и впоследствии, эффективность её не вызывает сомнений. То, что удалось совершить педагогу, было столь впечатляюще, что посещение возглавляемой им коммуны имени Ф.Э. Дзержинского являлось одним из пунктов культурной программы многих иностранных делегаций, приезжающих в Советский Союз.

Система педагога имеет уникальность и специфику, связанную с перестройкой человека. Однако в системе А.С. Макаренко имеется универсальное, что выходит за рамки деятельности специальных учреждений. Он нужен сегодня и школе, и дополнительному образованию, и семье, и общественным молодёжным организациям, и вузовской педагогике.

Характерная  черта  жизненной  линии  и  педагогической  системы 

А.С. Макаренко – нерасторжимая связь научного поиска и практической деятельности. Для педагога всегда ведущими были три точки опоры: личность, коллектив, труд.

Оппоненты педагога упрекали его в том, что в его системе акцент сделан на коллектив, который подавляет, нивелирует  личность. Однако педагогический опыт, талант писателя и судьбы воспитанников Макаренко опровергают эти положения.

Антон Семёнович, по глубокому убеждению его воспитанников, в каждом из них видел человека, личность, да не просто видел, а видел насквозь. В теоретическом обобщении, в художественных произведениях, в деловой характеристике, даваемой колонисту или коммунару, в беседе с ними, в определении их жизненных путей – всегда и во всём он подчёркивал своеобразие каждого, учитывал внутреннюю жизнь воспитанников, их личностные особенности. Вспомним хотя бы характеристики Карабанова, Вершнева, Лаптя и других колонистов из «Педагогической поэмы».

Как известно, прототипом Семёна Карабанова – одного из самых замечательных, но не из лёгких воспитанников А.С. Макаренко послужил Семён Афанасьевич Калабалин, которому в «Типах и прототипах» педагог даёт такую характеристику: «Он остаётся самым ярким лицом повести, всегда бурлящим и сдерживающим  себя только военною выправкой. Он готов пожертвовать любым из своих интересов, но он не монах…Он готов бросить рабфак и действительно бросает его для работы по организации объединения трудовых колоний, но под влиянием коллектива снова возвращается на рабфак… Из него выходит убеждённый сторонник переделки человека…» [2, с. 480].

Всего несколько строк, но в них – педагогическая зоркость, позволившая Макаренко увидеть в своём воспитаннике исключительные способности и сделать всё, чтобы он стал педагогом. Педагогика Макаренко – это педагогика действия. Семён Афанасьевич стал педагогом, работал директором детских домов. А.С. Макаренко пристально следил за его деятельностью, помогал советами; реагировал на успехи и затруднения, интересовался воспитанием сына. О С.А. Калабалине как о талантливом директоре детского дома написана книга  [1]. В Клемёновском детском доме Московской области, последнем месте работы Семёна Афанасьевича, в честь его создан музей. Сын С.А. Калабалина продолжил педагогическую династию. Это ли не награда педагогу и показатель его успешности?

С.А. Калабалин – не единственный колонист, ставший педагогом.     Антон Семёнович создал целую школу воспитанных им педагогов. Многие его воспитанники, избравшие другие профессии, также занимались педагогической деятельностью: Л.В. Конисевич, Л.Н. Морозов, В.А. Руденко, И.И. Яценко и др.

А.С. Макаренко видел в каждом своём воспитаннике те индивидуальные свойства, которые составляют богатство каждого отдельного человека и присущи только ему. Он старался выделить то ценное, чем каждый мог обогатить коллектив, и уделял развитию именно этой стороны личности особенно пристальное внимание. Именно разнообразие личностей обогащает коллектив, считал педагог, неоднократно подчёркивая диалектическое единство общего и частного, индивидуального.

При этом он говорил о целостности личности и о том, что она не воспитывается «по частям», указывая в своих произведениях на самые разные её стороны. Перечень личностных качеств богат: коллективизм, гражданственность, ответственность, дисциплинированность, внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина, готовность к действию и торможению, способность такта и ориентировки, эмоциональное перспективное устремление и др. Он подчёркивал необходимость гармонизации этих сторон личности с теми знаниями молодого человека, которые составляют образовательный запас к моменту выхода из школы. Особое внимание Макаренко уделял духовной сфере: старался пробудить интерес к культуре, к знаниям, любовь к книге.

Конечно, тонкое и глубокое знание личности воспитанников можно объяснить педагогической интуицией и талантом А.С. Макаренко. Но знакомство с творческой лабораторией педагога позволяет  увидеть те усилия, которые он прилагал, чтобы фиксировать и накапливать сведения о каждом воспитаннике. Он вёл картотеку воспитанников, в которую заносил конкретные факты проявления личности, отношения с людьми, речь, поступки и особенно творческие начинания. Эти данные явились, с одной стороны, материалом для литературной работы, а с другой, – они превратились в ценную педагогическую копилку.

Видеть в растущем человеке личность – актуальная задача образования. В её решении современный педагог найдёт у А.С. Макаренко кладезь педагогических средств, помогающих воспитать в каждом ученике свободную, активную личность, созидателя, творца, гражданина, труженика.

Стержнем  педагогической системы А.С. Макаренко является воспитание коллективизма, Он разработал систему воспитания коллективизма на практике и обосновал её теоретически, утверждая, что в простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом. В современном обществе, когда востребовано воспитание в каждом труженике чувства хозяина, умения работать в команде, в ансамбле, страницы произведений педагога звучат очень современно: «Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, это очень сложный опыт целесообразных коллективных движений, среди которых самое видное место занимают принципы распоряжения, обсуждения, подчинения большинству, подчинения товарища товарищу, ответственности и согласованности»  [3, c. 48].

Средством прикосновения к личности, по мнению педагога, является первичный коллектив. В опыте колонии и коммуны были разные постоянные первичные коллективы: трудовые, учебные, клубные, но основным первичным коллективом, ответственным за жизнь каждого воспитанника, Макаренко считал отряд. Причём, в коллективах, руководимых педагогом, большие воспитательные возможности он видел в разновозрастных отрядах, так как старшие оказывали благотворное влияние на младших. Естественно, это происходило на этапе крепкого и хорошо организованного коллектива, когда создан правильный дисциплинарный фон.

Фундаментом для самоорганизации коллектива в системе Макаренко был труд и постоянная, ежедневная потребность улучшать этот труд. От примитивного сельскохозяйственного труда и простого производительного труда в мастерских – к строительству настоящих заводов – таков путь трудового воспитания, пройденный воспитательными учреждениями Макаренко. Значительное внимание в своей системе он уделял труду на пользу других, во благо общества.

По оценке самого А.С. Макаренко, его метод коренится в русской традиции и должен лежать в основании всей российской школы. В заявлении в Центральный Институт организаторов народного просвещения в августе 1922 г. он отмечал, что русская трудовая школа должна совершенно перестроиться…Основанием русской школы должна сделаться не труд – работа, а труд – забота. Он придавал важное значение образцовому хозяйству, труд в котором становится не только высокопроизводительным, но и воспитывающим. При этом Макаренко подчёркивал подчинённую роль производства задачам ресоциализации молодёжи: «Мы здесь не фотоаппараты делаем, а людей».

По мнению А.П. Михайлова – специалиста в области девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних и молодёжи, эффективность метода Макаренко объяснялась встраиванием деятельности, направленной на ресоциализацию подростков, в специфику юношеской психологии; введением подростков в масштабные политические и экономические проблемы страны, требующие коллективных усилий всего общества; опорой на архетипы русской культуры – военного комплекса – готовности к защите Родины, служению социальным идеалам, соборности [4].

Социальная значимость системы А.С. Макаренко, по нашему мнению, состоит в том, что подросток обретал социальную компетентность: получал образование, навыки производительного труда, мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию, самовоспитанию, самоорганизации. Это позволило вернуть обществу, стране многих достойных граждан.

В силу этого педагогическая система А.С. Макаренко актуальна в воспитательной работе с учащимися. В 60-е – 70-е гг. ХХ в. в нашей стране действовали педагогические клубы и макаренковские отряды, работающие с трудными подростками по месту жительства, при ЖЭКах (Москва, Ярославль, Тюмень, Белебей, Вологда, Череповец и др). Педагогическое наследие А.С. Макаренко использовалось в инициировании движения комсомольских педагогических отрядов (Ленинград, Москва, Челябинск, Новгород, Свердловск, Ростов-на-Дону и др.), в коммунарской методике И.П. Иванова. Пропагандой педагогического наследия А.С. Макаренко активно занималась макаренковская секция при ЦС Педагогического общества РСФСР, которая проводила Всероссийские семинары актива макаренковских педагогических отрядов, обобщая их материалы [5].

Проходивший в 1980 г. в Ростове-на-Дону Всесоюзный семинар по деятельности комсомольских педагогических отрядов аккумулировал опыт социального творчества  всех отрядов комсомола по оказанию помощи семье и школе в воспитании новых поколений. В современной социокультурной ситуации, когда отмечается динамика правонарушений несовершеннолетних, традиции педотрядовского движения могут стать одним из факторов объединения общественных воспитателей в поиске стратегии ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей и предотвращения данного процесса в нашем обществе.

В 2008 г. исполнится 120 лет со дня рождения А.С. Макаренко.  Он прожил недолгую, но яркую и цельную, до предела насыщенную творчеством, преданностью детям жизнь, сгорев, как писал о нём М. Горький, «в огне действенной любви к детям». Сама жизнь педагога, писателя, гражданина, человека является  примером служения делу, народу, Отечеству.

Идеи А.С. Макаренко ориентируют современных педагогов на человечность – эту дивную способность человека «жить своими мыслями и чужими чувствами», «волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою» и спешить делать добро. В процессе созидания человека идеи Макаренко становятся школой нравственного становления растущего человека и его воспитателя.

 

Библиографический список

1.  Вигдорова Ф.А. Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка. М., 1961.

2.  Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. Т.3. М., 1983 – 1986.

3.  Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. Т.4. М., 1983 – 1986.

4.  Михайлов А.П. Альтернативные ситуации ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей: социокультурный анализ. Ростов-на-Дону. 2006.

5.  Опыт применения педагогической системы А.С. Макаренко в воспитательной работе с учащимися (Ред. коллегия О.С. Кель, З.И. Звягинцева, Г.К. Калабалина). ПО РСФСР ЦС М. 1983.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению